Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О зерновых товарных складах общего пользования
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы деятельности зерновых товарных складов общего пользования, в том числе устанавливает условия осуществления деятельности зерновых товарных складов общего пользования, особенности приема зерна зерновым товарным складом общего пользования, а также определяет особенности правового положения и деятельности саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение условий для развития рынка услуг по хранению зерна, защита прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области.
Статья 2. Правовые основы деятельности зерновых товарных складов общего пользования
1. Правовые основы деятельности зерновых товарных складов общего пользования определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении зерновыми товарными складами общего пользования деятельности по оказанию услуг по публичному складскому хранению зерна, а также связанной с этим деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) держатель складского документа на зерно - физическое или юридическое лицо, которому принадлежат права на зерно, удостоверенные складским документом на зерно;
2) зерновой товарный склад общего пользования - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, осуществляющее в качестве предпринимательской деятельности оказание услуг по публичному складскому хранению зерна и являющееся членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования;
3) зернохранилище - стационарное сооружение, предназначенное для хранения зерна;
4) поклажедатель зерна - юридическое или физическое лицо, передающее зерно зерновому товарному складу общего пользования на хранение в обмен на складской документ на зерно;
5) складской документ на зерно - складской документ, выданный зерновым товарным складом общего пользования в подтверждении принятия на хранение зерна;
6) услуги по публичному складскому хранению зерна - осуществляемая за вознаграждение деятельность по приему зерна (включая зерно, приобретенное при проведении государственных закупочных интервенций) на хранение от любого поклажедателя в обмен на складской документ на зерно, а также по хранению, обработке, отгрузке (отпуску) зерна и оказанию услуг, связанных с хранением зерна.
Статья 5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в области публичного хранения зерна
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в области публичного хранения зерна:
1) осуществляет ведение государственного реестра саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования;
2) обращается в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях;
3) осуществляет государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования;
4) устанавливает условия обеспечения зерновым товарным складом общего пользования доступа к информации;
5) утверждает типовую форму публичного договора складского хранения зерна;
6) утверждает формы бланков складских документов на зерно, порядок присвоения номеров бланкам, а также требования к их защите от подделок;
7) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия в области регулирования деятельности зерновых товарных складов общего пользования.
2. Для осуществления функций в области регулирования деятельности зерновых товарных складов общего пользования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса:
1) запрашивает у саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, а также иную необходимую информацию и документацию о деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
2) осуществляет проверки деятельности саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования;
3) собирает и хранит информацию, полученную в связи с осуществлением функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) направляет саморегулируемым организациям зерновых товарных складов общего пользования предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
5) направляет материалы в правоохранительные органы и обращается с исками в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Глава II. Условия осуществления деятельности зерновых
товарных складов общего пользования
Статья 6. Права и обязанности зернового товарного склада общего пользования
1. Оказание услуг по публичному складскому хранению зерна осуществляется зерновыми товарными складами общего пользования, являющееся членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Зерновой товарный склад общего пользования вправе:
1) запрашивать у поклажедателя документы и сведения, необходимые для оказания услуг по публичному складскому хранению зерна, в порядке и на условиях, которые установлены регламентом зернового товарного склада общего пользования, утвержденным саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования, членом которой он является;
2) в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, отказаться от предоставления услуги по публичному складскому хранению зерна;
3) удерживать переданное ему на хранение зерно в случае, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. Зерновой товарный склад общего пользования обязан:
1) оказывать услуги по публичному складскому хранению зерна любому обратившемуся к нему лицу, а также осуществлять мероприятия, обеспечивающие количественную и качественную сохранность зерна при его хранении;
2) выдавать складские документы на зерно на каждую партию принятого на хранение однородного по качеству зерна;
3) осуществлять фиксацию выдачи и погашения складских документов на зерно посредством ведения реестра складских документов на зерно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
4) по первому требованию держателя складского документа на зерно произвести отгрузку (отпуск) принятого на хранение зерна в объеме (или его части), указанном в складском документе на зерно, за вычетом норм естественной убыли зерна, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
5) обеспечивать приемку, обработку, хранение и отгрузку зерна в соответствии с требованиями статьи 10 настоящего Федерального закона;
6) не позднее последнего рабочего дня каждого месяца предоставлять в саморегулируемую организацию зерновых товарных складов общего пользования, членом которой он является, информацию об общем количестве зерна, переданному ему на хранение в отчетном месяце, в письменной или электронной форме;
7) не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о его приеме в члены саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования предоставить в саморегулируемую организацию, членом которой он является, копии документов о праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на зернохранилище.
4. Зерновой товарный склад общего пользования может временно приостановить прием зерна на хранение в следующих случаях:
1) полной загрузки зернохранилища в размере емкости (вместимости) зернохранилища, определенном в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона;
2) запрета или приостановления деятельности зернового товарного склада общего пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Зерновой товарный склад общего пользования не вправе осуществлять прием зерна на хранение до предоставления в саморегулируемую организацию зерновых товарных складов общего пользования, членом которой он является, копии документов о праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на зернохранилище.
Статья 7. Виды складских документов, выдаваемых зерновым товарным складом общего пользования в подтверждение принятия зерна на хранение
1. Зерновой товарный склад общего пользования выдает в подтверждение принятия зерна на хранение один из следующих складских документов:
1) складская квитанция;
2) простое складское свидетельство на зерно;
3) двойное складское свидетельство на зерно.
2. Складская квитанция является документом, удостоверяющим факт передачи зерна на хранение зерновому товарному складу общего пользования. Складская квитанция выдается зерновым товарным складом общего пользования при приеме на хранение зерна в объеме, не превышающем одну тонну.
3. Простое складское свидетельство на зерно или двойное складское свидетельство на зерно выдаются зерновым товарным складом общего пользования при приеме на хранение зерна в объеме, превышающем одну тонну.
4. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого.
5. Простое складское свидетельство на зерно является предъявительской ценной бумагой.
Двойное складское свидетельство на зерно (каждая из двух его частей) является ордерной ценной бумагой.
6. Складские документы оформляются и выдаются в письменной форме.
Статья 8. Ограничения деятельности зернового товарного склада общего пользования
1. Зерновой товарный склад общего пользования не вправе:
1) предоставлять займы (кредиты);
2) выступать поручителем по обязательствам третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанных лиц;
3) вносить вклады в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций, а также участвовать своим имуществом в формировании имущества некоммерческих организаций (кроме саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, членом которой он является);
4) отчуждать зернохранилище (зернохранилища) с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Оказание услуг по хранению зерна, приобретенного при проведении государственных закупочных интервенций, осуществляется зерновым товарным складом общего пользования, являющимся членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования и не имеющим задолженности по уплате взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, членом которой является.
Наличие у зернового товарного склада общего пользования задолженности по уплате взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, не погашенной в течение двух месяцев с момента ее возникновения, является основанием для расторжения договора хранения зерна, приобретенного при проведении государственных закупочных интервенций.
В случае расторжения договора хранения зерна, приобретенного при проведении государственных закупочных интервенций, по такому основанию зерновой товарный склад общего пользования обязан компенсировать фактически понесенные расходы по перемещению зерна на иной зерновой товарный склад общего пользования. При недостатке собственных средств такие расходы погашаются за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования.
Статья 9. Обеспечение прав зернового товарного склада общего пользования
1. Зерновой товарный склад общего пользования вправе в случае неисполнения поклажедателем зерна в срок обязательства по оплате услуг по публичному складскому хранению зерна удерживать переданное на хранение зерно пока соответствующее обязательство не будет исполнено, если публичным договором складского хранения зерна (складским документом на зерно) или законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
При наличии непогашенной задолженности зерновой товарный склад общего пользования вправе удерживать переданное на хранение зерно, несмотря на то, что после принятия зерна на хранение права на него были приобретены третьим лицом, если публичным договором складского хранения зерна (складским документом на зерно) не предусмотрено иное.
2. Требования зернового товарного склада общего пользования, удерживающего переданное на хранение зерно, по оплате услуг по публичному складскому хранению зерна, удовлетворяются из его стоимости в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
3. Требования настоящей статьи не распространяются на зерно, приобретенное в процессе проведения государственных закупочных интервенций.
Статья 10. Недискриминационный доступ к услугам по публичному складскому хранению зерна
1. Доступ к услугам по публичному складскому хранению зерна должен быть предоставлен любому лицу на основе недискриминационных условий. При отсутствии возможности удовлетворения всех поступивших обращений, зерновой товарный склад общего пользования обязан обеспечить приемку, обработку, хранение и отгрузку зерна в следующей последовательности:
а) в первую очередь - зерно, приобретенное в процессе проведения государственных закупочных интервенций;
б) во вторую очередь - прочее зерно.
2. При наличии нескольких заявлений о предоставлении услуг по публичному складскому хранению зерна, которые не могут быть удовлетворены одновременно, предоставление доступа к услугам по публичному складскому хранению зерна осуществляется в порядке поступления заявлений и с учетом сохранения очередности, установленной частью 1 настоящей статьи.
Статья 11. Особенности правового положения саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования
1. Организация приобретает статус саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования и утрачивает статус саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования со дня исключения сведений о ней из указанного реестра.
2. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
3. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в качестве ее членов не менее чем пятидесяти юридических лиц, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением зерна услуги;
2) наличие утвержденных правил приема в члены и прекращения членства в саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования и порядка ведения реестра членов;
3) наличие утвержденного регламента деятельности зернового товарного склада общего пользования, устанавливающего правила деятельности зернового товарного склада общего пользования, в том числе определяющий порядок приема, обработки, хранения и отгрузки (отпуска) зерна, оказания иных услуг, связанных с хранением зерна, процедуру выдачи, замены и погашения зерновым товарным складом общего пользования складских документов на зерно, порядок ведения реестра складских документов на зерно;
4) наличие утвержденных правил контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования требований регламента зернового товарного склада общего пользования, стандартов и правил саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования;
5) наличие утвержденного документа, устанавливающего ответственность за несоблюдение членами саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования требований регламента зернового товарного склада общего пользования, стандартов и правил саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования;
6) обеспечение саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед поклажедателями зерна и держателями складских документов на зерно посредством формирования компенсационного фонда;
7) соответствие саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях".
4. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в указанной организации должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, условий членства в саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, а также рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования мер дисциплинарного воздействия.
Статья 12. Компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования
1. В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования перед поклажедателями зерна, держателями складских документов на зерно или иными лицами, которым были причинены убытки, саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования формирует компенсационный фонд в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях.
Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, в том числе путем зачета его требований к саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования.
2. Компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования формируется только в денежной форме из:
1) вступительных взносов членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в размере, установленном саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования, но не менее размера, определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
2) ежегодных целевых взносов членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, размер которых определяется в зависимости от размера емкости (вместимости) зернохранилища в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Рекомендуемый размер ежегодного целевого взноса на одну тонну емкости (вместимости) зернохранилища, а также минимальный размер ежегодного целевого взноса членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
3) доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда;
4) денежных средств, полученных саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования в результате наложения на члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования штрафа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) иных не запрещенных законом источников в соответствии с решениями саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования.
3. Компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования формируется в размере, порядок определения которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
По достижении компенсационным фондом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования установленного размера саморегулируемая организация уведомляет об этом своих членов и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. При этом все члены саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования продолжают уплачивать ежегодные целевые взносы, если иное не будет установлено решением общего собрания членов саморегулируемой организации.
В случае если общим собранием членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования было принято решение о приостановлении уплаты ежегодных целевых взносов в компенсационный фонд, и в результате осуществления компенсационной выплаты или иных обстоятельств, компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования снизился менее необходимого размера, члены саморегулируемой организации возобновляют уплату ежегодных целевых взносов в компенсационный фонд.
4. В случае если компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования не будет сформирован в течение одного года с даты ее регистрации, такая саморегулируемая организация подлежит ликвидации в судебном порядке по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
5. Зерновой товарный склад общего пользования уплачивает ежегодные целевые взносы в компенсационный фонд пропорционально размеру емкости (вместимости) принадлежащего ему зернохранилища. Размер емкости (вместимости) зернохранилища, исходя из которого устанавливается размер ежегодного целевого взноса члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, определяется на основании технической документации на зернохранилище, представленной зерновым товарным складом общего пользования, как максимальный размер емкости (вместимости) зернохранилища, указанный в технической документации на зернохранилище.
6. Зерновой товарный склад общего пользования обязан в течение трех рабочих дней с даты приобретения нового зернохранилища или увеличения размера емкости (вместимости) принадлежащего ему зернохранилища обязан уведомить об этом саморегулируемую организацию зерновых товарных складов общего пользования и предоставить техническую документацию на зернохранилище для пересчета размера ежегодных целевых взносов в компенсационный фонд.
7. Допустимый размер емкости (вместимости) зернохранилища, исходя из которого устанавливается размер ежегодного взноса члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, может быть уменьшен по письменному заявлению члена саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, представляемому в саморегулируемую организацию зерновых товарных складов общего пользования. Со дня подачи указанного заявления не допускается прием таким зерновым товарным складом общего пользования зерна на хранение от поклажедателей зерна в объеме, превышающем размер емкости (вместимости) зернохранилища, указанный в заявлении.
8. Член саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, допустивший причинение убытков поклажедателю зерна, держателю складского документа на зерно, которое повлекло за собой выплату из компенсационного фонда саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, в году, следующем за годом, в котором была произведена выплата из компенсационного фонда саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, выплачивает ежегодный взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования в размере в два раза превышающем размер ежегодного взноса в компенсационный фонд, определенного в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
9. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования обязана ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, отчет о размере своего компенсационного фонда и его использовании.
10. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования вправе самостоятельно размещать средства компенсационного фонда в размере не более пятнадцати процентов при соблюдении условий возвратности, срочности, прибыльности, ликвидности. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования.
11. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования обязана в течение трех месяцев со дня достижения размера компенсационного фонда установленного размера заключить договор с управляющей компанией о доверительном управлении средствами компенсационного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях и осуществить передачу остальных средств компенсационного фонда в доверительное управление.
12. Расходование компенсационного фонда саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования на цели, не предусмотренные настоящей статьей, не допускается.
13. На средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, а также по обязательствам членов саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением компенсационных выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом или со спорами, возникшими в связи с ликвидацией зернового товарного склада общего пользования.
14. Не допускается возврат членам саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования их взносов (платежей) в компенсационный фонд саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.
15. При ликвидации саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования ее компенсационный фонд после осуществления компенсационных выплат, предусмотренных настоящей статьей, распределяется членам саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования пропорционально размеру емкости (вместимости) принадлежащих им зернохранилищ.
Статья 13. Осуществление саморегулируемой организацией зерновых товарных складов общего пользования компенсационных выплат
1. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования производит возмещение убытков, причиненных зерновым товарным складом общего пользования поклажедателю зерна и держателю складского документа на зерно (далее для целей настоящей статьи именуемые заинтересованные лица) в результате утраты принятого на хранение зерна или утраты его потребительских свойств, приведшей к снижению товарной стоимости зерна или состоянию, не пригодному для использования зерна по назначению, путем выплаты заинтересованным лицам из компенсационного фонда денежных средств в размере девяносто процентов от невыплаченной им зерновым товарным складом общего пользования суммы причиненного реального ущерба.
2. Заинтересованные лица имеют право на выплату из компенсационного фонда убытков, причиненных им членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, независимо от причин, повлекших утрату, недостачу принятого на хранение зерна или утрату его потребительских свойств, за исключением случаев, когда утрата, недостача принятого на хранение зерна и (или) утрата его потребительских свойств произошли в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя зерна, в результате действия обстоятельств непреодолимой силы либо из-за свойств зерна, о которых зерновой товарный склад общего пользования, принимая его на хранение, не знал и не должен был знать.
Если утрата, недостача или утрата потребительских свойств зерна, принятого на хранение зерновым товарным складом общего пользования, произошли после того, как наступила обязанность поклажедателя зерна взять зерно обратно, заинтересованные лица имеют право на выплату из компенсационного фонда причиненных им членом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования убытков только при наличии со стороны зернового товарного склада общего пользования умысла или грубой неосторожности.
3. Компенсационная выплата из компенсационного фонда в счет возмещения убытков, причиненных заинтересованным лицам осуществляется на основании акта проверки зернового товарного склада общего пользования контрольным органом саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, устанавливающего причины утраты, недостачи принятого на хранение зерна или утраты его потребительских свойств, в результате которых заинтересованным лицам причинены убытки, указанные в части 2 настоящей статьи.
4. Оценка ущерба, причиненного заинтересованным лицам в результате утраты принятого на хранение зерна или утраты его потребительских свойств, определяется на основании составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости утраченного или испорченного зерна на дату предъявления заинтересованными лицами члену саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования требования о выдаче зерна принятого на хранение. При этом расходы заинтересованных лиц на подготовку отчета об оценке рыночной стоимости утраченного или испорченного зерна подлежат включению в сумму убытков заинтересованных лиц.
5. Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования заинтересованным лицом только в случае отказа зернового товарного склада общего пользования возместить убытки заинтересованным лицам либо неудовлетворения требования о возмещении убытков в течение тридцати рабочих дней с даты направления зерновому товарному складу общего пользования требования о возмещении убытков.
6. Требование о компенсационной выплате предъявляется к саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования, членом которой являлся зерновой товарный склад общего пользования на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков заинтересованным лицам.
7. К требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда должен быть приложен документ, подтверждающий отказ в возмещении убытков заинтересованным лицам либо направление требования о возмещении убытков, не удовлетворенного им в течение тридцати рабочих дней с даты его направления, а также копия отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости утраченного или испорченного зерна по состоянию на дату предъявления требования о выдаче зерна, принятого на хранение.
8. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования обязана осуществить проверку изложенных в требовании о компенсационной выплате из компенсационного фонда сведений в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего требования.
9. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования обязана произвести компенсационную выплату заинтересованным лицам в течение шестидесяти рабочих дней с даты получения от него соответствующего требования или выдать заинтересованным лицам, обратившимся с требованием о компенсационной выплате, мотивированный отказ в ее выплате.
10. Саморегулируемая организация зерновых товарных складов общего пользования вправе отказать в компенсационной выплате заинтересованным лицам, обратившимся с требованием о компенсационной выплате, по следующим основаниям:
1) зерновой товарный склад общего пользования не являлся членом данной саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков заинтересованным лицам;
2) документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, не приложены к требованию о компенсационной выплате, либо не соответствуют предъявляемым законодательством Российской Федерации требованиям;
3) в ходе проверки зернового товарного склада общего пользования, проведенной в соответствии с частью 8 настоящей статьи, выявлено, что утрата, недостача принятого на хранение зерна и (или) утрата его потребительских свойств зерновым товарным складом общего пользования, которые привели к причинению убытков заинтересованным лицам произошли по причинам, которые освобождают зерновой товарный склад общего пользования от обязанности возместить убытки:
а) если утрата, недостача принятого на хранение зерна и (или) утрата его потребительских свойств произошли в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя зерна, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы либо из-за свойств зерна, о которых зерновой товарный склад общего пользования, принимая его на хранение, не знал и не должен был знать;
б) если утрата, недостача принятого на хранение зерна и (или) утрата его потребительских свойств произошли после того, как наступила обязанность поклажедателя зерна взять зерно обратно.
11. Отказ саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования от осуществления компенсационной выплаты может быть обжалован в арбитражный суд.
12. Ущерб, причиненный заинтересованным лицам вследствие отказа саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования от осуществления компенсационной выплаты, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерным, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств компенсационного фонда.
Статья 14. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования
1. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном данным федеральным органом исполнительной власти.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Предметом проверки саморегулируемых организаций зерновых товарных складов общего пользования является соблюдение саморегулируемыми организациями зерновых товарных складов общего пользования требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области деятельности зерновых товарных складов общего пользования.
Глава III. Заключительные положения
Статья 15. Переходные положения
1. Складские документы на зерно, выданные до вступления настоящего Федерального закона в силу, являются действительными. На оборот и погашение складских документов на зерно, выданных до вступления настоящего Федерального закона в силу, нормы настоящего Федерального закона не распространяются.
2. Юридические лица, осуществляющие оказание услуг по хранению зерна, приобретенного при проведении государственных закупочных интервенций, обязаны в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона приобрести статус зерновых товарных складов общего пользования либо передать зерно, приобретенное при проведении государственных закупочных интервенций, на хранение зерновым товарным складам общего пользования.
В случае передачи зерна на хранение зерновым товарным складом общего пользования по таким основаниям расходы по перемещению зерна погашаются за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации зерновых товарных складов общего пользования.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
2. Правила настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим в связи с деятельностью зерновых товарных складов общего пользования после его вступления в силу.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.