Настоящий проект федерального закона направлен на внесение изменений в Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон) с целью приведения законодательства Российской Федерации в области технического регулирования табачной продукции в соответствие с законодательством Евразийского экономического союза в связи с принятием технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 N 107 (далее - ТР ТС 035/2014).
Проект разработан в соответствии с пунктом 1.3. Плана мероприятий, направленных на реализацию ТР ТС 035/2014 в Российской Федерации, одобренного на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 2 декабря 2015 г.
ТР ТС 035/2014 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (Таможенного союза) требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (Таможенного союза), а также требования к маркировке табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения. ТР ТС 035/2014 вступил в силу 15 мая 2016 г. Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии "О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) и переходных положениях" до 15 ноября 2017 г. допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (Таможенного союза) продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, при наличии документов об оценке соответствия указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР ТС 035/2014.
Таким образом, до 15 ноября 2017 года законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования табачной продукции должно быть приведено в соответствие с ТР ТС 035/2014. Для достижения указанной цели необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон.
Во-первых, необходимо оставить в законодательстве Российской Федерации регулирование тех табачных изделий, требования к которым не установлены в ТР ТС 035/2014. Согласно подпункту г) пункта 2 ТР ТС 035/2014, действие регламента не распространяется на некурительные табачные изделия, следовательно, во избежание отсутствия регулирования данного вида табачной продукции, требования к некурительным табачным изделиям необходимо оставить в национальном законодательстве, т.е. в ведении Федерального закона, который устанавливает требования к ингредиентам, используемым при производстве некурительных табачных изделий и соответствующей отчетности, информации для потребителей, а также оценке соответствия данного вида продукции.
Во-вторых, пункт 18 ТР ТС 035/2014 устанавливает только общие требования о необходимости нанесения на табачную продукцию специальных (акцизных, учетно-контрольных или иных) марок, исключающих возможность их подделок и повторного использования. Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции для реализации на территории Российской Федерации, их цена, порядок изготовления, приобретения, учета, уничтожения и маркировки табачной продукции установлены законодательством Российской Федерации, а именно частями 2 - 5 статьи 4 Федерального закона и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации (КоАП РФ, УК РФ) предусматривают административную или уголовную ответственность именно за отсутствие маркировки табачной продукции специальными (акцизными) марками, ответственность за их подделку, за продажу табачной продукции, не маркированной такими марками. Например, положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" направлены на борьбу с табачной продукцией, произведенной в государства-участниках Евразийского экономического союза, но не маркированной российскими акцизными марками. Такая продукция на сегодняшний день составляет высокую долю продаж в российских регионах, соседних с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, причем такие изделия находятся в обращении на территории России без уплаты соответствующих налогов в бюджет Российской Федерации. Таким образом, положения частей 2-5 статьи 4 Федерального закона, устанавливающие требования к маркировке табачной продукции специальными (акцизными) марками, необходимо оставить без изменений.
В-третьих, состав доказательственных материалов при декларировании соответствия табачной продукции требованиям национального законодательства, целесообразно привести в соответствие с составом доказательственных материалов, предусмотренных ТР ТС 035/2014.
В-четвертых, согласно части 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также пункту 43 ТР ТС 035/2014, "государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов", а государственный контроль (надзор) в отношении табачной продукции определен статьями 17 - 21 Федерального закона, которые также необходимо привести в соответствие с ТР ТС 035/2014.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" в связи с принятием технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014)" не потребует расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.