Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части второй статьи 2 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 26.07.2016 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования безопасности при использовании атомной энергии" (далее - законопроект) разработан в инициативном порядке Госкорпорацией "Росатом" и направлен на уточнение вопросов нормативного регулирования безопасности гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии, вопросов проведения аттестации программных средств обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии, а также на определение правового механизма реализации систем менеджмента качества в организациях, осуществляющих деятельность по размещению, проектированию (включая изыскания), конструированию, производству, сооружению или строительству (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию) продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.
Статьей 1 законопроекта предусмотрены изменения в статьи 26 и 37 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Изменения, в статью 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", направлены на устранение замечаний контролирующих органов, в части реализации Ростехнадзором функции по аттестации программных средств, и отсутствия ее регулирования на законодательном уровне. Действующий порядок экспертизы программных средств определен Инструкцией об организации проведения экспертизы программных средств, применяемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности объектов использования атомной энергии, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2008 г. N 634.
Предлагаемые изменения приводят в соответствие законодательную и нормативную базу в части вопроса аттестации программных средств используемых при подготовке документов, обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и обеспечивающих расчетное моделирование эксплуатации, нарушений эксплуатации и возможных аварий на объектах использования атомной энергии.
Изменения, в статью 37 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" обусловлены правоприменительной практикой и уточняют полномочия Госкорпорации "Росатом" в части организации и контроля оценки соответствия в области использования атомной энергии, и определения правового механизма реализации систем менеджмента качества в организациях, осуществляющих деятельность по размещению, проектированию (включая изыскания), конструированию, производству, сооружению или строительству (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию) продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.
Статья 2 законопроекта направлена на уточнение вопросов нормативного регулирования безопасности гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии и предусматривает исключение из Федерального закона от 21 июля 1997 года N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" части второй статьи 2.
Исключение указанной нормы обусловлено наличием действующих нормативных правовых актов (приложение 1), выполнение которых в полной мере обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии. Учитывая изложенное, установление дополнительных требований и разработка дополнительных федеральных норм и правил по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации к гидротехническим сооружениям, входящим в состав объектов использования атомной энергии, сверх тех, что установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, не требуется.
Изменения в статью 3 законопроекта направлены на устранение пробелов действующего законодательства в части разработки норм и правил для опасных производственных объектов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Законопроект не затрагивает область распространения положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не оказывает влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Законопроект в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений евразийской экономической комиссии, а также внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" размещался на Едином портале для размещения уведомления о начале разработке нормативного правового акта и результатов их публичного обсуждения: с целью обеспечения общественного обсуждения - с 2016 г. по 2016 г.; с целью обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы - с 2016 г. по _.. 2016 г.
По итогам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы замечания и предложения в Госкорпорацию "Росатом" не поступали.
Приложение 1
Нормативные правовые акты, регулирующие безопасность гидротехнических сооружений на объектах использования атомной энергии:
- постановление Правительства РФ от 27.10.2012 N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений" (вместе с "положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений");
- постановление Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений";
- постановление Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный аварией гидротехнического сооружения;
- приказ Минприроды России от 29.01.2013 N 34 "Об утверждении Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений" (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 N 28354);
- приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002 "Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.06.2002 N 3493);
- приказ Ростехнадзора от 02.06.2012 N 377 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)";
- приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 N 625 "Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2001 N 22631);
- СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 33-01-2003);
а также стандартами организаций:
СТО 1.1.1.01.0678-2015 "Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций";
СТО 1.1.1.02.006.0856-2011 "Правила эксплуатации гидротехнических сооружений атомных станций";
РД ЭО 1.1.2.01.0461-2013 "Положение об отраслевой системе надзора за безопасностью гидротехнических сооружений атомных станций";
РД ЭО 1.1.2.99.0460-2013 "Типовая программа обследований гидротехнических сооружений атомных станций";
РД ЭО 1.1.2.99.0570-2013 "Инструкция по обследованию подводных частей гидротехнических сооружений";
ТП 1.3.2.01.999.0081-2010 "Типовое положение о группе наблюдений и контроля за гидротехническими сооружениями атомных станций ОАО "Концерн Росэнергоатом";
Типовая методика составления годового отчета атомных станций по анализу состояния гидротехнических сооружений 1.4.1.06.011.0044-2009.
Перечень
актов федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования безопасности при использовании атомной энергии", в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования безопасности при использовании атомной энергии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования безопасности при использовании атомной энергии"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части регулирования безопасности при использовании атомной энергии" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.