Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы за проезд по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=22154.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 30 декабря 2014 г. по 14 января 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 28 января 2015 г. по 12 февраля 2015 г.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, заключается в образовании дорожных заторов на пунктах взимания платы, расположенных на платных участках автомобильных дорог.
Для решения указанной проблемы разработчиком предлагается создать законодательную базу для постепенного перехода от действующей модели взимания платы (внесение денежных средств на пунктах взимания платы) к так называемой технологии Free flow ("свободный поток"), предполагающей бесконтактный способ оплаты проезда.
По результатам проведенного Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" (далее - НИУ "ВШЭ") исследования (прилагается) выявлено, что введение технологии Free flow позволит сократить потери времени потребителей услуг платных автомобильных дорог, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте в более чем 1,8 млрд. рублей.
Вместе с тем по итогам анализа предлагаемого разработчиком регулирования могут быть выявлены следующие риски недостижения целей регулирования.
1. С целью стимулирования пользователей платных дорог своевременно вносить плату за проезд по платным участкам автомобильных дорог разработчиком предлагается дополнить статью 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) частью 8, устанавливающей ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожным знаком, обозначающим въезд на платную дорогу или платный участок автомобильной дороги.
При этом предлагаемая редакция части 8 статьи 12.16 КоАП предполагает наступление административного правонарушения в момент выезда на платный участок автомобильной дороги.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 1 проекта акта внесение платы пользователем осуществляется за проезд по платному участку автомобильной дороги. Иными словами, предполагается возможность оплаты проезда по платному участку автомобильной дороги после завершения поездки.
При этом стоит отметить, что полученные НИУ "ВШЭ" данные о потерях времени пользователями платных автомобильных дорог включают в том числе оценку потерь на торможение перед пунктом взимания платы и последующим ускорением по сравнению с прохождением аналогичного участка без торможения. Вместе с тем въезд на платный участок дороги без снижения скорости возможен только при постоплатной системе расчетов, то есть при оплате пройденного участка по квитанции, присланной на адрес владельца транспортного средства, либо при привязке банковской карты пользователя платной дороги к государственному регистрационному знаку автомобиля*(1).
Кроме того, в настоящее время на платных участках автомобильных дорог существуют съезды в различные населенные пункты. При этом согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной компании "Российские автомобильные дороги", на участке трассы М-4 "Дон" "Обход города Задонска - села Хлевного" (417 км - 464 км) автомобилисты, живущие в районе 414 - 464 км трассы М-4 "Дон", могут передвигаться в пределах данного участка бесплатно при условии въезда и выезда с федеральной трассы в пределах указанного участка.*(2)
Таким образом, принятие части 8 статьи 12.16 КоАП в представленной редакции приведет к необходимости внесения платы за проезд по платному участку автомобильной дороги перед проездом по такому участку, что сокращает количество возможных способов оплаты проезда по платным дорогам и снижает выгоды от перехода с действующей системы оплаты.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным предусмотреть состав административного правонарушения, заключающийся в проезде по платному участку автомобильной дороги или платной автомобильной дороге без внесения соответствующей платы.
Также обращаем внимание, что изменение порядка внесения платы за проезд по платной дороге или платному участку дороги потребует внесения изменений в Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 18. Кроме того, в целях снижения риска возникновения спорных ситуаций, связанных с оплатой проезда, считаем целесообразным проанализировать возможность издания отдельного нормативного правового акта, регулирующего порядок взимания платы по аналогии с приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 31 октября 2012 г. N 61-02-224/2 "Об утверждении Порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках".
В этой связи отмечаем, что в соответствии с пунктом 84 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, проект федерального закона должен быть предоставлен для рассмотрения в Правительство Российской Федерации вместе с перечнем нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона, включающим в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов.
2. Проектом акта предлагается установить штраф за несоблюдение требований, предписанных дорожным знаком, обозначающим въезд на платную дорогу или платный участок автомобильной дороги, в размере пяти тысяч рублей.
Анализ статей главы 12 КоАП показал, что административный штраф в размере пяти тысяч рублей установлен в настоящее время по таким правонарушениям как: управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков (ч.2 статьи 12.2 КоАП), перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 2.1 статьи 12.3 КоАП), превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час (ч. 5 статьи 12.9 КоАП), выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (ч.4 статьи 12.15 КоАП), движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч.3 статьи 12.15 КоАП).
Иными словами, указанный размер штрафа установлен для существенных правонарушений, связанных с риском для нарушения безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, для достижения целей, предлагаемых проектом акта, необходимо придерживаться пропорционального и соразмерного наказания, принципы которого определены в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 25 февраля 2014 г. N 4-П.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время пользователи платных участков автомобильных дорог с высокой степенью вероятности проезжают несколько таких участков за одну поездку, что может привести к значительному увеличению окончательной суммы штрафа.
Таким образом, считаем целесообразным снизить размер предполагаемого штрафа до размера, установленного частью 1 статьи 12.16 КоАП - пятисот рублей.
Таким образом, по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта установлено, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 21 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) В данном случае предполагается, что в транспортном средстве находится только водитель, не имеющий возможности оплатить услугу с помощью смс-сообщения без остановки или нарушения Правил дорожного движения.
*(2) http://russianhighways.ru/for_drivers/m-4/pay_sites/414-464km.php
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.