Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан Минкомсвязью России совместно с Роскомнадзором в инициативном порядке.
Проект акта подготовлен в целях минимизации случаев злоупотребления свободой массовой информации при обращении за регистрацией средств массовой информации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 27 июля по 12 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 17 августа по 11 сентября 2015 г. По информации разработчика замечания и предложения на этапе уведомления о подготовке проекта акта и в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/07-15/00038252).
Согласно пункту 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия в период с 12 по 16 октября 2015 г. Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта, направив его в 35 субъектов предпринимательской деятельности в сфере средств массовой информации. По результатам публичных консультаций предложения и замечания поступили от ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", учтенные при подготовке настоящего заключения.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски, возникающие в результате его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования.
1. Проектируемой статьей 4.1 проекта акта разработчик предполагает создание экспертной комиссии по средствам массовой информации.
Обращаем внимание на отсутствие достаточных обоснований целесообразности создания экспертной комиссии. Кроме того, остается неясной цель предлагаемого регулирования, задачи, на решение которых направлено создание экспертной комиссии, а также риски, возникающие в результате деятельности субъектов предпринимательской деятельности в сфере средств массовой информации и препятствующие достижению целей правового регулирования. Одновременно разработчиком не определено правовое положение экспертной комиссии, характеризующее права и обязанности членов такой комиссии.
Представляется целесообразным привести статистику нарушений среди субъектов предпринимательской деятельности в сфере средств массовой информации с целью определения концепции и степени необходимости создания экспертной комиссии.
Таким образом, обращаем внимание на недостаточную обоснованность проектируемых положений об экспертной комиссии.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 7.1 проекта акта в наименование (название) средства массовой информации не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования государств, а также слова, производные от таких наименований, без согласия Министерства юстиции Российской Федерации
Обращаем внимание, что положение о Министерстве юстиции Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 не предусматривает указанных полномочий Минюста России. Исходя из вышеизложенного, остается неясным, каким образом будет реализовываться указанное положение проекта акта на практике, а также на каких условиях субъекты предпринимательской деятельности в сфере средств массовой информации смогут использовать полные или сокращенные официальные наименования государств, а также слова, производные от таких наименований.
3. В соответствии с пунктом 7 статьи 7.1 проекта акта в наименование (название) средства массовой информации не может включаться имя физического лица, включающее фамилию и собственно имя, или его псевдоним, за исключением случаев такого использования с согласия этого лица и способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.
Обращаем внимание, что согласно вышеуказанным положениям остается неясным, что включают в себя способы, "исключающие злоупотребление правом в других формах". Представляется, что при проектировании ответственности для средств массовой информации должны быть установлены четкие требования к допустимым формам использования наименования (названия).
Полагаем, что требование в части "злоупотребления правом в других формах" является неопределенным и должно быть исключено из проекта акта.
4. В рамках публичных консультаций ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" было отмечено неоднозначное прочтение требований о переоформлении лицензии на телевизионное вещание и радиовещание. Согласно абзацу 4 статьи 31.3 проекта акта в случае уступки лицензии другому лицу, изменения наименования (названия) распространяемого средства массовой информации, программной концепции вещания, объёма вещания, периодичности и времени вещания, территории распространения телеканала или радиоканала, в лицензиях на осуществление вещания в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и (или) городах с населением не менее чем сто тысяч человек вопросы переоформления лицензий рассматриваются на заседании Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию, положение и состав которой утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, остается неопределенность в вопросе, связанном с требованиями к субъектам Российской Федерации и (или) городам с численностью населения менее 100 тысяч человек в сфере переоформления лицензии.
5. Исходя из представленных в сводном отчете данных остается неясным количество средств массовой информации, в настоящее время соответствующих характеристикам проектируемой статьи 7.1. В связи с этим представляется невозможным оценить возможные необоснованные расходы субъектов предпринимательской деятельности в сфере средств массовой информации. Из текста проекта акта остается неясным также распространяется ли его действие на вновь регистрируемые средства массовой информации или в том числе и на существующие. В случае, если в сферу действия проекта акта попадают средства массовой информации, имеющие в настоящее время лицензию и соответствующие характеристикам проектируемой статьи 7.1, они должны будут пройти перерегистрацию и перелицензирование.
Считаем целесообразным в проекте акта определить переходный период таким образом, чтобы к моменту его вступления в силу средства массовой информации имели возможность адаптироваться к новому порядку регистрации средств массовой информации, а также переоформить лицензии на телевизионное вещание и радиовещание в установленных проектом акта случаях.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.