Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минсельхоза России (далее - разработчик) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по рыболовству и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по рыболовству, подлежащих антитеррористической защищенности" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) при описании проблемы и негативного эффекта, возникающего в связи с наличием данной проблемы, на решение которой направлено принятие представленного проектом акта регулирования, разработчиком указывается, что на сегодняшний день, в отношении объектов (территорий) Минсельхоза России, Россельхознадзора и Росрыболовства, их территориальных органов и подведомственных им организаций, а также иных организаций, относящихся к сфере деятельности Минсельхоза России, не установлены требования к антитеррористической защищенности и не урегулированы вопросы проведения категорирования объектов (территорий), установления комплекса мер, соответствующих степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, в зависимости от присвоенной категории, порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта и реагирования на него, порядок контроля за выполнением требований, а также форма и порядок составления (актуализации) паспортов безопасности.
Так, согласно пункту 1.6 сводного отчета, регуляторным решением, представленным разработчиком в рассматриваемом проекте акта, является нормативное закрепление требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Минсельхоза России, Россельхознадзора и Росрыболовства, их территориальных органов и подведомственных им организаций, а также иных организаций, относящихся к сфере деятельности Минсельхоза России (далее - требования).
Таким образом, в качестве проблемы, требующей принятия проекта акта разработчиком указывается на отсутствие в настоящее время указанных требований, а в качестве цели, которую планируется достичь, указывается на снижение угрозы осуществления террористических актов и иных противоправных действий.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 24 марта 2015 г. по 8 апреля 2015 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 21 апреля 2015 г. по 6 мая 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 00/00/07-15/00021663).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 3 ноября 2015 г. по 13 ноября 2015 г. Проект акта и перечень вопросов по нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате проведения публичных консультаций поступили позиции РСПП, государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства (РОСРЫБХОЗ), "Ассоциации добытчиков минтая", а также ЗАО РК "Восток-1", замечания и предложения которых учтены в настоящем заключении.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, в отношении проекта акта могут быть представлены следующие замечания:
1. Несмотря на то, что требования, проектируемые проектом акта, возлагают на органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности обязанности по финансированию значительного числа мероприятий, в том числе инженерно-технических, по антитеррористической защищенности объектов (территорий), согласно пояснительной записке, представленной разработчиком в дополнительных материалах, реализация норм и положений проекта акта не потребует расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. По мнению Минэкономразвития России вышеуказанное не соответствует действительности, так как выполнение требований потребует существенных расходов, финансируемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*(1), а также субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, проект акта и пояснительная записка нуждаются в доработке в указанной части.
2. Согласно понятийному аппарату, представленному в общих положениях рассматриваемых требований, под объектами обеспечения антитеррористической защищенности подразумеваются объекты (территории), правообладателями которых являются Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росрыболовство, или которые находятся в их ведении*(2).
В соответствии с положениями проекта акта требования устанавливают правовые, организационные, инженерно-технические и иные меры, необходимые для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минсельхоза, Россельхознадзора, Росрыболовства, от совершения на этих объектах (территориях) террористических актов, в том числе на этапе проектирования и планирования*(3).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, аквакультуры, в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Иными словами, любой объект (территория), предназначенный для сельскохозяйственных нужд относится к сфере деятельности Минсельхоза России и подпадает под действие требований, в том числе объекты (территории), принадлежащие организациям частной формы собственности и индивидуальным предпринимателям, что является недопустимым.
По мнению Минэкономразвития России при доработке проекта акта требуется однозначное определение перечня объектов (территорий), подведомственных Минсельхозу России, на которые распространяют свое действие разработанные требования, с приложением материалов по расчету финансовых затрат на их исполнение и анализом данных о терактах (их последствиях) на объектах сельского хозяйства, подтверждающим их целесообразность и обоснованность.
3. Разделы проекта акта:
- требования к антитеррористической защищенности объектов;
- категорирование объектов (территорий);
- мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории)
содержат декларативные нормы, а не конкретные детализированные требования антитеррористической защищенности в зависимости от категории объектов (территорий) и степени угрозы совершения террористического акта, что не может быть поддержано Минэкономразвития России ввиду невозможности их практического выполнения и контроля.
Таким образом, разделы I - III проекта акта считаем целесообразным доработать в указанной части.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта содержатся положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) По данным официального сайта Минсельхоза России 306 федеральных государственных бюджетных учреждений и 67 федеральных государственных унитарных предприятий, а также 125 открытых акционерных обществ с государственным участием являются подведомственными организациями Минсельхоза России. Источник: www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/140.htm
*(2) Абзац 4 раздела "Общие положения" проекта акта
*(3) Вступительная часть требований
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.