Проект Федерального закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 16.06.2016 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации"
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования отношений, возникающих при обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации;
2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, осуществляющих оборот нефти и нефтепродуктов, баланса экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
3) создание условий для эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.
3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при введении в оборот нефти и нефтепродуктов.
4. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) оборот нефти и нефтепродуктов - оптовая и розничная торговля, хранение, обмен, транспортировка, поставка, в том числе экспорт и импорт нефти и нефтепродуктов.
2) нефтепродукты - продукты, получаемые в результате переработки углеводородного сырья на нефтеперерабатывающих заводах, которые являются продуктом для потребления и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов;
3) моторное топливо - вид нефтепродукта, получаемый в ходе переработки углеводородного сырья и предназначенный для использования в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания (автомобильные бензины и дизельное топливо);
4) розничная торговля моторным топливом -предпринимательская деятельность, связанная с продажей моторного топлива на автозаправочных станциях для использования его в личных, семейных и иных целях, не связанных с дальнейшей реализацией;
5) оптовая торговля нефтепродуктами - приобретение и продажа нефтепродуктов для использования его в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием.
Понятия "автомобильный бензин", "дизельное топливо", "топливо для реактивных двигателей" используются в значениях Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N826.
Понятия "хозяйствующий субъект", "группа лиц", "доминирующее положение", "товарный рынок" используются в значениях Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 3. Обеспечение доступа к инфраструктуре рынков нефти и нефтепродуктов
1. Услуги по транспортировке (перевозке) нефти и (или) нефтепродуктов железнодорожным и (или) трубопроводным транспортом предоставляются в приоритетном порядке лицам, приобретающим нефть и (или) нефтепродукты на биржевых торгах.
2. Хозяйствующие субъекты, имеющие на праве собственности или на ином законном основании хранилища, предназначенные для осуществления хранения моторного топлива, у которых доля емкости хранилищ моторного топлива превышает тридцать пять процентов от общей емкости хранилищ моторного топлива (за исключением хранилищ, входящих в систему государственного резерва Российской Федерации, а также хранилищ, находящихся в федеральной собственности и используемых для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов обеспечения мобилизационной подготовки), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, обязаны предоставлять услуги по хранению моторного топлива на недискриминационных условиях.
3. Правила недискриминационного доступа к услугам по хранению моторного топлива устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны содержать:
1) перечень объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;
2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками рынка нефти и нефтепродуктов условий доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива, а также иной необходимой существенной информации;
3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом вторым настоящей части, в том числе об услугах, предоставляемых хозяйствующими субъектами, указанными в части второй настоящей статьи, стоимости этих услуг и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме предоставления этих услуг, о технических и технологических возможностях предоставления этих услуг;
4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в части второй настоящей статьи, на реализацию соответствующих услуг и (или) организацию доступа на указанный товарный рынок;
5) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива;
6) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства и охраны природы;
7) условия доступа на рынок услуг по хранению моторного топлива, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, указанных в части второй настоящей статьи, а в установленных случаях требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при технологическом присоединении.
Статья 4. Особенности временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт
Временный вывод объектов по производству нефтепродуктов в ремонт осуществляется их собственниками и иными законными владельцами по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ответственность лиц, нарушающих порядок временного вывода объектов производства нефтепродуктов в ремонт, устанавливается законодательством Российской Федерации
Статья 5. Особенности накопления и использования запасов нефтепродуктов
1. Накопления и использования запасов нефтепродуктов у нефтяных компаний осуществляется их собственниками и иными законными владельцами.
2. Правила накопления и использования запасов нефтепродуктов у нефтяных компаний устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны содержать:
- порядок определения объема накопления запасов нефтепродуктов с учетом производственных возможностей каждой нефтяной компании, включая наличие у них ёмкостей хранилищ;
- порядок накопления запасов нефтепродуктов на недискриминационных условиях с учетом графиков вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт, модернизации производства нефтеперерабатывающих мощностей, экспорта нефтепродуктов и полуфабрикатов;
- порядок разграничения и расходования запасов нефтепродуктов.
3. Контроль (надзор) за накоплением и использованием запасов нефтепродуктов у нефтяных компаний осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
4. Ответственность лиц, нарушающих порядок накопления и использования запасов нефтепродуктов у нефтяных компаний, устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Запрет на совмещение отдельных видов деятельности и навязывание условий договора
1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую и(или) розничную торговлю моторным топливом и занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, запрещается совмещать оптовую и розничную торговлю моторным топливом. При этом хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую или розничную торговлю моторным топливом, могут находиться в одной группе лиц.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по реализации топлива для реактивных двигателей и занимающие доминирующее положение на рынке обращения указанного товара, не вправе навязывать контрагенту:
- услуги по транспортировке топлива для реактивных двигателей от нефтеперерабатывающих заводов до топливозаправочных комплексов,
- услуги по обеспечению заправки воздушных судов топливом для реактивных двигателей и (или) хранению топлива для реактивных двигателей.
Статья 7. Ограничение на совершение сделок в отношении имущества, необходимого для осуществления розничной торговли моторным топливом
1. Хозяйствующий субъект (группа лиц), который(ая) осуществляет розничную торговлю моторным топливом, и доля которого(ой) превышает тридцать пять процентов объема реализуемого моторного топлива на соответствующем товарном рынке, не вправе приобретать и (или) получать в аренду, а также совершать иные сделки по приобретению автозаправочных станций или земельных участков для строительства автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли моторным топливом.
2. Под сделками по приобретению и (или) получению в аренду, а также иными сделками по приобретению автозаправочных станций или земельных участков для строительства автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли моторным топливом, указанными в части первой настоящей статьи, понимаются сделки, предусмотренные пунктами 1-8 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с акциями (долями), правами и (или) имуществом хозяйствующих субъектов, имеющих права владения, пользования и (или) распоряжения на имущество, необходимое для осуществления розничной торговли моторным топливом, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 8. Учет затрат при осуществлении торговли нефтепродуктами
1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство, оптовую торговлю нефтепродуктами и (или) розничную торговлю моторным топливом, ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (в разрезе отдельных видов нефтепродуктов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Учет затрат, не связанных с видами деятельности, указанными в части первой настоящей статьи, осуществляется отдельно.
3. Хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности или на ином основании хранилища, предназначенные для осуществления хранения моторного топлива, у которых доля емкости хранилищ моторного топлива превышает тридцать пять процентов от общей емкости хранилищ моторного топлива (за исключением хранилищ, входящих в систему государственного резерва Российской Федерации, а также хранилищ, находящихся в федеральной собственности и используемых для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов обеспечения мобилизационной подготовки), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, обязаны вести раздельный учет затрат и доходов по торговле моторным топливом и по оказанию услуг по хранению моторного топлива в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Последствия нарушения настоящего Федерального закона
1. Деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю моторным топливом, и занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в случае если они не обеспечили выполнение установленных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона требований в установленные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Юридические лица - хозяйствующие субъекты, осуществляющих оптовую и розничную торговлю моторным топливом, и занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не обеспечившие выполнения установленных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона требований в установленные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Сделка, совершенная с нарушением требований части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, признается недействительной в судебном порядке по иску уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Статья 10. Стандарты раскрытия информация субъектами рынков нефти и нефтепродуктов
1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов, за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии, обязаны раскрывать информацию об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах (хранилищах нефти), об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктов, остатках нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах (хранилищах нефтепродуктов), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации хозяйствующими субъектами, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.