Проект федерального закона "О поддержке экспорта в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 29.1 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р (в редакции, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. N 593-р).
Цель разработки законопроекта заключается в установлении основ системы поддержки экспорта: определении целей и принципов государственной политики в сфере государственной поддержки экспорта, полномочий государственных органов, в установлении прав экспортеров, в том числе в части выработки государственной политики в сфере государственной поддержки экспорта, а также в определении содержания основных понятий.
Законопроект подготовлен во взаимодействии с деловым сообществом, включая крупнейшие деловые ассоциации (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"), а также банк развития - государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", АО "Российский экспортный центр".
Законопроект основан на понимании особой важности экспорта для развития экономики Российской Федерации. В качестве основной цели государственной политики Российской Федерации в области государственной поддержки экспорта законопроект определяет обеспечение устойчивого развития экономики Российской Федерации за счет расширения возможностей для сбыта российских товаров, работ, услуг на зарубежных рынках.
Для достижения данной цели необходима согласованная и максимально эффективная работа целого ряда федеральных органов исполнительной власти, и законопроект предусматривает создание Правительством Российской Федерации Комиссии по государственной поддержке экспорта и определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию государственной поддержки экспорта.
Кроме того, законопроект предусматривает возложение на отдельные федеральные органы исполнительной власти полномочий по организации государственной поддержки экспорта инновационной, высокотехнологичной, сельскохозяйственной, машинотехнической, энергетической, иной продукции, экспорт которой имеет особое значение для экономики Российской Федерации.
Законопроект содержит правовые механизмы, обеспечивающие высокую эффективность деятельности по государственной поддержке экспорта, в том числе предусматривает установление целевых показателей поддержки экспорта с участием делового сообщества, а также контроль достижения данных показателей, который также осуществляется с участием экспортеров.
Для обеспечения максимального соответствия подготавливаемых решений интересам делового сообщества законопроект предусматривает включение представителей делового сообщества в состав Комиссии по государственной поддержке экспорта, а также предоставление экспортерам возможности подготавливать предложения по выработке подходов к государственной поддержке экспорта, по определению целевых показателей развития экспорта, представлять оценки эффективности деятельности государственных органов по государственной поддержке экспорта.
Законопроект определяет содержание основных понятий, в сфере государственной поддержки экспорта, неопределенность которых создает в настоящее время затруднения в работе федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в государственную поддержку экспорта. В числе таких понятий "экспорт сырьевых товаров", "экспорт несырьевых товаров", "экспортеры", "меры финансовой поддержки экспорта", "меры нефинансовой поддержки экспорта".
Особое внимание в законопроекте уделено правам экспортеров.
Важным нововведением является установление подхода, в соответствии с которым экспортер вправе по своему желанию воспользоваться механизмом единого окна, получив всю необходимую поддержку, лишь единожды обратившись за получением комплексной поддержки экспорта, включающей в себя финансовую, информационную, гарантийную, страховую, иную поддержку соответствующего проекта. Реализацию данного подхода будет обеспечивать Российский экспортный центр, созданный Внешэкономбанком в соответствии с Федеральным законом "О Банке развития".
Кроме того, законопроект подробно регламентирует права экспортеров, связанные с участием в формировании и реализации политики в сфере государственной поддержки экспорта, с информационной поддержкой экспорта, информированием и консультированием экспортёров по вопросам, связанным с осуществлением экспортной деятельности, в том числе в сфере зарубежного законодательства.
Внедрение описанных подходов позволит повысить эффективность государственной поддержки экспорта и доступность экспортной деятельности для предпринимателей, снизить издержки предпринимателей, повысить внешнеторговый оборот, что окажет благотворное влияние на развитие соответствующих секторов экономики и состояние экономики Российской Федерации в целом.
Проект федерального закона не противоречит обязательствам Российской Федерации, принятых в рамках Всемирной таможенной организации, положениям нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, иным международным обязательствам Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.