Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 133 и 134 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса" (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Проект акта разработан во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2014 г. N АД-П11-3776 и пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса от 21 мая 2014 г N Пр-1143, а также в целях создания благоприятных для развития портовой и припортовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 26 января по 8 февраля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 2 марта по 6 мая 2015 г. посредством размещения указанных документов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в сети Интернет по адресу: regulation.gov.ru/p/45603 (ID проекта: 02/04/01-16/00045603). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения поступили от Ассоциации добытчиков минтая. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения не поступили.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 25 мая 2016 г. по 3 июня 2016 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. В ходе публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету поступили отзывы от Некоммерческой организации "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (НО "ВАРПЭ"), Ассоциации добытчиков минтая, Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Мурманский траловый флот". Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету, содержащиеся в указанных отзывах, приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице о результатах проведения публичного обсуждения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
Проектом акта предлагается установить возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе судов рыбопромыслового флота, приобретенных и построенных до 1 января 2016 г. за пределами территории Евразийского экономического союза, а также переоборудованных, прошедших капитальный ремонт и (или) модернизированных за пределами территории Евразийского экономического союза до 1 января 2016 г. При этом предлагаемым проектом актом регулированием предусматривается, что срок действия отсрочки и рассрочка по уплате НДС предоставляется до 1 апреля 2018 г.
Пунктом 1 части 1 статьи 120 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) устанавливается обязанность по уплате процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 120 Федерального закона N 311-ФЗ за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов проценты начисляются на сумму таможенных пошлин, налогов, срок уплаты которых был изменен, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации*(1), действующей в период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, частью 3 статьи 133 Федерального закона N 311-ФЗ устанавливается, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Как следует из приведенных норм таможенного законодательства, предлагаемое проектом акта регулирование существенно не изменяет действующий порядок предоставления отсрочки или рассрочки платежей по НДС (необходимость обслуживания кредитных средств, полученных для внесения обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов; необходимость уплаты процентов за отсрочку или рассрочку платежей) и, следовательно, не может рассматриваться в качестве экономического инструмента, позволяющего обеспечить дальнейшее развитие портовой и припортовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
В этой связи, считаем, что предлагаемое проектом акта регулирование не может быть признано эффективным, поскольку не в полной мере решает проблему, заявленную разработчиком в сводном отчете, а приводит лишь к росту финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности (увеличение срока предоставления отсрочки или рассрочки влечет за собой увеличение размера процентов за отсрочку или рассрочку платежей).
По мнению Минэкономразвития России, заявленные разработчиком цели могут быть достигнуты либо за счет снижения налоговой нагрузки на указанные субъекты предпринимательской деятельности по уплате НДС, либо за счет предоставления беспроцентной отсрочки или рассрочки по уплате НДС, либо путем освобождения их от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при предоставлении им отсрочки или рассрочки платежей.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о несоответствии заявленных целей регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы. Вместе с тем в проекте акта не выявлено положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) С 1 января 2016 года размер ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. N 3894-У). С 10 июня 2016 г. размер ключевой ставки Банка России составляет 10,5% (официальная информация пресс службы Банка России от 10 июня 2016 г., www.cbr.ru)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.