Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности в сфере транспорта" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=23429.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 6 мая по 20 мая 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 8 октября по 11 ноября 2015 г.
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской деятельности. В ходе публичных консультаций были представлены отзывы от ООО "АТОЛ ДРАЙВ" и ООО "Евразийская весовая компания". Результаты публичных консультаций отражены в сводной таблице результатов публичных консультаций.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в отношении проекта акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктами 6 и 7 Обязательных метрологических требований, в том числе показателей точности к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в сфере транспорта, утверждаемых проектом акта (далее - Метрологические требования), устанавливаются требования к оборудованию автоматических систем весового и (или) габаритного контроля.
При этом предельно допустимая погрешность измерения нагрузки на ось или группу осей транспортного средства в динамическом состоянии определяется проектом акта в размере _ 11%, а измерение массы транспортного средства в динамическом состоянии - в размере _ 5%.
Частью 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения.
Кроме того, статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Таким образом, при проведении взвешивания транспортного средства на системах весового контроля с погрешностью _ 11% возможно неправомерное привлечение владельцев транспортных средств к ответственности.
Учитывая изложенное, при проведении взвешивания транспортных средств с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации погрешность измерений не должна превышать 2%.
Аналогичное замечание может быть представлено к погрешностям измерений, указанных в пункте 8 Метрологических требований, в связи с тем, что статьей 12.21.1 КоАП установлена ответственность за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров, а проектом акта устанавливается погрешность в измерениях длины транспортного средства равная 60 сантиметрам.
В связи с этим отмечаем, что нормы проекта акта необходимо синхронизировать с действующим законодательством Российской Федерации в области весогабаритного контроля.
2. Пунктами 9 - 12 Метрологических требований устанавливаются требования к оборудованию стационарных и передвижных контрольных пунктов. При этом в указанных пунктах отмечено, что измерение нагрузки на ось или группу осей транспортного средства в статическом состоянии, в динамическом состоянии, измерение массы транспортного средства в статическом и динамическом состояниях определяется при последовательном взвешивании осей транспортного средства.
Вместе с тем проектом акта не определены погрешности для измерений при одновременном взвешивании транспортных средств, в связи с чем считаем целесообразным установить метрологические требования также при одновременном взвешивании.
3. Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость введения предлагаемого разработчиком регулирования и считает необходимым продолжение работы в указанной сфере.
Вместе с тем отмечаем, что комментарий, представленный разработчиком в пункте 1 сводки предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта, не может считаться обоснованным по следующим основаниям.
3.1. Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) прямо не предусмотрено, что измерения, которые выполняются при осуществлении деятельности в области транспорта относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Из представленного в проекте акта перечня измерений напрямую предусмотрены только измерения в области автомобильного транспорта, т.к. они относятся к измерениям, выполняемым при обеспечении безопасности дорожного движения.
Иные измерения, указанные в проекте акта, с позиции разработчика, относятся к измерениям, предусмотренным законодательством о техническом регулировании. При этом представляется, что в Федеральном законе N 102-ФЗ речь идет об измерениях, необходимых для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия, в том числе для осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов.
При этом ряд измерений в области железнодорожного транспорта, предусмотренных пунктами 17, 18, 23, 25 - 40, 42, относится к другим сферам регулирования, предусмотренным Федеральным законом N 102-ФЗ (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, торговля, проведение государственного контроля и надзора).
Таким образом, существует риск установления различных метрологических требований к одним и тем же измерениям.
Кроме того, разработчиком не представлено обоснования предъявления требований к измерениям, не связанным с реализацией технических регламентов в области железнодорожного транспорта, например, к измерению частоты пульса, параметров биоэлектрических потенциалов сердца человека, давления в паровых, водогрейных установках, котлах, автолавках, электрической прочности изоляции средств индивидуальной защиты, силы натяжения строп и т.д.
В этой связи считаем целесообразным, синхронизировать список измерений в соответствии с объектами технического регулирования в области железнодорожного транспорта.
3.2. В отношении измерений в области автомобильного транспорта необходимо отметить следующее.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) тахограф является компонентом транспортного средства, к которому устанавливаются требования, а также форма и схема подтверждения соответствия.
В Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", включен ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке". Указанный стандарт содержит требования к измерению пробега, скорости и времени отличные от предлагаемых проектом акта.
В этой связи с принятием проекта акта может возникнуть риск несоответствия предъявляемых к тахографам требований, в следствие чего могут возникнуть затруднения в проведении оценки соответствия тахографов.
Учитывая изложенное, может быть сделан вывод о том, что в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минтранса России "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности в сфере транспорта"
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту приказа Минтранса России "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности в сфере транспорта"
N п/п |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
1 |
2 |
3 |
ООО "АТОЛ ДРАЙВ" | ||
1. |
В разделе обязательные метрологические требования, для подраздела Автомобильный транспорт необходимо внести корректировки, в связи с невозможностью обеспечить технически точность для разнотипных импульсных датчиков и так как тахограф работает в комплексе с системами различных автомобилей. Предлагается для пункта "Измерение тахографом интервала времени" установить погрешность _ 4 с, а для пункта "Синхронизация внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS" - _ 2 с. |
Разработчику предлагается ознакомиться с представленными замечаниями и учесть их в работе. |
ООО "Евразийская весовая компания" | ||
2. |
- из пунктов 39 - 41 не ясно какой из них надо применять к бестарным перевозкам грузов на железнодорожном транспорте и к тому же неясно, почему потребляемые нефтепродукты (п. 39) измеряются в м3, а не в кг. - отсутствуют нормативы к точности измерения грузов при бестарных перевозках в случае применения вагонных весов динамического взвешивания, которые, например, исключительно только и стоят на НПЗ. |
Разработчику предлагается ознакомиться с представленными замечаниями и учесть их в работе. |
3. |
Пункты 9 - 12 невыполнимы, исходя из неопределённости распределения веса в машине при подвеске, имеющей более 2-х осей (см. статью Сенянского М.В., он, кстати, является председателем ТК-310, где он утверждает, что максимальная точность на поосных весах динамического взвешивания не может превышать 10% от измеренного веса, вместо 2% в проекте). |
Разработчику предлагается ознакомиться с представленными замечаниями и учесть их в работе. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.