Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем"
(подготовлен Минобрнауки России 07.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.02.02 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*(1) |
среднее общее образование |
Техник по защите информации |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев*(2) |
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: защита информации в телекоммуникационных системах и сетях программными, программно-аппаратными (в том числе криптографическими) и техническими средствами.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
телекоммуникационные системы и сети;
средства и системы защиты информации;
документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник по защите информации готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
4.3.1. Эксплуатация защищенных телекоммуникационных систем и сетей в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации.
4.3.2. Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическими) средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации.
4.3.3. Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях техническими средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации и методиками по обеспечению безопасности информации.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Техник по защите информации должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость и направления развития будущей области профессиональной деятельности
ОК 2. Организовывать собственную профессиональную деятельность и деятельность подчиненного персонала, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Адаптировать специализированные когнитивные и практические умения и методы для решения четко определенных, сложных и нестандартных проблем в области профессиональной деятельности.
ОК 4. Организовывать собственное профессиональное развитие и самообразование в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры, а также обучение подчиненного персонала
ОК 5. Адаптировать методы и способы решения профессиональных задач деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 6. Оценивать качество результатов собственной деятельности и деятельности подчиненного персонала с целью ее совершенствования.
ОК 7. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из широкого набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности и деятельности подчиненного персонала.
ОК 8. Использовать информационно-коммуникационные технологии, в т.ч. специализированные программные продукты для решения профессиональных задач и личностного развития.
ОК 9. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста.
ОК 10. Осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке применительно к освоенному уровню квалификации и области профессиональной деятельности.
5.2. Техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация защищенных телекоммуникационных систем и сетей в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации.
ПК 1.1. Производить монтаж, первичную настройку, проверку функционирования и конфигурирование оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей.
ПК 1.2. Осуществлять диагностику технического состояния, поиск неисправностей и ремонт оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей.
ПК 1.3. Проводить техническое обслуживание оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей.
ПК 1.4. Осуществлять текущий контроль функционирования защищенных телекоммуникационных систем и сетей.
5.2.2. Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическими) средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации.
ПК 2.1. Производить установку, первичную настройку, испытания и конфигурирование программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от несанкционированного доступа в телекоммуникационных системах и сетях.
ПК 2.2. Поддерживать бесперебойную работу программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях.
ПК 2.3. Осуществлять защиту информации от несанкционированного доступа в телекоммуникационных системах и сетях программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическим) средствами в соответствии с установленными методиками.
5.2.3. Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях техническими средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации и методиками по обеспечению безопасности информации.
ПК 3.1. Производить установку, монтаж, настройку и испытания технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам в телекоммуникационных системах и сетях.
ПК 3.2. Проводить техническое обслуживание, устранение неисправностей и ремонт технических средств защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях.
ПК 3.3. Осуществлять защиту информации от утечки по техническим каналам в телекоммуникационных системах и сетях техническими средствами в соответствии с установленными методиками.
ПК 3.4. Проводить отдельные работы по физической защите линий связи телекоммуникационных систем и сетей.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3402 |
2268 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
648 |
432 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 - 9 ПК 2.3, 3.3 |
|
уметь: ориентироваться в историческом прошлом и в современной экономической, политической и культурной ситуациях в России; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: закономерности исторического процесса, основные этапы, события отечественной истории, место и роль России в истории человечества и в современном мире; содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 - 9 |
|
уметь: в области аудирования: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы (профессиональные и бытовые), в области чтения: понимать тексты на базовые повседневные и профессиональные темы в области общения: общаться в большинстве типичных ситуаций, без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) в области письма: писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы знать: правила построения простых и сложных повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования правила формирования страдательного залога основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
168 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1 - 9 ПК 2.4, 3.1 |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
336 |
168 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6, 8 |
|
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
324 |
216 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; выполнять операции над множествами; применять методы дифференциального и интегрального исчисления; использовать основные положения теории вероятностей и математической статистики; применять стандартные методы и модели к решению типовых вероятностных и статистических задач; пользоваться пакетами прикладных программ для решения вероятностных и статистических задач; знать: основы линейной алгебры и аналитической геометрии; основные положения теории множеств; основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; основные статистические пакеты прикладных программ; логические операции, законы и функции алгебры, логики; |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 - 5, 8 - 10 ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3 |
|
уметь: строить логические схемы и составлять алгоритмы; использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; использовать языки программирования, разрабатывать логически правильные и эффективные программы; осваивать и использовать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; знать: общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные функции, назначение и принципы работы распространенных операционных систем и сред; общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции; стандартные типы данных; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; |
|
|
ЕН.02. Информатика |
ОК 1 - 5, 8 - 10, 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3 |
|
уметь: рассчитывать электрические токи и напряжения; знать: физические основы механики; законы электромагнетизма; основы физики колебаний и волн; свойства электронов в кристаллических проводниках и полупроводниках, принципы работы полупроводниковых и лазерных устройств. |
|
|
ЕН.03. Физика |
ОК 1 - 2, 4, 5, 8, 9, 11, 13 ПК 1.1, 1.2, 2.1 - 2.3 |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2430 |
1620 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1134 |
756 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать системы автоматизированного проектирования для подготовки технической документации; читать чертежи и схемы; знать: требования стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технологической документации (далее - ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем; основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
ОК 2, 4, 5 ПК 1.3, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3 |
|
уметь: рассчитывать простые электрические цепи; измерять основные параметры электрических цепей и электрорадиоэлементов; пользоваться технической и справочной литературой; знать: основные определения, законы и методы расчета электрических цепей; основные методы измерений параметров электрических цепей и сигналов; |
|
|
ОП.02. Электротехника |
ОК 2 - 4, 8, 9, 12, 13 ПК 1.1 - 1.3, 2.1, 2.2, 3.3 |
|
уметь: рассчитывать типовые электронные устройства; читать электрические принципиальные схемы; знать: принципы работы типовых электронных устройств |
|
|
ОП.03. Электроника и схемотехника |
ОК 2 - 4, 8, 9, 11 - 13 ПК 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.3 |
|
уметь: проводить типовые измерения; пользоваться стандартными средствами электрорадиоизмерений; оценивать точность проводимых измерений; проводить текущий контроль показателей и процесса функционирования оборудования ТКС; знать: принципы построения, основные характеристики типовых измерительных приборов и правила работы с ними; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; типы, основные характеристики средств измерений и контроля процесса и параметров функционирования оборудования ТКС; |
|
|
ОП.04. Электрорадиоизмерения и метрология |
ОК 2 - 4, 8, 9, 11 - 13 ПК 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 3.3 |
|
уметь: классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности; применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации; классифицировать основные угрозы безопасности информации; знать: сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих; место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны; виды, источники и носители защищаемой информации; источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению; жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.05. Основы информационной безопасности |
ОК 1 - 5, 8, 9, 11 ПК 2.3, 2.4, 3.1 |
|
уметь: эксплуатировать и обслуживать средства вычислительной техники; использовать средства контроля работоспособности вычислительной техники; выполнять работы по архивированию и резервному копированию информации; настраивать и применять средства защиты информации в операционных системах, в том числе средства антивирусной защиты; использовать встроенные средства аудита операционных систем; знать: архитектуру и общие принципы функционирования современных компьютеров; основные периферийные устройства и их работу; порядок эксплуатации средств антивирусной защиты в операционных системах; средства архивирования и резервного копирования информации средствами операционных систем и сервисного программного обеспечения; функциональные возможности подсистем аудита операционных систем. |
|
|
ОП.06. Вычислительная техника |
ОК 2, 4, 5, 8, 9 ПК 1.1 - 1.4, 2.1, 2.2, 2.4, 3.2 |
|
уметь: использовать языки программирования высокого уровня; работать в интегрированной среде программирования; знать: типы данных, базовые конструкции изучаемых языков программирования; интегрированные среды изучаемых языков программирования; |
|
|
ОП.07. Основы алгоритмизации и программирования |
ОК 1, 2, 4, 5, 8, 9, 11 ПК 1.1, 2.1 - 2.3 |
|
уметь: рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; знать: общие положения экономической теории; организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана; |
|
|
ОП.08. Экономика организации |
ОК 1 - 4, 6 - 8 ПК 2.3, 2.4 |
|
уметь: организовывать деловое общение с различными категориями работников; оценивать эффективность управленческих решений; участвовать в организации собеседований с персоналом; проводить инструктаж сотрудников; знать: понятие и принципы управления персоналом в организациях различных форм собственности, основы организации работы малых коллективов; функции, виды и психологию менеджмента; законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие трудовые правоотношения; формы и методы инструктирования и обучения сотрудников; организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников; особенности менеджмента в области обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.09. Менеджмент |
ОК 1 - 3, 6 - 8 ПК 3.2, 3.3 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 3.3 |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1296 |
864 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация защищенных телекоммуникационных систем и сетей в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: монтажа, первичной настройки, проверки функционирования и конфигурирования оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей; диагностики технического состояния, поиска неисправностей и ремонта оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей; проведения технического обслуживание оборудования защищенных телекоммуникационных систем и сетей; текущего контроля функционирования защищенных телекоммуникационных систем и сетей. уметь: осуществлять техническую эксплуатацию линейных сооружений связи; производить монтаж кабельных линий и оконечных кабельных устройств; настраивать, эксплуатировать и обслуживать локальные вычислительные сети; настраивать, эксплуатировать и обслуживать оборудование составных телекоммуникационных сетей; сопрягать между собой различные телекоммуникационные устройства; производить настройку программного обеспечения коммутационного оборудования защищенных телекоммуникационных систем; осуществлять настройку модемов, использующихся в защищенных телекоммуникационных системах; осуществлять подключение, настройку мобильных устройств и распределенных сервисов телекоммуникационных сетей; осуществлять настройку и конфигурирование оборудования мультисервисных сетей связи; производить испытания, проверку и приемку оборудования защищенных телекоммуникационных систем; проверять функционирование, производить регулировку и контроль основных параметров источников питания радиоаппаратуры; проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ТКС; оформлять эксплуатационную и ремонтную документацию; знать: принципы построения телекоммуникационных систем и сетей; базовые технологии построения и состав оборудования мультисервисных сетей связи; состав и основные характеристики оборудования ТКС; принципы передачи информации в ТКС; принцип модуляции сигналов ТКС; принципы помехоустойчивого кодирования сигналов ТКС; виды и характеристики сигналов в ТКС; принципы аналого-цифрового преобразования, работы компандера, кодера и декодера; свойства электромагнитных волн; виды помех в каналах связи, методы их подавления; разновидности проводных линий передачи; конструкцию и характеристики электрических и оптических кабелей связи; способы коммутации в сетях связи; принципы построения многоканальных систем передачи; принципы построения радиолиний и систем радиосвязи; основы маршрутизации в телекоммуникационных сетях; принципы построения, основные характеристики и оборудование систем подвижной радиосвязи; технологии и оборудование удаленного доступа в телекоммуникационных сетях; типовые услуги телекоммуникационных сетей, виды информационного обслуживания, предоставляемые пользователям; принципы построения и технические средства локальных сетей; принципы функционирования маршрутизаторов; модемы, использующиеся в защищенных телекоммуникационных системах, принципы функционирования и подключения; спецификацию изделий, комплектующих, запасного имущества и ремонтных материалов, порядок их учета и хранения; принципы организации технической эксплуатации защищенных ТКС; содержание технического обслуживания и восстановления работоспособности оборудования ТКС; принципы организации и технологию ремонта оборудования защищенных ТКС; периодичность поверок контрольно-измерительной аппаратуры; принцип действия выпрямителей переменного тока; принципы работы стабилизаторов напряжения и тока, импульсных источников питания; принципы защиты электронных устройств от недопустимых режимов работы; принципы защиты электронных устройств от недопустимых режимов работы. |
|
|
МДК.01.01. Приемо-передающие устройства, линейные сооружения связи и источники электропитания
МДК.01.02. Телекоммуникационные системы
|
ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.4 |
| |||||
ПМ.02 |
Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическими) средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: установки, первичной настройки, испытаний и конфигурирования программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) в телекоммуникационных системах и сетях; поддержания бесперебойной работы программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях; защиты информации от несанкционированного доступа в телекоммуникационных системах и сетях программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическим) средствами в соответствии с установленными методиками. уметь: выявлять и оценивать угрозы безопасности информации и возможные технические каналы ее утечки в телекоммуникационных системах и сетях; определять рациональные методы и средства защиты на объектах и оценивать их эффективность; проводить проверку комплектности программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить установку программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить первичную настройку и испытания программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить конфигурирование программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить текущий контроль показателей и процесса функционирования программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить изменения настроек программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить восстановление процесса и параметров функционирования программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; устранять неисправности программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; проводить техническое обслуживание и ремонт программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; вести эксплуатационно-техническую документацию на программные и программно-аппаратные (в том числе криптографические) средства защиты информации от НСД; знать: возможные угрозы НСД к телекоммуникационным системам и сетям; методы защиты информации от НСД и специальных программных воздействий на нее; программно-аппаратные средства защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях; криптографические средства защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях; методы и методики контроля эффективности защиты информации от НСД программными и программно-аппаратными (в том числе криптографическими) средствами; методику изменения настроек программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; методику восстановления процесса и параметров функционирования программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; организацию и содержание технического обслуживания и ремонта программных и программно-аппаратных (в том числе криптографических) средств защиты информации от НСД; порядок и правила ведения эксплуатационно-технической документации на программные и программно-аппаратные (в том числе криптографические) средства защиты информации от НСД. |
|
|
МДК.02.01. Криптографическая защита информации |
ОК 1 - 13 ПК 2.1 - 2.4 |
| |||||
МДК.02.02. Программно-аппаратные средства защищенных телекоммуникационных систем | |||||
ПМ.03 |
Защита информации в телекоммуникационных системах и сетях техническими средствами в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации и методиками по обеспечению безопасности информации. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: установки, монтажа, настройки и испытаний технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам в телекоммуникационных системах и сетях; проведения технического обслуживания, устранения неисправностей и ремонта технических средств защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях; защиты информации от утечки по техническим каналам в телекоммуникационных системах и сетях техническими средствами в соответствии с установленными методиками; проведения отдельных работ по физической защите линий связи телекоммуникационных систем и сетей; уметь: выявлять и оценивать угрозы безопасности информации и возможные технические каналы ее утечки в телекоммуникационных системах и сетях; определять рациональные методы и технические средства защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях и оценивать их эффективность; проводить установку и монтаж технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; проводить настройку и испытания технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; проводить работы по восстановлению процесса и параметров функционирования технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; проводить техническое обслуживание, устранение неисправностей и ремонт технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; проводить контроль и корректировку параметров защиты информации от утечки по техническим каналам в телекоммуникационных системах и сетях; вести эксплуатационно-техническую документацию на технические средства защиты информации от утечки по техническим каналам; использовать средства физической защиты линий связи телекоммуникационных систем и сетей; применять нормативные правовые акты и нормативные методические документы в области защиты информации; выявлять каналы утечки информации на объекте защиты; контролировать соблюдение персоналом требований режима защиты информации; оформлять документацию по регламентации мероприятий и оказанию услуг в области защиты информации; защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством; взаимодействовать с организациями, осуществляющими гарантийный и постгарантийный ремонт средств защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях; знать: возможные угрозы безопасности информации и технические каналы ее утечки в телекоммуникационных системах и сетях; способы технической защиты информации от утечки по техническим каналам; технические средства защиты информации от утечки по техническим каналам; методы и методики контроля эффективности защиты информации от утечки по техническим каналам; методику восстановления процесса и параметров функционирования технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; организацию и содержание технического обслуживания и ремонта технических средств защиты информации от утечки по техническим каналам; порядок и правила ведения эксплуатационно-технической документации на технические средства защиты информации от утечки по техническим каналам; содержание и организацию работ по физической защите линий связи телекоммуникационных систем и сетей; основные нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; правовые основы организации защиты государственной тайны и конфиденциальной информации, задачи органов защиты государственной тайны; государственные стандарты в области защиты информации ограниченного доступа и аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям безопасности информации; правовые нормы и стандарты по лицензированию в области обеспечения защиты государственной тайны и сертификации средств защиты информации; нормативные методические документы, регламентирующие процесс уничтожения информации и машинных носителей информации. |
|
|
МДК.03.01. Техническая защита информации
МДК.03.02. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности
|
ОК 1 - 13 ПК 3.1 - 3.3 |
ПМ.03 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
ПМ.04 |
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1134 |
756 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.3 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Срок получения среднего СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
84 нед. |
Учебная практика |
14 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
11 нед. |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 27.11.2014 N 1522)
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.5.1. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
(п. 7.5.1 введен Приказом Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(3).
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Преподаватели профессиональных модулей должны владеть методикой подготовки обучающихся к олимпиадам профессионального мастерства, конкурсам и иным интеллектуальным соревнованиям в области информационной безопасности, ориентируясь на отечественные профессиональные стандарты.
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания, в том числе нормативные правовые акты и методические документы в области информационной безопасности в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(4). Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, включая приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
иностранного языка;
информатики, оснащенный рабочими местами на базе вычислительной техники, подключенными к локальной вычислительной сети и сети "Интернет", учебным сетевым программным обеспечением, обучающим программным обеспечением.
программирования;
математических дисциплин;
вычислительной техники;
технического регулирования и метрологии;
экологии и безопасности жизнедеятельности;
информационной безопасности;
методический.
Лаборатории:
физики, оснащенную учебно-лабораторными стендами по механике, электричеству, магнетизму и оптике;
электротехники и электроники, оснащенную учебно-лабораторными стендами и контрольно-измерительной аппаратурой для измерения параметров электрических цепей;
электрорадиоизмерений, оснащенную учебно-лабораторными стендами и контрольно-измерительной аппаратурой для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов, средствами генерирования сигналов;
телекоммуникационных систем, оснащенную рабочими местами на базе вычислительной техники, стендами сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурированной кабельной системой, стойками с телекоммуникационным оборудованием, системой питания и вентиляции, обучающим программным обеспечением, эмулятором (эмуляторами) активного сетевого оборудования, специализированным программным обеспечением для настройки телекоммуникационного оборудования;
технической защиты информации, оснащенную специализированным оборудованием по защите информации от утечки по акустическому каналу, каналу побочных электромагнитных излучений и наводок, техническими средствами контроля эффективности защиты информации от утечки по указанным каналам;
программно-аппаратных защиты информации, оснащенную антивирусными программными комплексами, аппаратными средствами аутентификации пользователя, программно-аппаратными средствами управления доступом к данным и защиты (шифрования) информации, средствами сканирования защищенности телекоммуникационных сетей и анализа сетевого трафика.
Мастерские:
радиомонтажная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными техническими и программно-аппаратными средствами защиты информации.
7.18. Если ППССЗ предусматривает в период образовательного процесса в любых его формах доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППССЗ, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования *(5).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение
к ФГОС СПО по специальности
10.02.02 Информационная безопасность
телекоммуникационных систем
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
14601 |
Монтажник оборудования связи |
16199 |
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин |
-------------------------------------------
*(1) Независимо от применяемых образовательных технологий.
*(2) Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
*(3) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; 2001, N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974; N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263.
*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.