Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"
(подготовлен Минздравом России 14.08.2015)
Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее соответственно - Фонд, ОМС) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов от 30 апреля 2015 г. (по варианту 1 базовый).
По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 25 июня 2015 г. за основу для подготовки проекта бюджета Фонда, с учетом предварительной актуализации численности застрахованных граждан уточнен размер доходов от поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения и размер субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан по состоянию на 1 апреля 2015 г. 146,3 млн. человек, в том числе неработающего населения - 86,4 млн. человек.
Сбалансированность бюджета Фонда достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января очередного финансового года.
Доходы
Расчет доходов бюджета Фонда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов произведен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется в сумме:
на 2016 год - 1 671,1 млрд. рублей,
на 2017 год - 1 813,2 млрд. рублей,
на 2018 год - 1 925,7 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (в 2016 году - 98,4%, в 2017 году - 98,3%, в 2018 году - 98,4%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Расчет поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения осуществлен исходя из фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России на 2016 год в сумме 20 129 млрд. рублей, на 2017 год - 22 288 млрд. рублей, на 2018 год - 24 462 млрд. рублей, коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,844 и коэффициента сбора в размере 0,984, рассчитанных на основании сформированной администратором доходов базы для начисления страховых взносов на ОМС до предельной величины и коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,186 и коэффициента сбора в размере 0,96 с сумм, превышающих предельную величину базы, а также фактического поступления страховых взносов на ОМС, сложившихся по итогам отчетного периода 2014 года.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по полному тарифу (5,1%) планируется в сумме:
на 2016 год - 1 002,8 млрд. рублей;
на 2017 год - 1 110,4 млрд. рублей;
на 2018 год - 1 228,0 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах пониженные тарифы страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, использующие труд инвалидов; организации средств массовой информации; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) планируется в сумме:
на 2016 год - 6,1 млрд. рублей;
на 2017 год - 6,7 млрд. рублей;
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитанное исходя из фиксированного размера страхового взноса на ОМС, определенного как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в Фонд в размере 5,1%, увеличенное в 12 раз, и численности данной категории плательщиков, планируется в сумме:
на 2016 год - 11,1 млрд. рублей;
на 2017 год - 11,9 млрд. рублей;
на 2018 год - 12,5 млрд. рублей.
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения на 2016 год составит 27,3 млрд. рублей, на 2017 год - 30,2 млрд. рублей, на 2018 год - 31,1 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 23 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Расчет произведен исходя из численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2015 г. 86,4 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). На 2016 - 2018 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рублей и коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
В целом поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в сумме:
на 2016 год - 623,9 млрд. рублей;
на 2017 год - 654,1 млрд. рублей;
на 2018 год - 654,1 млрд. рублей.
Поступление недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г., планируется на 2016 год в сумме 2,4 млн. рублей.
Расходы
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2016 год составит 1 711,0 млрд. рублей, на двухлетний плановый период - соответственно 1 823,7 млрд. рублей и 1925,7 млрд. рублей.
Структура расходов бюджета Фонда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов характеризуется следующими данными:
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы, всего |
1 711,0 |
100 |
1 823,7 |
100 |
1 925,7 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
здравоохранение |
1 710,3 |
99,96 |
1 822,9 |
99,96 |
1 925,0 |
99,96 |
общегосударственные вопросы, образование, социальная политика |
0,7 |
0,04 |
0,8 |
0,04 |
0,7 |
0,04 |
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции:
на 2016 год - 1 508,4 млрд. рублей;
на 2017 год - 1 687,8 млрд. рублей;
на 2018 год - 1 790,9 млрд. рублей.
На 2016 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен на основе численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Расчет субвенций произведен исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра по состоянию на 1 апреля 2015 года в количестве 146,3 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2016 год в сумме 8 738,2 рублей, на 2017 год - 9 777,2 рублей (рост на 11,9%), на 2018 год - 10 374,8 рублей (рост на 6,1%) и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой распределения субвенций из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462.
За счет субвенций обеспечивается покрытие расходов базовой программы ОМС, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которая установлена частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оплата высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи планируется направить в 2016 году 97,6 млрд. рублей, в 2017 году - 101,5 млрд. рублей, в 2018 году - 106,6 млрд. рублей.
На указанные цели для предоставления иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и включенных в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проектом закона в бюджете Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме:
на 2016 год - 91,6 млрд. рублей;
на 2017 год - 95,3 млрд. рублей;
на 2018 год - 100,2 млрд. рублей.
На предоставление иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, проектом закона в бюджете Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме:
на 2016 год - 6,0 млрд. рублей;
на 2017 год - 6,2 млрд. рублей;
на 2018 год - 6,4 млрд. рублей.
В целях привлечения медицинских кадров на село и в рабочие поселки проектом закона в бюджете Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат на 2016 год в размере 3,2 млрд. рублей. При этом финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году планируется осуществлять за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов. Соответствующие изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" подготовлены и вносятся в едином пакете с законопроектом о бюджете Фонда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
В целях улучшения демографической ситуации планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на 2016 год в сумме 18,8 млрд. рублей, на 2017 год - 18,4 млрд. рублей, на 2018 год - 18,1 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в средствах нормированного страхового запаса учтены на 2016 год бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца.
С учетом расчета параметров бюджета Фонда с использованием новой методики исчисления среднемесячной заработной платы, после выполнения всех обязательств, поставленных бюджетом Фонда планируется передача в 2016 году межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет на увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на 2016 год в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" по разделу "Здравоохранение", в размере 30,0 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2016 год в сумме 725,3 млн. рублей, на 2017 год - 756,5 млн. рублей, что соответствует размеру средств, утвержденному на указанные цели Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в 2018 году - 756,5 млн. рублей, то есть без увеличения по сравнению с 2017 годом согласно Методическим указаниям Минфина России от 9 июля 2015 г. N 16-01-08/38621.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.