Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за неисполнение требований исполнительных документов неимущественного характера)"
(подготовлен Минюстом России 21.06.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за неисполнение требований исполнительных документов неимущественного характера) (далее - законопроект) направлен на профилактику преступлений, совершаемых против правосудия и выражающихся в неисполнении решений суда или иных судебных актов, обязывающих совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) неимущественного характера.
Законопроект подготовлен в рамках реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько от 04.12.2015 N СП-П4-8200 об обеспечении выполнения мероприятий по совершенствованию правового обеспечения деятельности ФССП России, предусмотренных комплексом мер по кардинальному улучшению работы ФССП России (пункт 9), направленных на исполнение поручения Президента Российской Федерации от 01.06.2015 N Пр-1108.
За 2014 и 2015 годы наблюдается рост количества исполнительных документов данной категории, поступающих в ФССП России для принудительного исполнения.
Так, согласно ведомственной статистике ФССП России в 2014 году на исполнении находилось 248 439 исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, остаток исполнительных производств указанной категории составил 172 478.
В 2015 году на исполнении находилось уже 492 438 исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, при этом остаток исполнительных производств указанной категории составил 224 578 исполнительных производств.
По состоянию на 01.01.2016 на исполнении более одного года находилось 87 728 исполнительных производств обязывающего характера, должниками по которым являются физические лица.
За злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, предусмотрена уголовная ответственность (статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации), в то время как для физических лиц применяются только меры административного характера.
Так, в отношении лиц указанной категории, виновных в неисполнении требований исполнительных документов неимущественного характера, дознавателями службы судебных приставов в 2014 году возбуждено 351 уголовное дело, в 2015 году - 272 уголовных дела.
Решения судов или иные судебные акты, обязывающие совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) неимущественного характера, зачастую связаны с обязанием совершить действия, неисполнение которых может повлечь необратимые последствия для общественной безопасности, жизни и здоровья людей, экологии, а также нарушить свободы и законные интересы неограниченного круга лиц.
Между тем административные санкции настолько малы для большинства физических лиц, что позволяют уплачивать административный штраф и продолжать не исполнять решение суда, другого органа или должностного лица.
Законопроектом предусмотрено привлечение лица к уголовной ответственности в случае неисполнения физическим лицом без уважительных причин требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании решения суда или иного судебного акта, в течение двух месяцев после привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Новую статью 315.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается отнести к подследственности дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов. Указанное полномочие будет реализовано в пределах имеющейся штатной численности, без выделения дополнительных средств.
Реализация законопроекта не повлечет расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.