В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21; N 1 (ч.1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч.1), ст.4590; N 30 (ч.1), ст.4591; N 30 (ч.1), ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить СанПиН 2.4.3. -15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях при подготовке кадров рабочих (служащих) разного уровня квалификации" (приложение).
2. Признать утратившими силу:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2003 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 11.02.2003, регистрационный N 4204);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2201-07 "Изменение N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" СанПиН 2.4.3.1186-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.04.2007 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9610);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2554-09 "Изменения N 2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 N 59 (зарегистрировано Минюстом России 06.11.2009, регистрационный N 15197);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2841-11"Изменения N 3 к СанПиН 2.4.3.1186-03"Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2011 N 17 (зарегистрировано Минюстом России 29.03.2011, регистрационный N 20327);
- третий абзац пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (зарегистрировано Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).
|
А.Ю.Попова |
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от "___" _____2015 г. N ____
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.3. -15 ____________________________________________________________
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях и направлены на охрану здоровья студентов при осуществлении деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена разного уровня квалификации.
1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- условиям размещения профессиональных образовательных организациях;
- оборудованию и содержанию территории;
- зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию;
- водоснабжению и канализации;
- естественному и искусственному освещению;
- воздушно-тепловому режиму;
- шуму и вибрации;
-организации учебного процесса;
- организации питания;
- организации медицинского обеспечения;
-физическому воспитанию;
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией профессиональных образовательных организаций, обучением и воспитанием студентов.
1.4. Профессиональная образовательная организация должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии настоящим санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования и другого имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности.
Ранее построенные здания профессиональных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.5. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья*(1).
1.6. Работники проходят предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке*(2).
Работники проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года, работники пищеблока, а также лица привлекаемые к раздаче готовой пищи (в том числе студенты) - один раз в год.
Работники прививаются в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям*(3).
1.7. Каждый работник профессиональной образовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
2. Требования к размещению и оборудованию территории профессиональных образовательных организаций
2.1. Проектирование, строительство и реконструкция существующих профессиональных образовательных организаций осуществляются с учетом требований настоящих правил.
2.2. Здания профессиональной образовательной организации размещаются на самостоятельном земельном участке за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территорий жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений.
2.3. На территории участка профессиональной образовательной организации выделяются следующие зоны: учебная, физкультурно-спортивная, производственная, хозяйственная, жилая (при наличии общежития для студентов).
2.4. При вновь строящейся профессиональной образовательной организации общежитие для проживания студентов размещаются на одном участке вместе с учебным корпусом.
2.5. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный въезд.
На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий профессиональных образовательных организаций для студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривается место стоянки автотранспортных средств.
На территории хозяйственной зоны размещаются: гараж, овощехранилище, складские помещения, котельная.
В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе размещенных на смежных с территорией профессиональной образовательной организации контейнерных площадках.
2.6. В профессиональных образовательных организациях, профиль которых связан с освоением транспортных средств, предусматривается зона для размещения учебного полигона, зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
2.7. Физкультурно-спортивная зона оборудуется в соответствии с действующими санитарными правилами, предъявляемыми к физкультурно-спортивным сооружениям*(4).
Физкультурно-спортивная зона во вновь строящихся профессиональных образовательных организаций размещается со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
Допускается использование спортивных площадок или объектов спортивного назначения иных организаций.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления их дождевыми водами.
Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту студентов.
2.8. Для вновь строящихся профессиональных образовательных организаций площадь озеленения земельного участка составляет не менее 50% площади участка. Допускается снижение площади до 20% в условиях плотной городской застройки, а также в районах Крайнего Севера с учетом особых климатических условий.
Территорию профессиональной образовательной организации по периметру ограждают забором и (или) полосой зеленых насаждений.
2.9. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к учебным, жилым, хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
2.10. Территория должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности должен быть не менее 10 лк в темное время суток.
2.11. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с профессиональной образовательной организацией, не допускается.
2.12. Через территорию профессиональных образовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
3. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию
3.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать проведение образовательного процесса в соответствие с профилем профессиональной образовательной организации.
В составе профессиональной образовательной организации предусматриваются группы помещений:
- помещения образовательного цикла (учебные кабинеты и лаборатории, помещения спортивного назначения, лингафонные кабинеты и другие);
- помещения профессиональной подготовки (лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин, кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования, информатики и вычислительной техники и другие помещения);
- учебно-производственные помещения, мастерские (по профилю подготовки);
- помещения медицинского назначения;
- административно-хозяйственные.
Площади помещений профессиональной образовательной организации приведены в Приложении N 1.
3.2. При определении состава и площадей учебно-производственных помещений необходимо учитывать нормы технологического проектирования соответствующих отраслей промышленности для установки необходимого оборудования, применяемого для учебных целей.
3.3. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях профессиональных образовательных организаций при проектировании лекционных аудиторий, предусматривается их площадь из расчета 1,2 м2 на 1 место. Лекционные аудитории должны иметь длину не более 10 м.
Площади учебных помещений с учетом их профиля предусматривается из расчета площади на одного обучающегося, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Помещения |
Площадь, м2 на 1 обучающегося (не менее) |
Учебные кабинеты образовательного цикла |
2,5 |
Лаборатории по естественным дисциплинам |
2,4 |
Лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин |
2,4* |
Лингафонные кабинеты |
2,4 |
Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования |
2,4 |
*В общую площадь лабораторий и кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения. |
3.4. Количество обучающихся профессиональной образовательной организации не должно превышать вместимость, предусмотренную проектом. Наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
3.5. При проектировании и строительстве профессиональной образовательной организации высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена.
3.6. Входы в здание оборудуются тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха.
3.7. Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует размещать на первом этаже или в отдельных блоках, или размещать в пристройках.
Учебные помещения, лаборатории, учебные мастерские, спортивные залы, помещения медицинского назначения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.
3.8. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ должны быть изолированы от других мастерских и располагаться на 1-м этаже. При сварочной мастерской должна быть лаборатория для контроля и механических испытаний сварочных швов.
3.9. При учебно-производственных мастерских должны быть выделены помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции, туалетные, душевые, гардеробные.
При спортивных залах оборудуются раздельные для девушек и юношей душевые и туалеты, помещения снарядных.
3.10. Полы во всех помещениях, кабинетах, лабораториях, мастерских, рекреациях должны быть гладкими, без щелей, дефектов и механических повреждений и иметь покрытие, позволяющее проводить его уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфекционных средств.
3.11. Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без дефектов, признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков.
Отделка помещений с влажным режимом (туалетные, душевые, умывальные) должна быть выполнена из влагостойких материалов.
3.12. Все строительные и отделочные материалы, должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
3.13. При наличии плавательного бассейна, его устройство и эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям по устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов*(5).
3.14. В профессиональной образовательной организации должно быть организовано одно-двухразовое горячее питание для студентов, а для проживающих в общежитии - четырех-пятиразовое питание.
Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях*(6).
При отсутствии условий для организации горячего питания студентов в профессиональной образовательной организации допускается организация горячего питания студентов на базе организации общественного питания.
3.15. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий независимо от их вместимости предусматривается медицинский пункт, состоящий из кабинет приема врача и процедурного кабинетов, туалета.
3.16. Все помещения медицинского назначения должны быть размещены на 1 этаже здания.
Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра студентов и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.
Площадь кабинета врача предусматривается не менее 21 м2 и длиной не менее 7 м, процедурного - не менее 12 м2.
В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Помещения должны иметь естественное освещение.
Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших студентов.
3.17. В здании профессиональной образовательной организации оборудуется помещение (место) для обработки и хранения уборочного инвентаря, хранения и приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном, подводкой холодной и горячей воды.
3.18. На каждом этаже здания размещаются туалеты для студентов и отдельно для персонала, оборудованные кабинами с дверями. В туалетных комнатах для девушек оборудуется дополнительно кабина личной гигиены.
В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, рядом с умывальными раковинами размещаются электрополотенца или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов.
Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник - на 30 девушек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник - на 30 юношей.
3.19. При размещении профессиональной образовательной организации на базе иной организации должен быть предусмотрен полный набор помещений, обеспечивающий реализацию программ профессионального образования студентов в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
3.20. Общежития профессиональных образовательных организаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений*(7).
4. Требования к учебной мебели и оборудованию.
4.1. Рабочее место студента в кабинетах (аудиториях) теоретических дисциплин оборудуют ученическими столами и стульями.
Не допускается использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья и соответствовать росту студентов (таблица 3).
Таблица 3
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к студенту по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
4 |
1450-1600 |
640 |
380 |
красный |
5 |
1600-1750 |
700 |
420 |
зеленый |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
460 |
голубой |
Для подбора ученической мебели соответственно росту студентов производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула.
Расстановку ученической мебели следует проводить с соблюдением угла видимости доски не менее 35о - угол от края доски длиной 3 м до середины крайнего места студента за передним столом.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации при наличии документов, подтверждающих их безопасность.
4.2. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30-45о к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах - не менее 0,8 м.).
Раскроечные столы в швейных мастерских (цехах) должны иметь гладкую без повреждений поверхность.
4.3. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы демонстрационными столами, которые устанавливаются на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
4.4. Тренажерные устройства, используемые для освоения сложных профессий (горнорудной, химической, металлургической промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и других), должны размещаться в отдельных помещениях.
4.5. Учебно-производственные мастерские должны иметь площадь в соответствии с Приложением N 2.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки в учебных мастерских должны устанавливаться на фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту студентов и оснащаться подставками для ног.
При организации работ на оборудовании (тренажерных устройствах) уровни шума и вибрации в помещениях профессиональной образовательной организации не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
4.6. В сварочных мастерских рабочие столы должны быть оборудованы местной системой вытяжной вентиляции. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться равномерно.
4.7. Электромонтажные столы должны быть оборудованы местной системой вытяжной вентиляции.
4.8. Раскроечный стол для резки металла оборудуют местной системой вытяжной вентиляции.
4.9. Станки и инструмент для механической обработки материалов и изделий следует оборудовать местной вытяжной вентиляцией с пневматическими пылестружкоприемниками. Конструкция станков должна обеспечивать удобную и безопасную уборку стружки.
4.10. Учебно-производственные мастерские оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
4.11. Кабинеты информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы*(8).
5. Требования к водоснабжению и канализации
5.1 Здания профессиональных образовательных организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.
5.2. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте в здании профессиональной образовательной организации оборудуется емкость-накопитель и через внутреннюю систему водоснабжения обеспечивается подача воды на пищеблок, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
5.3. Профессиональные образовательные организации обеспечиваются водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.
5.4. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки обеспечиваются смесителями.
5.5. В здании профессиональной образовательной организации предусматриваются резервные источниками горячего водоснабжения, которые, в случаях аварийных ситуаций и временного отсутствия централизованного горячего водоснабжения, обеспечивают горячей водой помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
5.6. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.
5.7. В неканализованных районах здания профессиональных образовательных организаций оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. Не допускается устройство и использование надворных туалетов.
5.8 Система канализации столовой профессиональной образовательной организации должна быть отдельной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему хозяйственно-бытовой канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.
6. Требования к естественному и искусственному освещению
и инсоляции
6.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни искусственной освещенности в помещениях должны соответствовать требованиям, установленным к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий*(9).
Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, помещения кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
6.2. Без естественного освещения допускается организовывать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты; кладовые и складские помещения; радиоузлы; кинофотолаборатории; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, хранения и разведения дезинфекционных средств.
6.3. Светопроемы в учебных помещениях, лабораториях, мастерских в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств допускается использование штор (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами, с длиной не ниже уровня подоконника.
В нерабочем состоянии солнцезащитные устройства размещаются в простенках между окнами.
6.4. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.5. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
6.6. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
6.7. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300-500 лк, на классной доске - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
6.8. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
6.9. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
6.10. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,8-0,9; для стен - 0,6-0,7; для пола - 0,4-0,5, для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1-0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
6.11. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляются на утилизацию в установленном порядке.
6.12. Для поддержания необходимых уровней искусственной освещенности чистка арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.
6.13. Осветительные приборы должны иметь защитную светорассеивающую арматуру для обеспечения равномерного освещения.
7. Требования к воздушно-тепловому режиму
7.1. Здания профессиональных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции. Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений.
Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже одного раза в год.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов и обогревателей с инфракрасным излучением.
7.2. Системы вентиляции следует предусматривать для следующих групп помещений: учебные помещения и кабинеты, кабинеты производственного обучения, библиотека; лаборатории; актовый зал; спортивный зал; бассейн; тир; столовая; помещения медицинского назначения; киноаппаратная; санитарные узлы; помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, разведения дезинфекционных средств; учебно-производственные мастерские.
7.3. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в помещениях с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, влаги (лаборатории, актовый зал, бассейн, столовая, киноаппаратная, учебно-производственные мастерские).
7.4. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
При превышении концентрации вредных веществ в воздухе помещений установленных гигиенических нормативов занятия студентов не проводятся.
7.5. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинеты производственного обучения, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°С; в спортзале, учебно-производственных мастерских - 17-20°С; раздевалках при спортивном зале - 20-22°С, душевых - не менее 25°С.
Во вне учебное время при отсутствии студентов температура воздуха в помещениях должна поддерживаться на уровне не ниже 15 °С.
7.6. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты, кабинеты производственного обучения, лаборатории; учебно-производственные мастерские должны быть оснащены бытовыми термометрами.
7.7. В помещениях относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
7.8. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проводится сквозное и угловое проветривание помещений. Не допускается проветривание помещений через туалеты.
Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие студентов и заканчивается за 30 мин. до их возвращения. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии студентов.
8. Требования к организации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях
8.1.Учебная нагрузка студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, должна быть дифференцирована с учетом продолжительности учебной недели и курса обучения и не должна превышать объемов, представленных в таблице 4.
Для обучающихся по программам профессионального образования, в т.ч., лиц с ограниченными возможностями здоровья, объем учебной нагрузки определяется с учетом программ подготовки и действующих санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 4
Курсы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах |
|
при 6-дневной учебной неделе |
при 5-дневной учебной неделе |
|
1 курс |
35 |
33 -34 |
2 курс |
36 |
35 |
3 курс |
36 |
36 |
8.2. При реализации в профессиональных образовательных организациях образовательных программ основного общего и среднего общего образования должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
8.3. При составлении расписания занятий необходимо учитывать степень сложности усвоения учебного материала, шкалу трудности предметов общеобразовательного цикла (приложение 3):
- занятия по трудным для усвоения предметам следует проводить на 2-4-й часах, чередуя их с предметами меньшей сложности;
- рекомендуется организация сдвоенных занятий для всех предметов. Между сдвоенными уроками должны быть предусмотрены перерывы на отдых не менее 10 минут;
- учебная нагрузка в первый и последний день недели должна быть уменьшена за счет включения предметов меньшей сложности, а также сокращения продолжительности учебного дня в последний день недели;
- плотность учебных занятий не должна превышать 80% учебного времени с чередованием разных форм подачи материала (словесный, наглядный, аудиовизуальный) и самостоятельной работы;
- общая продолжительность перемен должна составлять не менее 20% времени учебного дня. Перемены для отдыха студентов должны иметь продолжительность не менее 10 минут.
- для организации питания предусматривают перемены продолжительностью не менее 20 минут.
8.4. При шестидневной учебной недели распределять минимальную учебную нагрузку следует на понедельник и субботу, при этом снижение нагрузки должно приходиться на четверг.
8.5. Количество уроков физической культуры в неделю должно составлять не менее 3, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
8.6. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности студентов.
Распределение студентов на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья.
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах студентов допускают с разрешения медицинского работника.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются занятия адаптивной физической культурой.
Присутствие медицинского работника на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
8.7. В профессиональных образовательных организациях должны проводятся мероприятия по физическому воспитанию студентов согласно Приложения N 4.
При проведении занятий физической культурой на открытом воздухе должны учитываться метеоусловия в соответствии с Приложением N 5.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой на открытом воздухе не проводятся.
8.8. Производственное обучение и практика на первом году обучения должна проводиться преимущественно в учебно-производственных мастерских профессиональных образовательных организаций или учебных цехах предприятий.
8.9. Производственное обучение и практика студентов, не достигших 18-летнего возраста, должны проводиться в условиях, отвечающих санитарно-эпидемиологическими требованиям безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
8.10. Перед началом и в период прохождения производственной практики на предприятиях и организациях, работники которых в связи с характером работы подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам, студенты проходят медицинские осмотры в установленном порядке.
Медицинский допуск студента к производственной практике является обязательным.
8.11. Производственная практика студентов с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом медицинских рекомендаций для этой категории лиц и гигиенических требований к условиям труда лиц, имеющих инвалидность.
8.12. При организации производственного обучения (практики) уровни шума на рабочих местах должны соответствовать уровням, установленным гигиеническими нормативами.
8.13. Учебно-производственные мастерские комплектуют оборудованием, шумовые характеристики которого отвечают гигиеническим требованиям.
Обучение студентов с использованием учебно-производственного оборудования осуществляется в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
8.14. При организации производственного обучения в мастерских должны быть обеспечены мероприятия по защите от шума и вибрации в целях уменьшения влияния шума и вибрации на студентов.
При невозможности проведения мероприятий по снижению производственного шума до допустимых уровней (70 дБА) необходимо использовать средства коллективной защиты (звукоизолированные кабины и дистанционное управление и др.) и индивидуальной защиты (противошумные наушники, противошумные вкладыши, противошумные шлемы, каски).
8.15. В учебно-производственных мастерских тяжелое оборудование (агрегаты, станки) устанавливают на фундаменте, не связанном с фундаментом здания, или на амортизирующих прокладках, или специальных виброзащитных приспособлениях. Настольные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.
8.16. Производственная практика в условиях открытых площадок не проводится при температуре и скорости движения воздуха, указанных в таблице 5.
Таблица 5
Температура, град. С |
Скорость движения воздуха, м/с |
-25 |
выше 2,0 |
-20 |
выше 3,5 |
-15 |
выше 4,5 |
-10 |
выше 6,0 |
-5 |
выше 7,0 |
0 |
выше 8,0 |
8.17. Режим производственного обучения по профессиям, непосредственно связанным с продолжительной работой на персональных электронно-вычислительных машинах (далее - ПЭВМ), вводом и считыванием информации, организуется на разных курсах обучения в соответствии с Приложением N 6.
8.18. На первом и втором курсах два дня производственного обучения (практики) чередуют с 1-2 днями теоретических занятий. Не допускается проведение производственного обучения более двух дней подряд.
На третьем курсе допускается проведение производственного обучения три дня подряд.
На первом и втором курсах обучения производственную практику не допускается начинать ранее 8 часов утра.
На третьем курсе обучения производственную практику не допускается начинать ранее 7 час. 30 мин.
8.19. Во время производственной практики на первом курсе обучения для студентов, не достигших 18-летнего возраста, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин. работы; на втором курсе обучения - через 1,5-2 часа.
8.20. Студенты, не достигшие 18-летнего возраста, не должны привлекаться к подсобным работам, не входящим в программу профессиональной подготовки, а также связанным с постоянным переносом и передвижением тяжести.
8.21. Во время прохождения производственной практики на профильных предприятиях санитарно-бытовое обеспечение студентов осуществляется на базе данных предприятий.
9. Требования к организации медицинского обеспечения
9.1. Во всех профессиональных образовательных организаций должно быть организовано медицинское обслуживание студентов.
9.2. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, а также перечень включаемых в них исследований должны соответствовать нормативным правовым актам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9.3. Медицинские осмотры студентов с ограниченными возможностями здоровья организуются в соответствии с порядком, установленном соответствующими приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
9.4. В профессиональных образовательных организациях организуется работа (лекции, беседы) по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни.
10. Требования к содержанию помещений и территории профессиональных образовательных организаций
10.1. Все помещения профессиональных образовательных организаций должны содержаться в порядке и чистоте.
10.2. Влажная уборка во всех помещениях должна проводиться ежедневно.
Не реже одного раза в месяц во всех помещениях проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится персоналом с применением разрешенных моющих и дезинфекционных средств.
10.3. Дезинфекционные и моющие средства хранят в упаковке производителя, растворы - в специально выделенных промаркированных емкостях, и используют в соответствии с инструкцией по применению.
10.4. Уборку туалетов, душевых, помещений медицинского назначения проводят ежедневно с использованием дезинфекционных и моющих средств. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с моющим средством. Раковины, унитазы, сидения на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфекционными средствами.
Не допускается привлечение студентов к мытью туалетов.
10.5. В помещениях медицинского назначения необходимо проводить обеззараживания помещений и предметов обстановки, дезинфекцию медицинских инструментов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
При проведении медицинских манипуляций необходимо использовать стерильные медицинские изделия одноразового применения.
10.6. Сбор, временное хранение и утилизация медицинских, биологических и промышленных отходов осуществляются в соответствии с требованиями к отходам 1-4 класса опасности.
10.7. Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за помещениями.
Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь отличительную маркировку, использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
10.8. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в специально отведенном для этих целей месте.
10.9. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Спортивный инвентарь, размещенный в спортивном зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части - сухой ветошью в конце каждого учебного дня. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3-х раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Матерчатые спортивные маты обеспечиваются съемными чехлами, которые должны меняться (чиститься) по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.
Маты с моющим покрытием ежедневно протирают мыльно-содовым раствором.
10.10. При появлении синантропных насекомых и грызунов на территории и во всех помещениях необходимо проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия силами специализированных организаций.
10.11. Очистку стекол, рам и оконных проемов проводят не реже 2-х раз в течение учебного года.
10.12. Уборка территории проводится ежедневно не менее двух раз.
При наполнении мусоросборника более чем на 2/3 должен быть обеспечен вывоз мусора специализированными организациями.
Не допускается сжигание мусора на территории организации .
10.13. Не допускается проведение в помещениях всех видов ремонтных работ в период осуществления учебного процесса.
11. Требования к соблюдению санитарных правил и норм
11.1. Руководитель профессиональной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает:
- наличие текста настоящих санитарных правил;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками;
- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;
- организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки и аттестации работников;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.
11.2. Ответственное лицо или медицинский персонал должны осуществлять повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
11.3. Руководитель обязан информировать территориальные учреждения здравоохранения о случаях инфекционных заболеваний студентов.
11.4. За нарушение санитарного законодательства руководитель, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
к СанПиН
Площади помещений
профессиональных образовательных организаций
Вид помещений |
Площадь, кв. м |
Актовый зал |
из расчета не менее 0,65 на 1 посадочное место |
Рекреации |
из расчета 0,6 на 1 студента |
Кабинет педагога-психолога и социального педагога |
10(общая площадь) |
Размеры спортивных залов при высоте потолка не менее 6 метров |
9 м х 18 м и/или 12 м х 24 м и/или 18 м х 30 м |
Раздевалки (мужские и женские) при спортивных залах |
10,5 м2 (общая площадь каждой) |
Душевые (мужские и женские) при спортивных залах |
9,0 м2 (общая площадь каждой) |
Библиотека |
из расчета 0,8 на 1 студента |
Приложение 2
к СанПиН
Площади учебно-производственных мастерских
(не менее м2на 1 место)
Типы учебно-производственных мастерских |
Расчет площади помещений из расчета на 1 человека в м2 при количестве студентов в группе |
|
15 человек |
25 человек |
|
Слесарная |
5,4 |
4,5 |
Слесарно-инструментальная |
7,2 |
6,0 |
Слесарно-сборочная |
8,0 |
7,2 |
Токарная, фрезерная, механическая |
12,0 |
10,8 |
Электрогазосварочная |
12,0 |
9,6 |
Электросварочная |
9,0 |
7,5 |
Электромонтажная |
6,0 |
4,0 |
Механическая по обработке дерева |
12,0 |
10,0 |
Слесарно-монтажная крупногабаритного оборудования и трубопроводов |
10,0 |
8,0 |
Инструментально-раздаточная кладовая |
0,05м2, но не менее 15 м2 |
|
Кабины электро- и электрогазосварочных мастерских |
1,5 м х 1,5 м |
Приложение 3
к СанПиН
Балльная оценка трудности и ранговые места предметов общеобразовательного цикла для обучающихся по программам среднего профессионального образования (квалифицированных рабочих и служащих)
Предметы |
|
|
баллы |
Ранги трудности |
|
Физика |
13 |
1 |
Химия, Геометрия Биология Всеобщая история |
10 |
2 |
Алгебра Иностранный язык История России Обществознание |
9 |
3 |
География Правоведение |
8 |
4 |
Русский язык Информатика Черчение Москвоведение |
7 |
5 |
Литература |
6 |
6 |
Физкультура |
5 |
7 |
ОБЖ |
4 |
8 |
Приложение 4
к СанПиН
Организация физического воспитания студентов профессиональных образовательных организациях
1. В распорядок дня необходимо включать физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые должны организовываться в течение учебного дня - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, подвижная перемена, факультативные занятия, расписание секций.
2. Гимнастику до начала теоретических занятий или производственной практики проводят ежедневно с целью ускорения врабатываемости организма. Продолжительность занятий около 10 минут. Используют как общеразвивающие, так и специальные гимнастические упражнения для тех групп мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Занятия проводят в учебных помещениях или мастерских под контролем преподавателя (мастера).
3. Физкультурные паузы продолжительностью 3-5 минут проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма студента. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма.
При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, загазованность, наличие микроклимата) физкультурная пауза проводится вне производственного помещения, т.е. в местах, специально отведенных для отдыха.
4. С целью оптимизации двигательного режима и профилактики переутомления студентов организуются подвижные перемены продолжительностью не менее 20 минут после двух сдвоенных занятий теоретического обучения.
5. При организации урока физической культуры продолжительностью 45 минут на подготовительную часть отводят 8-15 минут, на основную - 25-30 минут и на заключительную - 3-5 минут. Моторная плотность урока должна составлять 60-80%. В основной части урока задают физическую нагрузку на уровне частоты пульса 170-180 уд/мин. На профессионально-прикладную физическую подготовку отводят 20-40% от общего времени урока.
6. Рекомендуется проводить 1-2 специализированных урока физической культуры в неделю с высокой интенсивностью нагрузки (моторная плотность 80-100%) и избирательной направленностью на развитие ключевых профессионально-значимых функций, характерных для осваиваемой профессии.
7. На период производственной практики и каникул руководитель физического воспитания дает студентам "домашнее задание" для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задания должны быть связаны с учебной программой, быть конкретными и проверяемыми.
8. Педагогический коллектив формирует у студентов положительную мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом во внеучебное время. Эти занятия включают утреннюю физическую зарядку в сочетании с закаливающими процедурами, самостоятельные занятия и тренировки с учетом профессионально-прикладной направленности и полезности для дальнейшей профессиональной деятельности.
9. При организации внеклассной спортивной работы предпочтение отдавать тем видам спорта, которые обладают профессионально-прикладной эффективностью и учитывают специфику выбранной профессии. Для профессий с коллективными видами трудовой деятельности для отработки коммуникационных взаимоотношений следует выбирать коллективные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол и др.
Для профессий, труд по которым связан с повышенным риском (монтажники, водители, крановщики и др.) не рекомендуются виды спорта с частыми травмами головы (бокс, борьба и т.п.).
Примеры рекомендуемых видов спорта по группам профессий представлены в таблице:
Рекомендуемые виды спорта
1. Машиностроение и металлообработка |
спортивные игры, легкая атлетика, борьба вольная и классическая, лыжные гонки, городки |
2. Радиотехническое и электронное производство |
баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, настольный теннис |
3. Химические и нефтехимические производства |
легкая и тяжелая атлетика, баскетбол, ручной мяч, волейбол, настольный теннис, плавание; для слесарей-ремонтников - вольная и классическая борьба, лыжный спорт, городки |
4. Металлургическое производство |
легкая и тяжелая атлетика, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, велоспорт, туризм, фехтование |
5. Добыча и переработка угля |
гимнастика, борьба - для машинистов угольных комбайнов и электрослесарей шахтного оборудования; баскетбол, настольный теннис - для машинистов шахтных электровозов |
6. Текстильное производство |
легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба), баскетбол, плавание |
7. Производство обуви |
баскетбол, волейбол, легкая атлетика |
8. Строительство |
спортивная гимнастика, плавание, лыжный спорт (для каменщиков); прыжки в воду и батут (для монтажников) |
9. Сельское хозяйство |
легкая атлетика, баскетбол, гимнастика (для водителей с/х машин), фехтование |
Приложение 5
к СанПиН
Условия проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона |
Возраст обучающихся |
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе |
|||
без ветра |
при скорости ветра до 5 м/сек |
при скорости ветра 6 - 10 м/сек |
при скорости ветра более 10 м/сек |
||
Северная часть Российской Федерации (Красноярский край, Омская область и др.) |
14 - 15 лет |
-15°С |
-12°С |
-8°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-16°С |
-15°С |
- 10°С |
||
В условиях Заполярья (Мурманская область) |
14 - 15 лет |
- 18°С |
-15°С |
-11°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-21°С |
- 18°С |
- 13°С |
||
Средняя полоса Российской Федерации |
14 - 15 лет |
-15°С |
- 12°С |
-8°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-16°С |
-15°С |
-10°С |
Приложение 6
к СанПиН
Требования к организации производственного обучения по профессиям, непосредственно связанным с продолжительной работой на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ), вводом и считыванием информации
(для мастера по обработке цифровой информации, оператора электронного набора и верстки, наладчика компьютерных сетей, наладчика аппаратного и программного обеспечения и других).
1. Продолжительность занятий с использованием ПЭВМ в дни профессионального образования на 1 курсе должна составлять не более 3-х академических часов в день, чередуя с другими видами деятельности; категория выполняемых работ не должна быть выше 1 категории тяжести и напряженности (Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)
2. На старших курсах допускается увеличение продолжительности занятий с использованием ПЭВМ в дни профессионального образования до 4 часов при выполнении заданий 1 категории тяжести и напряженности, при 2 категории тяжести и напряженности выполняемых заданий - не более 3-х часов.
3. Длительность непрерывной работы с использованием ПЭВМ в дни производственного обучения не должна превышать 30 минут.
4. После 30 минут работы на ПЭВМ необходимо делать перерывы не менее 15 минут с обязательным выходом обучающихся из кабинета и организацией сквозного проветривания.
5. Необходимо использование всего комплекса профилактических мероприятий для предупреждения развития мышечного утомления и профилактики нарушений зрения при работе на ПЭВМ, которые представлены в соответствующих санитарных правилах.
6. Дни профессионального образования на 1 и 2 курсе для указанных специальностей не должны быть сдвоенными, их рекомендуется разделять днями теоретического обучения.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528).
*(2) (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970).
*(3) Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2014, регистрационный N 32115).
*(4) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2015 N 61 "Об утверждении СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39547)
*(5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 4 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества." (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.02.2003 N 4219).
*(6) СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085)
*(7) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.04.2011 N 20473).
*(8) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673).
*(9) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443, с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 N 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16824).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.