Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов"
(подготовлен ФАС России 06.07.2016 г.)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
правила государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством.
2. Установить, что Федеральная антимонопольная служба в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает методики по установлению тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".
Председатель Правительства |
|
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________ г. N _____
Правила
государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - субъекты естественных монополий) в случае применения федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (далее - регулирующий орган) метода ценового регулирования на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
2. В целях применения настоящих Правил используются следующие понятия:
"магистральные трубопроводы" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти (нефтепродуктов) от мест приема (слива) до мест сдачи (налива) или перевалки нефти (нефтепродуктов).
"пункт отправления" - начальный приемо-сдаточный пункт маршрута транспортировки (пункт приема нефти (нефтепродуктов) от потребителя);
"пункт назначения" - конечный приемо-сдаточный пункт маршрута транспортировки (пункт сдачи или отгрузки нефти (нефтепродуктов) потребителю);
"оператор" - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;
"потребитель" - лицо, являющееся собственником нефти (нефтепродуктов) либо владеющее ею на ином законном основании, получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и удовлетворяющее требованиям Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N 218;
"группа лиц" - совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам закрепленным в статье 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
"тарифы" - ценовые ставки на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, а также комплексную транспортировку нефти (нефтепродуктов), по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
"надбавки к тарифам" - ценовые ставки на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, а также комплексную транспортировку нефти (нефтепродуктов), по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов), устанавливаемые субъектом естественной монополии к одному из видов тарифов установленных регулирующим органом;
"установление тарифов" - принятие регулирующим органом решений о введении новых тарифов, изменении или отмене действующих тарифов, о порядке и сроках введения их в действие;
"транспортировка нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам" - процесс перемещения нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов), предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ___________ г. N ___ (далее - Перечень услуг);
"комплексная транспортировка нефти (нефтепродуктов)" - процесс перемещения нефти (нефтепродуктов), при котором оператор для транспортировки нефти (нефтепродуктов) от пункта отправления до пункта назначения наряду с транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам использует услуги иных (не трубопроводных) видов транспорта, услуги транспортных терминалов и морских (речных) портов;
"перекачка нефти (нефтепродуктов)" - перемещение по магистральным трубопроводам нефти (нефтепродуктов), позволяющее принять (налить, перевалить) от потребителя нефть (нефтепродукты) в магистральные трубопроводы в пункте отправления и сдать (слить, перевалить) потребителю нефть (нефтепродукты) в пункте назначения в смеси с нефтью (нефтепродуктами) других потребителей;
"выполнение заказа и диспетчеризация транспортировки нефти (нефтепродуктов)" - комплекс услуг, оказываемых оператором потребителю по планированию и контролю маршрута транспортировки, сроков, порядка, объемов и видов оказываемых услуг, необходимых для транспортировки предлагаемого потребителем количества нефти (нефтепродуктов), с учетом их характеристик, а также с учетом количества и характеристик нефти (нефтепродуктов) предлагаемых для транспортировки другими потребителями, технических возможностей магистральных трубопроводов по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
"перевалка нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций перемещения нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистрального трубопровода на другие виды транспорта, либо из других видов транспорта нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы, либо из одного магистрального трубопровода в другой, с промежуточным накоплением нефти (нефтепродуктов);
"прием нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из трубопроводов или стационарных емкостей, не принадлежащих субъекту естественной монополии в магистральные трубопроводы;
"слив нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из передвижных емкостей, перевозимых различными видами транспорта, в магистральные трубопроводы;
"сдача нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистрального трубопровода в трубопроводы или стационарные емкости, не принадлежащие субъекту естественной монополии;
"налив нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистральных трубопроводов в передвижные емкости, перевозимые различными видами транспорта;
"маршрут (тарифный маршрут) транспортировки нефти (нефтепродуктов)" - это совокупность участков магистральных трубопроводов, с использованием которых оператор оказывает или может оказывать потребителю услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) от пункта отправления, до пункта назначения, и характеризуется набором видов услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), протяженностью (длиной) магистрального трубопровода, направлением транспортировки (в пределах или за пределы территорий государств - членов Евразийского экономического союза).
II. Государственное регулирование тарифов
3. Государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти (нефтепродуктов) (далее - услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) осуществляется регулирующим органом путем:
а) установления тарифов или их предельных уровней (далее - тарифы) для расчетов потребителей с оператором;
б) контроля за применением (определением, установлением) субъектами естественных монополий тарифов и надбавок к тарифам.
3.1. В случае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельных уровней и не менее чем за 10 календарных дней до даты их применения уведомляет об этом регулирующий орган обеспечив представление в регулирующий орган информации о предполагаемых тарифах.
3.1.1. Определенные субъектом естественной монополии тарифы в рамках их предельных уровней не могут быть применены и не являются обязательными для потребителя:
а) до истечения 10 календарных дней со дня поступления в регулирующий орган уведомления предусмотренного пунктом 3.1 настоящих Правил;
б) в случае принятия регулирующим органом мотивированного решения о несогласии с определенными субъектом естественной монополии тарифами.
3.1.2. При утверждении субъектом естественной монополии тарифов в рамках их предельных уровней, тарифы устанавливаются на одном уровне для всех потребителей с соблюдением принципов недискриминационности и равнодоступности к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов).
4. Регулирующим органом могут устанавливаться тарифы как на отдельные услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, предусмотренные Перечнем услуг, так и на все услуги в совокупности.
5. Регулирующим органом могут устанавливаться следующие виды тарифов:
тарифы на услуги - тарифы на отдельные услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам предусмотренные Перечнем услуг;
тарифы на транспортировку нефти (нефтепродуктов) - тарифы, устанавливаемые на совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, предусмотренных Перечнем услуг, по тарифному маршруту;
тарифы на комплексную транспортировку нефти (нефтепродуктов) - сумма тарифов на транспортировку нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и стоимости услуг иных (не трубопроводных) видов транспорта, услуг транспортных терминалов и морских (речных) портов;
сетевые тарифы - тарифы на услуги или тарифы на транспортировку нефти (нефтепродуктов), устанавливаемые на одном уровне для всей совокупности выбранных маршрутов независимо от расстояния транспортировки нефти (нефтепродуктов), количества пунктов отправления и пунктов назначения.
6. Тарифы устанавливаются в рублях за 1 тонну или за 100 тонн или за 100 тонно-километров.
7. Тарифы на услуги по перекачке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, тарифы на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и тарифы на транспортировку нефти (нефтепродуктов) могут устанавливаться регулирующим органом как по одному маршруту транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам от пункта отправления до пункта назначения или совокупности таких маршрутов (сетевой тариф), так и на отдельные участки маршрута или совокупности отдельных участков магистральных трубопроводов.
7.1. В случае если регулирующим органом в решении об установлении тарифов не указано иного, то установленные регулирующим органом тарифы на услуги по перекачке нефти по магистральным трубопроводам одновременно являются предельными минимальными тарифами на такие услуги, оказываемые субъектами естественных монополий внутри группы лиц.
7.1.1. Стоимость услуг по перекачке нефти по магистральным трубопроводам, оказываемых субъектами естественных монополий внутри группы лиц, определяются головной компанией (юридическое лицо, которое имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами) самостоятельно, исходя из условия обеспечения нормальной хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и объемов финансирования комплексных и целевых программ диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов.
7.2. Тарифы на услуги по перевалке нефти (нефтепродуктов), приему нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы, сливу нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы, сдаче нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов, наливу нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов устанавливаются регулирующим органом по каждому пункту перевалки, приема, слива, сдачи, налива нефти (нефтепродуктов).
8. Тарифы на услуги по выполнению заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам устанавливаются регулирующим органом отдельно для поставок нефти (нефтепродуктов) в пределах территорий государств - членов Евразийского экономического союза и отдельно для поставок нефти (нефтепродуктов) за пределы территорий государств - членов Евразийского экономического союза, включая случаи, когда пункт назначения находится в пределах территорий государств - членов Евразийского экономического союза, а дальнейшая транспортировка нефти (нефтепродуктов) за пределы территорий государств - членов Евразийского экономического союза осуществляется иными средствами транспорта нефти (нефтепродуктов).
9. Установление тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) может производиться по инициативе регулирующего органа, в том числе на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору), а также на основании предложений (обращений) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, включая обращения субъектов естественных монополий.
9.1. Установление регулирующим органом тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) может производиться не ранее, чем через 12 месяцев после предыдущего их установления.
9.2. Пересмотр установленных регулирующим органом тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) ранее определенного в пункте 9.1 настоящих Правил срока возможен при существенном изменении условий хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии, в том числе при существенном отклонении фактических показателей от планировавшихся при установлении тарифов, а также при существенном пересмотре прогнозных параметров.
9.2.1. Пересмотр тарифов в соответствии с пунктом 9.2 настоящих Правил может производится не чаще одного раза в течение срока определенного пунктом 9.1 настоящих Правил.
10. При поступлении указанных в пункте 9 настоящих Правил предложений (обращений) об установлении тарифов регулирующий орган запрашивает у субъекта естественной монополии документы, необходимые для принятия решения об установлении тарифов с указанием срока их представления. Требуемый регулирующим органом срок представления документов субъектом естественной монополии не может составлять менее 15 рабочих дней.
11. При рассмотрении вопроса об установлении тарифов по инициативе субъекта естественной монополии последний представляет в регулирующий орган соответствующее обращение с приложением следующих материалов:
а) анализ изменений показателей физических объемов оказываемых услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) и грузооборота транспортировки нефти (нефтепродуктов) за два года предшествующих очередному периоду регулирования и на очередной период регулирования;
б) анализ использования тарифной выручки за два года предшествующих очередному периоду регулирования;
в) план использования тарифной выручки на очередной период регулирования с обоснованием исходных данных;
г) бухгалтерская отчетность за отчетный период регулирования с приложениями (по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации на отчетный год) с пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
д) расчеты тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) на очередной период регулирования;
е) отчет о выполнении инвестиционной программы в сравнении с утвержденными плановыми показателями программы за отчетный период регулирования с указанием объектов, а также источников финансирования;
ж) инвестиционная программа на очередной период регулирования с указанием объектов, а также источников финансирования;
з) отчет о выполнении программы технического перевооружения, реконструкции объектов магистральных трубопроводов в сравнении с плановыми показателями за отчетный период регулирования;
и) программа технического перевооружения, реконструкции объектов магистральных трубопроводов на очередной период регулирования;
к) отчет о выполнении программы (плана) капитального ремонта объектов магистральных трубопроводов и ремонтно-эксплуатационных нужд в сравнении с плановыми показателями за отчетный период регулирования;
л) программа (план) капитального ремонта объектов магистральных трубопроводов и ремонтно-эксплуатационных нужд на очередной период регулирования;
м) справка о фонде заработной платы, среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате за два года предшествующих очередному периоду регулирования и на очередной период регулирования;
н) информация о доходах и расходах по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности за два года предшествующих очередному периоду регулирования и на очередной период регулирования.
Материалы должны быть достоверными и полными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае лицо, подписывающее обращение, должно подтвердить достоверность и полноту таких копий. К обращению должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.
11.1. При рассмотрении вопроса об установлении тарифов на комплексную транспортировку нефти (нефтепродуктов) субъект естественной монополии помимо материалов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, представляет данные по статьям расходов по перевозке нефти (нефтепродуктов) железнодорожным транспортом, а также по перевалке нефти (нефтепродуктов) в транспортных терминалах и морских (речных) портах, включая расходы по оплате услуг различных участников перевозочного процесса, возникающие в процессе перевозки нефти (нефтепродуктов) по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
11.1.1. Расходы на оплату услуг по перевозке нефти (нефтепродуктов) и услуг по использованию инфраструктуры, оказываемых субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, а также в транспортных терминалах и морских (речных) портах, учитываются в соответствии с тарифами, сборами и платежами, установленными регулирующим органом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а по оплате услуг, не подлежащих государственному регулированию - в размерах, определенных по соглашению сторон.
12. Формы представления субъектом естественной монополии материалов, предусмотренных пунктами 11, 11.1 настоящих Правил, устанавливаются регулирующим органом в соответствии с требованиями к составлению бухгалтерской, статистической и иной отчетности.
13. Обращение считается представленным со дня его получения регулирующим органом со всеми документами и сведениями либо со дня представления субъектом естественной монополии сведений о причинах, объясняющих невозможность для него получения указанных документов или сведений.
14. Решение об установлении тарифов принимается регулирующим органом в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения им обращений об установлении тарифов, и в срок не превышающий 5 рабочих дней доводится до субъекта естественной монополии в письменной форме.
15. Непредставление субъектом естественной монополии в регулирующий орган материалов (части материалов), предусмотренных пунктами 11, 11.1 настоящих Правил, является основанием для отказа в рассмотрении обращения об установлении тарифов.
16. В случае если для принятия решения об установлении тарифов необходима дополнительная информация, регулирующий орган запрашивает ее у субъекта естественной монополии, который обязан представить эту информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты соответствующего запроса. Непредставление субъектом естественной монополии в регулирующий орган, материалов (части материалов), предусмотренных соответствующим запросом регулирующего органа, является основанием для приостановления срока рассмотрения обращения об установлении тарифов до представления таких материалов.
17. В случае непредставления субъектом естественной монополии обращения об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган вправе установить тарифы в отношении указанного субъекта естественной монополии на основании имеющихся у регулирующего органа сведений об этом и (или) иных субъектах естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
III. Основы формирования тарифов
18. Государственное регулирование тарифов основывается на следующих принципах:
а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) сопоставимость цен (бенчмаркинг);
г) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;
д) открытость, объективность и прозрачность принимаемых регулирующим органом решений.
19. Применяются следующие методы государственного регулирования тарифов:
а) метод сопоставимых рынков;
б) метод экономически обоснованных расходов;
в) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
г) метод предельного соотношения тарифов или их предельных уровней со стоимостью транспортировки нефти (нефтепродуктов) по альтернативному маршруту и(или) альтернативными видами транспорта;
д) метод индексации тарифов.
20. Выбор метода государственного регулирования тарифов и (или) их сочетания осуществляется регулирующим органом с учетом:
а) стимулирования субъектов естественных монополий к снижению расходов;
б) формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий с учетом уровня надежности и качества оказываемых услуг;
в) стремления к снижению объемов государственных дотаций и отказу от других мер государственной поддержки;
г) повышения энергетической эффективности деятельности субъектов естественных монополий.
21. Метод сопоставимых рынков применяется при установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) в условиях, сопоставимых с осуществляемой данным субъектом естественной монополии деятельности по другим (аналогичным) маршрутам (направлениям) транспортировки нефти (нефтепродуктов) или осуществлением аналогичной деятельности другими регулируемыми организациями (вне зависимости от заявленных субъектами естественных монополий расходов).
22. Метод экономически обоснованных расходов предусматривает установление тарифов на основе планового объема тарифной выручки субъектов естественных монополий, необходимого для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), и расчетного объема соответствующих услуг.
При оценке экономической обоснованности расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), регулирующим органом учитываются:
а) индексы изменения цен на товары (работы, услуги), потребляемые субъектами естественных монополий для оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), прогнозируемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти в сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации;
б) прогнозируемая субъектами естественных монополий прибыль от реализации услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
в) потребность субъектов естественных монополий в средствах на обслуживание заемного капитала, развития производства и выплаты дивидендов;
г) планы капитальных вложений субъектов естественных монополий и источники их финансирования;
д) динамика расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) за отчетный период регулирования, а также прогнозные показатели инфляции на очередной период регулирования.
22.1. При установлении тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам могут учитываться расходы, связанные с оказанием услуг по комплексной транспортировке нефти (нефтепродуктов), при сохранении расчетного планового объема тарифной выручки субъектов естественных монополий от оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов).
23. Метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала применяется в случае привлечения средств инвесторов для развития магистральных трубопроводов и предусматривает установление тарифов исходя из условий обеспечения срока окупаемости инвестированного капитала и уровня доходности на вложенный капитал. При расчете тарифов в соответствии с указанным методом необходимая плановая тарифная выручка субъекта естественной монополии, осуществляющего регулируемые виды деятельности, устанавливается на уровне, обеспечивающем:
а) покрытие текущих эксплуатационных расходов;
б) возврат инвестированного капитала;
в) получение дохода на инвестированный капитал.
24. Метод предельного соотношения тарифов или их предельных уровней со стоимостью транспортировки нефти (нефтепродуктов) по альтернативному маршруту и (или) альтернативными видами транспорта применяется в целях развития конкурентных отношений и предусматривает установление тарифов исходя из сравнения эффективности транспортировки нефти (нефтепродуктов) по альтернативному маршруту и (или) альтернативными видами транспорта.
25. Метод индексации тарифов применяется при незначительном изменении условий хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и незначительном отклонении структуры фактической тарифной выручки от плановой тарифной выручки
26. При установлении тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов.
26.1. В случае если субъект естественной монополии помимо деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете тарифов.
27. При установлении тарифов учитываются, в том числе один или несколько из следующих показателей:
а) расчетный объем услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) на очередной период регулирования, определяемый исходя из заявок потребителей;
б) расчетный плановый объем выручки на очередной период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
в) эффективность транспортировки нефти (нефтепродуктов) по альтернативному маршруту трубопроводным транспортом или альтернативными видами транспорта, определяемая на основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарных затрат потребителей услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) при их транспортировке трубопроводным транспортом с затратами при перевозке по альтернативным маршрутам и (или) альтернативными видами транспорта.
28. Для субъектов естественных монополий, входящих в одну группу лиц и оказывающих услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, тарифы могут рассчитываться на основании обобщенных в отношении группы лиц показателей, указанных в 27 настоящих Правил.
29. В целях стимулирования увеличения загрузки трубопроводных мощностей, развития конкуренции с альтернативными видами транспорта и достижения баланса интересов оператора и потребителя регулирующий орган вправе:
- дифференцировать тарифы в зависимости от объемов и характеристик транспортируемых нефти (нефтепродуктов);
- учитывать необходимость создания равных условий поставки нефти из одного района добычи нефти на внешние рынки с учетом складывающейся на них ценовой конъюнктуры;
- учитывать необходимость обеспечения снижения удельной стоимости транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам на внешние рынки по мере увеличения расстояния такой транспортировки;
- учитывать, при установлении тарифов на услуги по комплексной транспортировке нефти, необходимость развития новых регионов добычи нефти, и обеспечения привлекательности ее перевозки по всему маршруту комплексной транспортировки нефти с учетом его протяженности.
30. Установление тарифов осуществляется регулирующим органом с учетом условий и положений, предусмотренных международными договорами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, регулирующих сферу транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам на территории Российской Федерации.
31. В случае заключения между субъектом естественной монополии и потребителем (потребителями) услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) соглашений (договоров), устанавливающих взаимные обязательства сторон в целях создания новых магистральных трубопроводов или расширения пропускной способности действующих магистральных трубопроводов и эксплуатации таких магистральных трубопроводов, субъект естественной монополии вправе самостоятельно устанавливать надбавки к одному из видов тарифов установленных регулирующим органом.
31.1. Надбавки к тарифам устанавливаются субъектами естественных монополий с учетом условий указанных в соглашениях (договорах) об установлении надбавок к тарифам, закрепляющих взаимные обязательства сторон в целях создания новых магистральных трубопроводов или расширения пропускной способности действующих магистральных трубопроводов и эксплуатации таких магистральных трубопроводов (далее - соглашения об установлении надбавок к тарифам) (сумм расходов субъектов естественных монополий, направляемых на проведение мероприятий, указанных в данных соглашениях, сроков осуществления таких мероприятий, сроков и объемов транспортировки нефти (нефтепродуктов)).
31.2. Надбавки к тарифам могут быть установлены субъектами естественных монополий только при условии обеспечения принципов добровольности, недискриминационности и равнодоступности.
31.3. Надбавки к тарифам применяются только для потребителей, являющихся сторонами указанных соглашений (договоров).
31.4. Надбавки к тарифам устанавливаются на срок не менее одного года.
31.5. Надбавки к тарифам устанавливаются в рублях за 1 тонну или за 100 тонн или за 100 тонно-километров.
31.6. Надбавки к тарифам устанавливаются тождественно установленному регулирующим органом виду тарифа.
31.7. Субъекты естественных монополий не менее чем за 10 календарных дней до даты введения в действие надбавок к тарифам уведомляют об этом регулирующий орган и обеспечивают представление в регулирующий орган следующих документов и сведений:
а) пояснительная записка, содержащая информацию о причинах заключения соглашения (договора), о целях его заключения, о сроке действия такого соглашения (договора), о размере надбавки к тарифу, иную информацию, которая по мнению субъектов естественных монополий является важной для регулирующего органа;
б) экономическое обоснование размера надбавки к тарифу;
в) соглашение об установлении надбавки к тарифу (со всеми приложениями и дополнениями к нему);
г) согласованная с потребителем программа (план мероприятий) по созданию нового магистрального трубопровода или расширения пропускной способности действующих магистральных трубопроводов и эксплуатации таких магистральных трубопроводов, с указанием сроков исполнения определенных мероприятий (как промежуточных, так и окончательных), объектов, их стоимости и источников финансирования;
д) иные документы и сведения, которые по мнению субъектов естественных монополий являются важными для регулирующего органа.
31.8. Субъекты естественных монополий уведомляют регулирующий орган обо всех изменениях и дополнениях заключаемых в рамках действующих соглашений об установлении надбавок к тарифам не менее чем за 10 календарных дней до даты введения в действие таких изменений (дополнений).
31.8.1. Одновременно с уведомлением, предусмотренным пунктом 31.8 настоящих Правил, субъекты естественных монополий обеспечивают представление в регулирующий орган следующих документов и сведений:
а) в обязательном порядке - пояснительная записка, содержащая информацию о причинах заключения соглашения (договора), о целях его заключения, о сроке действия такого соглашения (договора), иную информацию, которая по мнению субъектов естественных монополий является важной для регулирующего органа; дополнительные соглашения (приложения, иные документы) изменяющие (дополняющие) соглашение об установлении надбавки к тарифу;
б) если применимо - экономическое обоснование размера надбавки к тарифу; согласованная с потребителем программа (план мероприятий) по созданию нового магистрального трубопровода или расширения пропускной способности действующих магистральных трубопроводов и эксплуатации таких магистральных трубопроводов, с указанием сроков исполнения определенных мероприятий (как промежуточных, так и окончательных), объектов, их стоимости и источников финансирования; иные документы и сведения, которые по мнению субъектов естественных монополий являются важными для регулирующего органа.
31.9. В случае представления в регулирующий орган не всех документов и сведений, предусмотренных пунктами 31.7, 31.8.1 настоящих Правил, уведомление не считается представленным.
31.10. Установленные субъектами естественных монополий надбавки к тарифам не могут быть применены и не являются обязательными для потребителя:
а) до истечения 10 календарных дней со дня поступления в регулирующий орган уведомления предусмотренного пунктом 31.6 настоящих Правил;
б) в случае принятия регулирующим органом мотивированного решения о несогласии на установление субъектом естественной монополии надбавки к тарифу.
31.10.1. В период действия надбавок к тарифам, установленных субъектами естественных монополий, регулирующий орган вправе в любое время отменить такие надбавки, в том числе в следующих случаях:
а) невыполнение условий соглашений об установлении надбавок к тарифам;
б) применение надбавок к тарифам противоречит принципам добровольности, недискриминационности и равнодоступности.
31.10.2. В период действия надбавок к тарифам, установленных субъектами естественных монополий, регулирующий орган вправе в любое время пересмотреть размер таких надбавок, в том числе в следующих случаях:
а) невыполнение (ненадлежащее исполнение) условий соглашений об установлении надбавок к тарифам;
б) выявление регулирующим органом фактов установления субъектами естественных монополий экономически необоснованных размеров надбавок к тарифам.
31.11. Субъекты естественных монополий в течение трех календарных дней с момента прекращения действия установленных надбавок к тарифам обязаны уведомить регулирующий орган о таком прекращении.
31.11.1. Одновременно с уведомлением о прекращении действия надбавок к тарифам субъекты естественных монополий представляют отчеты о выполнении программ (планов мероприятий) по созданию нового магистрального трубопровода или расширения пропускной способности действующих магистральных трубопроводов и эксплуатации таких магистральных трубопроводов.
IV. Заключительные положения
32. Регулирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за обоснованность устанавливаемых тарифов и своевременность их введения, а должностные лица этого органа - за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
33. Споры и разногласия, связанные с применением тарифов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в досудебном порядке - регулирующим органом в пределах его компетенции.
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________ г. N _____
Перечень
услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством
Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам:
1) перекачка нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;
2) выполнение заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;
3) перевалка нефти (нефтепродуктов);
4) прием нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;
5) слив нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;
6) сдача нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов;
7) налив нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект новых правил регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Указывается, что речь идет о перемещении по магистральным трубопроводам.
В частности, приводится исчерпывающий перечень видов тарифов, в отношении которых осуществляется госрегулирование. Закрепляется, что они устанавливаются только в рублях.
Предусматривается порядок обращения субъектом естественной монополии за установлением (изменением, отменой) тарифов. Сокращаются сроки рассмотрения вопроса.
Вводится принцип сопоставимости цен. Планируется применять метод сопоставимых рынков.
Госрегулирование тарифов осуществляется исключительно для расчетов потребителей с оператором.
Предусматривается возможность установления надбавок к тарифам.
Уточняется перечень услуг, тарифы на которые регулируются государством.
Действующие правила признаются утратившими силу.