Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - законопроект) в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в части 1 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N Пр-2183ГС, в подпункте "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N Пр-242, в пункте 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N Пр-410 и в подпункте "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N Пр-1165.
В соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - соглашение). Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 N 113 Правила заключения соглашений предусматривают необходимость наличия плана мероприятий по устранению замечаний Минздрава России к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, являющегося частью соглашения. Реализация данного плана требует внесения изменений в территориальную программу ОМС, вместе с тем разработка проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации отнесена к полномочиям Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, которая не является стороной соглашения.
Законопроектом устанавливается обязанность Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивать внесение изменений в территориальную программу обязательного медицинского страхования в соответствии с соглашением о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключенным в соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Принимая во внимание завершение в 2016 году реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, проектом федерального закона вносится изменение в статью 50 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части обеспечения механизма и сроков возврата субъектами Российской Федерации неиспользованных в период 2013-2016 годов субсидий, предоставленных на строительство перинатальных центров, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования после окончания реализации программ модернизации здравоохранения. Аналогичные нормы ранее предусматривались в целях возврата в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования неиспользованных субсидий, предоставленных на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в период 2011-2012 годов.
В 2015 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях и на условиях софинансирования в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету. Указанные средства из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предоставляются:
федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, для последующего направления средств этим организациям в виде субсидий;
Министерству здравоохранения Российской Федерации для последующего представления бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.
Законопроектом предлагается продлить на бессрочной основе установленный механизм финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывая постепенное "погружение" отдельных методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС.
Предлагаемое решение позволит установить единый источник финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, начиная с 2015 года, и обеспечить, исходя из ранее данных поручений Президента Российской Федерации, увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5 раза в рамках запланированного бюджета с учетом равной доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения, проживающего в различных субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предлагается продлить на 2016 год особый подход к формированию объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения для включения в бюджеты Республики Крым и города федерального значения Севастополя и размера субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования названных регионов для финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования.
С учетом ранее данного поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с депутатами сельских поселений от 10 мая 2014 г. N ДМ-П11-3351 законопроектом предлагается продлить на 2016 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 45 лет, прибывшим или переехавшим в 2015 и 2016 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, предусмотрев при этом увеличение доли софинансирования указанных выплат из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 60 процентов.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить реализацию основных мероприятий и достижение показателей Государственной программы Российской федерации "Развитие здравоохранения" (подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации") в части увеличения количества больных, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь (показатель 2.15, мероприятие 15).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимый объем ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается проектом Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и составляет:
1) на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и включенных в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти: в 2016 году - 91,6 млрд. руб., в 2017 году - 95,3 млрд. рублей, 2018 году - 100,2 млрд. рублей;
2) на софинансирование высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации на: в 2016 году - 6,0 млрд. руб., в 2017 году - 6,2 млрд. рублей, в 2018 году - до 6,4 млрд. рублей;
3) на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам до 3,2 млрд. рублей в 2016 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.