Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минюстом России 22.07.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации пункта 3.3.2 плана мероприятий "дорожной карты" по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 10.04.2016 N 2420п-П13, пункта 4 комплекса мер по кардинальному улучшению работы Федеральной службы судебных приставов, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 04.12.2016 N СП-П4-8200, и направлен на совершенствование порядка взыскания административных штрафов.
Согласно ведомственной статистике ФССП России в первом квартале 2016 года на принудительном исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 17,5 млн исполнительных производств о взыскании административных штрафов, наложенных специально уполномоченными органами, что на 35,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (13 млн) и на 90,7% больше, чем в первом квартале 2014 года (9,2 млн).
Из них 14,4 млн (81,9%) исполнительных производств возбуждены на основании постановлений, выданных органами Госавтоинспекции (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 43% (10 млн), в сравнении в первым кварталом 2014 года - на 107,8% (6,9 млн).
Увеличивается количество исполнительных производств, по которым копии исполнительных документов направлены в организацию для удержания задолженности из заработной платы (другого дохода должника). Так, в первом квартале 2014 года копии исполнительных документов для удержания задолженности из заработной платы направлены в рамках 2,8% исполнительных производств, находившихся на исполнении (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и 2016 года - 3% и 3,5%).
В этой связи законопроектом предлагается установить, что при отсутствии информации об уплате административного штрафа по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и направляют его в организацию или иному лицу, выплачивающим физическому лицу, привлеченному к административной ответственности, заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
В целях установления места получения должником-физическим лицом доходов законопроектом предлагается наделить орган, должностные лица которого составляют протоколы об административных правонарушениях, полномочием по запросу сведений о месте работы, об организации или ином лице, выплачивающих гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, в целях надлежащего и своевременного исполнения вышеуказанного постановления законопроектом закрепляется положение, в соответствии с которым лица, выплачивающие заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи лицу, привлеченному к административной ответственности, обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов указанного лица в соответствии с требованиями постановления о привлечении к административной ответственности и назначении административного штрафа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
При этом указанный порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа за счет удержаний из заработной платы, пенсии, стипендии и иных периодических платежей будет применятся в случае, если размер административного штрафа не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Реализация предлагаемых изменений позволит обеспечить неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости административного наказания и повысить эффективность принудительного исполнения постановлений о наложении административного штрафа.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать выполнению одной из задач государственной программы Российской Федерации "Юстиция" - повышению уровня исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.