Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 361 и 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N АД-П9-5810, а также в целях создания стимулов для ускорения процесса обновления существующего парка грузовых автомобилей и автобусов на высокоэкологичные транспортные средства.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 26 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 17 мая 2016 г. по 14 июня 2016 г. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-16/00048328). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения поступили от гр. Желудкова П.С., Романова Э.Н., Янышева А.П., А.В. Краснова. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания были получены от гр. Шишова М.В., Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, ПАО "ГМК "Норильский никель". Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в котором им была указана информация об учете или причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 21 июня 2016 г. по 27 июня 2016 г. были проведены публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества. Извещения о проведении публичных консультаций были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Российский автотранспортный союз (РАС), а также заинтересованным представителям предпринимательского сообщества. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов (САКТОГ), АК "АЛРОСА" (ПАО), Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Министерства экономического развития Калужской области, Научно-образовательного центра "Дальневосточный центр экономического развития и интеграции России в АТР" (приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице о результатах проведения публичного обсуждения).
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Проектом акта предлагается изменить порядок исчисления суммы транспортного налога (далее - налог) и сумм авансовых платежей по налогу, предусмотренный статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), посредством применения при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) в отношении грузовых автомобилей и автобусов корректирующих коэффициентов, учитывающих год выпуска транспортного средства в диапазоне от 0,7 до 1,6 и его экологический класс в диапазоне от 0,8 до 1,6.
Между тем, следует отметить, что разработчиком ни в сводном отчете, ни в прилагаемых к проекту акта пояснительных материалах не приведено каких-либо статистических данных и (или) расчетов, подтверждающих обоснованность предлагаемых величин указанных корректирующих коэффициентов и их распределения по годам выпуска транспортных средств и их экологическим классам.
Кроме того, разработчиком не был проведен анализ действующего регулирования в отношении установления дифференцированных коэффициентов, сложившегося в субъектах Российской Федерации.
Так, в соответствии с законом Калининградской области от 16 ноября 2002 года N 193 "О транспортном налоге", применяется понижающий коэффициент, учитывающий экологический класс транспортного средства, в размере 0,5. Таким образом, при введении предлагаемого регулирования для налогоплательщиков в указанном регионе увеличится размер транспортного налога более чем на 30%.
По данным МВД России, год выпуска транспортного средства напрямую не влияет на безопасность дорожного движения. Основным условием безопасной эксплуатации транспортного средства является техническое состояние транспортного средства и соответствие его конструкции требованиям безопасности. По мнению МВД России*(1), такие условия могут быть обеспечены посредством усиления надзорных мер в сфере технического обслуживания и ремонта транспортных средств, связанных с соблюдением норм, правил и процедур, устанавливаемых заводами-изготовителями с учетом условий их эксплуатации, а также в сфере организации и проведения технического осмотра.
Также не ясны причины установления предлагаемой проектом акта схемы распределения коэффициентов по годам выпуска транспортных средств. МВД России, например, используются другие диапазоны - менее года, 1-3 года, 3-5 лет, 5-10 лет, 10-15 лет, свыше 15 лет*(2).
Стоит также отметить, что по данным МВД России в 2015 году, количество транспортных средств категории N2 (грузовые автомобили массой до 12 тонн) с года выпуска которых прошло более 15 лет составляет 1,01 млн. единиц, в то время как суммарное количество транспортных средств указанной категории с года выпуска которые прошло менее 15 лет составляет всего 520 тыс. единиц*(3). Поэтому остается не ясным сколько времени понадобится для обновления такого количества транспортных средств и позволят ли производственные мощности производителей обеспечить полное обновление существующего парка транспортных средств.
В этих условиях сделать вывод о целесообразности и эффективности предлагаемого проектом акта регулирования не представляется возможным.
2. Кроме того, разработчиком не приведена в сводном отчете оценка расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (раздел 9 сводного отчета), а также дополнительных расходов хозяйствующих субъектов на уплату повышенного размера транспортного налога.
3. Также следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса.
При этом согласно предусматриваемым проектом акта изменениям исчисление суммы налога предлагается исчислять с учетом повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов рублей и выше и корректирующих коэффициентов, учитывающих год выпуска транспортного средства и его экологический класс, - в отношении грузовых автомобилей и автобусов.
В этой связи в отличие от действующего в настоящее время механизма исчисления налога в отношении дорогостоящих легковых автомобилей, при исчислении налога в отношении грузовых автомобилей и автобусов будет применяться одновременно два корректирующих коэффициента или, иначе говоря, произведение указанных коэффициентов.
Как показали расчеты при применении двух понижающих коэффициентов либо в комбинации понижающего коэффициента и коэффициента, равного 1,0, достигается эффект снижения (а при применении двух понижающих коэффициентов - существенного снижения) налоговой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога, что, по нашему мнению, является неоспоримым стимулом для обновления парка грузовых автомобилей и автобусов. При применении одновременно понижающего и повышающего коэффициентов либо двух повышающих коэффициентов достигается обратный эффект - существенный рост налоговой нагрузки, что условиях экономического кризиса и отсутствия, в связи с этим у большинства налогоплательщиков финансовых ресурсов на обновление парка транспортных средств, может повлечь за собой риски роста дополнительных непроизводственных издержек и банкротства. Так, к примеру, срок эксплуатации транспортных средств большинства сельхозпроизводителей, а также автобусного парка, находящегося на балансе бюджетных организаций, составляет более 10-ти лет. При этом обновление автопарка указанных выше категорий хозяйствующих субъектов в ближайшей перспективе не возможно без дополнительного привлечения значительного объема кредитных ресурсов и бюджетных средств. Кроме того, необходимо учитывать, что в отношении прямой государственной поддержки (путем субсидирования) отечественных сельхозпроизводителей, начиная с 2018 года, будут действовать ограничения в рамках ВТО, а также тот факт, что в последнее время в целях ужесточения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения введены новые требования и обязанности (например, установка тахографов, обеспечение требования транспортной безопасности, обеспечение требований ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств"), реализация которых сопряжена со значительными вмененными издержками владельцев и/или эксплуатантов грузовых автомобилей и автобусов.
В свою очередь, рост налоговой нагрузки может привести к существенному увеличению тарифов на пассажиро- и грузоперевозки и, в первую очередь, на территории отдаленных населенных пунктов, что, в конечном счете, потребует субсидирования перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В этих условиях полагаем целесообразным предусмотреть поэтапный переход на применение предлагаемого проектом акта механизма исчисления налога. По нашему мнению, на первом этапе, то есть до 1 января 2019 г., следует ввести в действие систему понижающих коэффициентов, позволяющих поощрить налогоплательщиков, уже использующих в осуществляемой ими деятельности высокоэкологичные транспортные средства и стимулировать иных налогоплательщиков на постепенную замену используемого ими в деятельности устаревшего парка транспортных средств. На втором этапе, то есть с 1 января 2019 г. ввести в действие систему повышающих коэффициентов как меру финансового принуждения к замене устаревшего парка транспортных средств.
Считаем, что данный подход позволит достичь наибольшего экономического эффекта в решении указанных разработчиком в сводном отчете задач.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Письмо МВД России в адрес Минпромторга России от 19 апреля 2016 г. N 1/3515
*(2) Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих на учете (www.gibdd.ru/stat/2015, Раздел 4)
*(3) Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих на учете (www.gibdd.ru/stat/2015, Раздел 4)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.