Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 27.07.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"), постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", а также в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 февраля 2016 г. N ДМ-П13-14пр и исключения возможного разного толкования и применения на практике.
Проектом постановления предлагается внести изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (далее - соответственно Постановление N 583, Положение), увязать выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и руководителя, утверждаемыми федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение.
С 2013 года трудовые договоры с руководителями учреждений заключаются на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (далее - типовая форма трудового договора).
В соответствии с подпунктом "в)" пункта 11 типовой формы трудового договора работодатель обязан устанавливать с учетом показателей эффективности деятельности учреждения целевые показатели эффективности работы руководителя в целях его стимулирования.
Кроме того, пунктом 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 г., протокол N 12), также предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.
Таким образом, полагаем необходимым закрепить в Положении увязку выплат стимулирующего характера руководителю с результатами достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и руководителя, утверждаемыми федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период.
Также проектом постановления предлагается исключить из п. 2(1) Положения норму о согласовании примерных положений об оплате труда работников федеральных учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениям - главными распорядителями средств федерального бюджета, с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, к полномочиям Минтруда России относятся утверждение рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления).
Соответствующие рекомендации были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (в редакции от 20 февраля 2014 г.).
Кроме того, в соответствии с п. 11 Постановления N 583 Минтруд России дает разъяснения по вопросам, связанным с применением Постановления N 583.
В связи с этим за Минтрудом России по прежнему остаются полномочия по методологической координации и методологическому регулированию, в том числе примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных учреждений.
Проектом постановления также предусматривается внесение изменений в Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2 "Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Постановление N 2).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним. В связи с чем считаем целесообразным привести Положение об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 739.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) проектом постановления предлагается внести изменения в Постановления N 583, N 2 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р от 12 декабря 2015 г. N 2555-р в целях приведения в соответствии с Федеральным законом.
Проектом постановления также предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Постановление N 922).
Федеральный закон предусматривает закрепление обязательного установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - фонды), государственных и муниципальных учреждений (далее - учреждения), государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятия) и среднемесячной заработной платы работников этих организаций.
При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый расчет указанного соотношения. В связи с чем проектом постановления предусматривается утверждение порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы.
Кроме того, по результатам проведенного Минтрудом России анализа правоприменения положений постановлений N 583, N 2 и N 922, предлагается внести в данные акты изменения уточняющего характера, которые позволят устранить неоднозначное применение отдельных положений постановлений N 583, N 2 и N 922.
Дополнительных средств из федерального бюджета для реализации проекта распоряжения не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.