Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 27 августа по 9 сентября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 16 сентября по 13 октября 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/08-15/00039456).
Проектом акта предусмотрена отмена запрета продажи алкогольной продукции дистанционным способом.
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 30 октября по 6 ноября провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых были представлены позиции РСПП, ОАО "Росспиртпром", а также СРО "Ассоциация "винодельческий союз" (справка прилагается).
В настоящее время продажа дистанционным способом алкогольной продукции в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" запрещена.
Между тем согласно данным разработчика и экспертов, участвовавших в публичном обсуждении проекта акта, в настоящее время алкогольная продукция широко представлена на торговых площадках в сети Интернет.
Разделяя позицию Минпромторга России о возможности либерализации интернет- продажи алкогольной продукции, Минэкономразвития России, тем не менее, обращает внимание на следующие риски, связанные с проектируемым регулированием.
В настоящее время субъекты предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции в целях осуществления деятельности должны организовывать хозяйственные процессы в соответствии с требованиями, в том числе лицензионными (исключая пиво, пивные напитки, пуаре и медовуху), установленными Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При вступлении в силу проекта акта в представленной редакции хозяйствующие субъекты, осуществляющие дистанционную продажу алкогольной продукции, получат конкурентное преимущество в связи с тем, что их деятельность не будет связана с какими-либо требованиями.
Кроме того, в отсутствие определенных требований к обороту алкогольной продукции при ее дистанционной продаже (в том числе в части субъектов предпринимательской деятельности, допущенных к такой продаже, сопроводительных документов, мест хранения реализуемой продукции) существует большая вероятность существенного роста продажи контрафактной, а также некачественной продукции.
Представляется необходимым при доработке вопроса легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией предусмотреть следующие механизмы по организации деятельности сайтов сети Интернет, осуществляющих ее продажу:
определение органа исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регулирования в сфере дистанционной торговли алкогольной продукцией;
определение процедур допуска сайтов сети Интернет к деятельности по дистанционной торговле алкогольной продукцией;
создание реестра доменных имен сайтов сети Интернет, допущенных к дистанционной торговле алкогольной продукцией, находящегося в открытом доступе;
регламентирование вопросов, связанных с закрытием указанных сайтов сети Интернет при выявлении нарушений установленных для них требований;
регламентирование вопросов, связанных со временем осуществления продажи алкогольной продукции, имея в виду действующие ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, установленные как Законом N 171-ФЗ, так и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая наличие существенных рисков вступления в силу проекта акта в представленной редакции, по результатам оценки регулирующего воздействия с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом" (далее - проект акта) были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых были представлены следующие позиции РСПП, ОАО "Росспиртпром", а также СРО "Ассоциация "винодельческий союз".
1. РСПП.
"Принимая во внимание позицию Правительства Российской Федерации о возможности легализации дистанционной торговли алкогольной продукции при условии соблюдения требований и ограничений к розничной продаже алкоголя, отраженной в официальном отзыве Правительства РФ от 4 июня 2015 года N3493п-П11 на проект федерального закона N 508213-5, бизнес-сообществом подготовлены следующие предложения, направленные на создание механизма действенного регулирования и контроля за розничной продажей алкогольной продукции дистанционным способом.
В целях легализации и регулирования дистанционной торговли алкогольной продукции предлагается:
1. Ввести новый вид лицензии для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом с использованием сети "Интернет", со сроком действия до 5 лет (с возможностью продления).
2. Наделить Росалкогольрегулирование полномочиями по выдаче таких лицензий и контролю за деятельностью субъектов, осуществляющих дистанционную продажу алкогольной продукции, в том числе правом во внесудебном порядке направлять поручения в Роскомнадзор о блокировке сайтов, посредством которых осуществляется незаконная продажа алкогольной продукции.
3. Поддерживается предложение Правительства РФ по созданию реестра доменных имен организаций, обладающих лицензией на розничную продажу алкогольной продукции с использованием сети "Интернет", ведению такого реестра Росалкогольрегулированием. При этом создание нового реестра не потребуется в силу возможности добавления соответствующего столбца в существующий реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
4. Поддерживается позиция Правительства РФ в части установления особых требований к соискателям лицензии, а именно, получателями такой лицензии могут быть:
- организации, имеющие лицензию на производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией;
- организации, осуществившие оплату государственной пошлины за получение такой лицензии в размере 80 000 рублей за каждый год действия лицензии.
Реализация предлагаемых мер позволит сделать канал интернет-продаж алкоголя в России цивилизованным и открытым, а также будет способствовать закрытию доступа к нему нелегальных продавцов. Важно отметить, что легализация дистанционной продажи алкоголя предоставит возможность развития продовольственного сегмента торговли (в том числе стратегически важного для экономики страны сегмента российского виноделия)".
2. ОАО "Росспиртпром".
Проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, на решение которой направлено проектируемой регулирование, актуальна, так как в настоящее время в русскоязычной части глобальной сети интернет существует большое (более 200) количество интернет-ресурсов, предлагающих услуги дистанционной продажи алкогольной продукции. При этом легальность происхождения алкогольной продукции, предлагаемой на этих ресурсах, достоверно установить невозможно, так как соответствующие действенные механизмы контроля "дистанционных" продавцов отсутствуют. Принятие проекта акта в предложенной редакции не сможет решить указанную проблему.
Вместе с тем, положительных эффектов от вступления в силу проекта акта ожидать не приходится, так как его принятие до разработки и внедрения механизмов контроля над интернет-торговлей алкогольной продукцией не изменит фактически сложившуюся ситуацию.
Дистанционная торговля алкогольной продукцией не соответствует основным положениям государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации и несет в себе следующие существенные риски:
нарушение установленных соответствующими нормативными правовыми актами федеральных и региональных ограничений времени и мест розничной продажи алкогольной продукции;
недобросовестная конкуренция со стороны нелегальных производителей, наносящая ущерб добросовестным участникам рынка;
угроза жизни и здоровью граждан Российской Федерации вследствие наличия возможностей реализации небезопасной продукции, а также продажи алкогольной продукции несовершеннолетним гражданам.
В целях эффективного решения проблемы представляется целесообразным:
- создать реестр доменных имен организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом;
- установить специальные требования для включения торговых организаций в указанный реестр;
разработать и принять соответствующий нормативный правовой акт, предусматривающий установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом.
До вступления в силу проекта акта необходимо внести изменения в действующее законодательство, касающиеся создания вышеописанного реестра торговых организаций, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией дистанционным способом и разработки специальных требований к указанным организациям, а также форм и способов контроля указанных организаций и их ответственности за нарушение установленных требований.
3. СРО "Ассоциация "винодельческий союз".
Описанная разработчиком в сводном отчете проблема является актуальной. "Разрешение продажи алкоголя дистанционным способом даст возможность покупателя приобретать алкогольную продукцию, которой нет в наличии в ближайших магазинах розничной продажи, расширит покупательский диапазон.
Продажа алкогольной продукции дистанционным способом обеспечит доступ на рынок малых и средних производителей вина по доступным ценам.
Продажа алкоголя дистанционным способом будет способствовать развитию продовольственного сегмента торговли, поскольку интернет является перспективным каналом сбыта. Но необходимо создать список тех сайтов, которые имеют лицензии на продажу алкоголя дистанционным способом.
Продажа алкоголя в интернете должна вестись по тем же правилам, что и в обычной розничной торговле: с ограничением по возрасту покупателя, времени и цене. Количество сайтов, с которых разрешается продажа алкоголя дистанционным способом должно быть ограничено, тем самым защитит потребителей от покупки контрафактного алкоголя".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.