Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 2 по 13 ноября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 17 ноября по 14 декабря 2015 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/11-15/00041693).
Согласно данным сводного отчета по результатам публичного обсуждения проекта акта замечания и предложения не поступили.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 3 по 10 февраля 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых были представлены позиции Общероссийской общественной организации "Профессиональный союз деятелей культуры "Российское авторское общество" (далее - РАО) и Общероссийской общественной организации "Российской союз правообладателей" (далее - РСП) (справка прилагается).
Кроме того, 9 февраля 2016 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание с представителями Минкультуры России, РАО, РСП и Всероссийской организации интеллектуальной собственности по обсуждению положений проекта акта (далее - совещание).
Проектом акта вводятся следующие изменения и дополнения в Положение об аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 (далее - Положение об аккредитации):
уточняется требование о соответствии устава организации, претендующей на получение государственной аккредитации, типовому уставу аккредитованной организации по управлению правами, утвержденному приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 (далее - типовой устав);
проектируется требование о наличии "информационной системы "личный кабинет правообладателя" в целях предоставления правообладателям сведений";
дополняется перечень критериев, учитываемых комиссией при рассмотрении заявления "возможностью предоставления правообладателям сведений об использовании их прав, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах, посредством обеспечения им авторизованного доступа к "личному кабинету правообладателя", размещенному в информационной системе заявителя", а также "возможностью производить распределение 75% от подлежащей распределению суммы собранного вознаграждения пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей этих объектов";
вводятся такие основания для отзыва аккредитации как несоответствие организации критериям, определенным в пункте 15 Положения об аккредитации (в том числе вновь вводимым указанным выше), а также несоответствие типовому уставу.
В ходе подготовки настоящего заключения были выявлены следующие риски недостижения целей предлагаемого регулирования.
1. Законодательством Российской Федерации не определено понятие "информационная система "личный кабинет правообладателя". Вступление в силу проекта акта, содержащего неопределенные требования к хозяйствующим субъектам, может привести к необоснованным и избыточным затратам субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В ходе Совещания представителями Минкультуры России было отмечено, что Министерством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект), которым вводится требование к организациям по управлению правами на коллективной основе по обеспечению функционирования "информационная система "личный кабинет правообладателя" в целях предоставления правообладателю сведений, указанных в абзаце четвертом пункта 4 статьи 1243 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (сведения об использовании прав правообладателя, в том числе о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него суммах).
Между тем, законопроект также не содержит определение понятия "информационная система "личный кабинет правообладателя", а также закрытый перечень сведений для размещения в указанном пространстве. Минэкономразвития России письмом от 30 декабря 2015 г. N 38645-ОФ/Д04и направило перечень замечаний к законопроекту, среди которых указывалось на возникновение трудностей с правоприменением норм об "информационной системе "личный кабинет правообладателя", а также осуществлению мероприятий по контролю за их реализацией. Минэкономразвития России, в частности, отмечало необходимость предусмотреть полномочие Правительства Российской Федерации по установлению требований к "информационной системе "личный кабинет правообладателя", в том числе к порядку доступа к ним, их функционирования, составу размещаемых сведений.
2. Установление такого критерия как соответствие устава организации, претендующей на получение государственной аккредитации, положениям типового устава аккредитованной организации по управлению правами, основанием для отрицательного заключения в отношении заявления и возврата документов заявителю, а также для отзыва аккредитации представляется избыточным. Обращаем внимание, что ни ГК РФ, ни иными нормативными правовыми актами не определено требование об обязательном полном соответствии устава организации, осуществляющей коллективное управление, положениям типового устава.
3. Остается неясным, каким образом и на основании каких данных комиссией будет учитываться "возможность" "предоставления правообладателям сведений_ посредством обеспечения им авторизованного доступа к "личному кабинету правообладателя", размещенному в информационной системе заявителя", а также "производить распределение 75% от подлежащей распределению суммы собранного вознаграждения пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей этих объектов". Представляется необходимым определить в проекте акта объективные критерии (закрытый перечень данных), которые будут свидетельствовать о наличии таких "возможностей". Кроме того, остается неясным, какие именно "сведения и документы", получаемые от пользователей прав, могут считаться основанием для подсчета базы распределения собранного вознаграждения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации
"О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - проект акта) были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых были представлены позиции Общероссийской общественной организации "Профессиональный союз деятелей культуры "Российское авторское общество" (далее - РАО) и Общероссийской общественной организации "Российской союз правообладателей" (далее - РСП).
РСП поддержал проектируемое регулирование.
РАО сообщило следующее.
"В целом поддерживая инициативу Минкультуры России по принятию вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления), хотелось бы отметить следующее.
В пункте 3 проекта постановления предложено подпункт "д" пункта 15 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, изложить в следующей редакции: "д) возможность производить распределение не менее 75% от подлежащей распределению суммы собранного вознаграждения пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав, определяемому на основе сведений и документов, получаемых от пользователей этих объектов (для заявителя, претендующего на получение аккредитации в одной из сфер коллективного управления, указанных в подпунктах 1, 2, 5 и 6 пункта 1 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
Полагаем, что данная инициатива не отвечает ни интересам пользователей - организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих музыку в своей деятельности, ни интересам представляемых РАО правообладателей, среди которых также множество субъектов предпринимательства.
Видимо, преследуя цель гарантированной достоверности распределения, авторы инициативы требуют от обществ по коллективному управлению правами в подавляющем большинстве случаев распределять собранное авторское вознаграждение на основании отчетов пользователей. Однако эта цель не будет достигнута одними только ограничениями для обществ по коллективному управлению правами; необходимо обеспечить предоставление им пользователями полных, достоверных и своевременных отчетов.
Среди пользователей масса малых предприятий общественного питания, торговли, сферы услуг. Ведение непрерывного и достоверного учета использованных объектов авторских и смежных прав потребует от таких пользователей дополнительных затрат на административный персонал, что, как правило, существенно для данной категории и часто вызывает протесты.
С другой стороны, требуемый объем распределения по отчетам экономически не целесообразен и для правообладателей. Обработка бумажных отчетов пользователей - весьма долгий и трудоемкий процесс, соответствующие расходы обществ по коллективному управлению правами часто превышают всю сумму авторского вознаграждения, поступившего от мелкого пользователя. В таких условиях предложенные ограничения, в конечном итоге, обернутся повышением финансовой нагрузки и для правообладателей.
В то же время следует учитывать, что корректно сформированная статистическая информация с достаточной достоверностью отражает структуру использования объектов авторских и смежных прав при значительно меньших затратах на ее получение. Это делает сведения статистического характера эффективной альтернативой отчетам пользователей. Степень использования статистических сведений определяют правообладатели в рамках правил распределения, исходя из баланса принципов объективности и эффективности.
Также обращаем внимание, что предложенные ограничения противоречат передовой международной практике коллективного управления правами, главным трендом которой стало широкое внедрение статистических методов сбора данных для распределения, о чем мы сообщали в Минкультуры России, давая заключение на проект постановления (копию письма от 01.12.2015 г. N 1-6-6/269 прилагаем).
Таким образом, распределение на основе статистических сведений существенно повышает эффективность организаций по управлению правами на коллективной основе и всей системы в целом. Предлагаемые ограничения имеют больше негативных последствий для бизнеса, чем ожидаемая польза. Для достижения целей, поставленных разработчиками проекта, более разумными были бы требования по улучшению качества статистической информации, используемой для распределения.
Также хотим отметить, что проект постановления в этой части противоречит норме абзаца 3 пункта 4 статьи 1243 ГК РФ, где не предусмотрено процентное соотношение распределения на основании отчетов и сведений статистического характера.
В связи с этим, полагаем необходимым отказаться от дополнения пункта 15 Положения предложенным подпунктом "д".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.