Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Водного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 06.06.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Водного кодекса Российской Федерации" подготовлен в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N ДК-П9-1889 и направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами, и предусматривающий, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае использования акватории водного объекта для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) правообладателями прилегающих к акватории водного объекта земельных участков.
Предлагаемые изменения основаны на следующем.
Водный кодекс Российской Федерации (далее - Водный кодекс) предусматривает возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В настоящее время согласно части 2 статьи 16 Водного кодекса договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона.
Таким образом, в условиях современного законодательного регулирования водных отношений владельцы объектов туристской инфраструктуры (гостиниц, пляжей, объектов санитарно-культурного лечения и прочее), расположенных вблизи от водных объектов, в целях обеспечения качественного обслуживания населения сталкиваются с необходимостью заключения договоров водопользования по результатам аукциона, без гарантии получить право пользования акваторией в итоге.
Например, по информации ОАО "РЖД" в рамках осуществления деятельности по оказанию санаторно-курортных и оздоровительных услуг в целях организации пляжного отдыха более 1 миллиона своих работников, заинтересовано в предоставлении дочерним и зависимым обществам, входящим в состав холдинга "РЖД", водных объектов в пользование (в настоящее время только у АО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ", входящего в состав холдинга "РЖД", на Черноморском побережье -7 санаториев).
Практика участия в аукционах по приобретению права на заключение договора водопользования показывает, что в названных аукционах в основном учувствуют и побеждают физические и юридические лица, в дальнейшем не заинтересованные и не планирующие использовать акваторию водного объекта, целью которых является извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в аукционе либо за переуступку права пользования акваторией. В этой связи хозяйствующие субъекты, осуществляющие рекреационную деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.
Также предлагаемые изменения позволят лечебно-профилактическим учреждениям санаторно-курортного типа осуществлять свою деятельность без неоправданных дополнительных расходов для получения права пользования акваторией водных объектов, что позволит снизить возможность злоупотребления правом пользования акваторией и реализовать право граждан, имеющих дополнительные социальные гарантии на санитарно-курортное обслуживание (лечение).
Предлагаемые изменения в Водный кодекс позволят обеспечить операторов туристской индустрии возможностью привлечь для оказания услуг населению прилегающей акватории, и тем самым, увеличить привлекательность внутреннего туризма на территории Российской Федерации.
Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами.
Проект закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Принятие закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.