Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 05.08.2016 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2008, N 48, ст. 5519) следующие изменения:
пункт 1 статьи 54 дополнить абзацем следующего содержания:
"Перерасчет налоговой базы (убытков) и суммы налога не производится в тех случаях, когда со дня уплаты (срока установленного для уплаты) налога за налоговый период, в котором были совершены ошибки (искажения), приводящие к завышению налоговой базы (уменьшению убытков) либо к излишней уплате суммы налога, прошло более трех лет".
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 50, ст. 4849; 2005, N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128, ст. 3129, ст. 3130; 2006, N 23, ст. 2382; 2007, N 23, ст. 2691; 2008, N 42, ст. 4697; N 48, ст. 5519; 2009, N 51, ст. 6155; 2010, N 31, ст. 4186, ст. 4198; N 48, ст. 6247; 2011, N 30, ст. 4593; N 47, ст. 6611; N 48, ст. 6729; N 49, ст. 7014; 2012, N 53, ст.7619; 2013, N 23, ст. 2889; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4049; N 52, ст. 6985; N 40, ст. 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 30, ст. 4239; N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6647, ст. 6657, ст. 6663; 2015, N 48, ст. 6692; 2016, N 14, ст. 1902) следующие изменения:
1) статью 162.1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12. Восстановление сумм налога производится правопреемником (правопреемниками), указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в отношении переданных основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При отсутствии у правопреемника (правопреемников) счетов-фактур реорганизованной (реорганизуемой) организации восстановление сумм налога производится правопреемником (правопреемниками) на основании бухгалтерской справки-расчета с применением налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, к стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, указанных в передаточном акте или в разделительном балансе.";
2) в подпункте 2 пункта 3 статьи 170:
в абзаце четвертом после слов "начинают использоваться налогоплательщиком" дополнить словами ", в том числе правопреемником (правопреемниками)";
в абзаце пятом после слов "При переходе налогоплательщика" дополнить словами ", в том числе правопреемника (правопреемников)", после слов "принятые к вычету налогоплательщиком" дополнить словами ", в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организацией";
дополнить абзацами следующего содержания:
"При переходе налогоплательщика, в том числе правопреемника (правопреемников) на специальный налоговый режим по отдельным видам предпринимательской деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком, в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организацией по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в том числе правопреемником (правопреемниками) в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы и имущественные права начинают использоваться для осуществления операций, подлежащих налогообложению в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса.
При переходе правопреемника (правопреемников), вновь созданного при реорганизации юридического лица (юридических лиц), либо правопреемника при реорганизации в форме присоединения на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 настоящего Кодекса, суммы налога, принятые к вычету реорганизованной (реорганизуемой) организацией по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению правопреемником (правопреемниками) в налоговом периоде, в котором правопреемником (правопреемниками), вновь созданным при реорганизации юридического лица (юридических лиц), либо правопреемником при реорганизации в форме присоединения подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (или о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности).";
3) статью 173 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"6. Сумма налога, подлежащая восстановлению правопреемниками, указанными в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 162.1 настоящего Кодекса.";
4) пункт 4 статьи 174 дополнить абзацем следующего содержания:
"Уплата налога правопреемниками, указанными в абзаце восьмом подпункта 2 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, производится по итогам налогового периода с учетом суммы восстановленного налога, определенной в соответствии с пунктом 7 статьи 173 настоящего Кодекса, не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.";
5) пункт 5 статьи 283 изложить в следующей редакции:
"5. В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации в форме присоединения налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, только на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями в тех налоговых периодах, на начало которых налогоплательщик-правопреемник и реорганизуемые организации являлись взаимозависимыми.
В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации в форме слияния налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей, только на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями в тех налоговых периодах, на начало которых реорганизуемые организации являлись взаимозависимыми.".
Статья 3.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
2. Пункты 1-4 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
3. Пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях исключения возможности перерасчета налоговой базы и суммы налога в связи с выявленными в текущем налоговом периоде ошибками (искажениями), совершенными более трех лет назад, а также в целях исключения возможности использования схем ухода от налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций при реорганизации организаций.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде производится перерасчет налоговой базы и суммы налога в порядке установленном, пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учитывая срок подачи заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, определенный пунктом 7 статьи 78 Кодекса, законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 54 Кодекса положением о том, что в тех случаях, когда со дня уплаты (срока установленного для уплаты) налога за налоговый (отчетный) период, в котором были совершены ошибки (искажения), приводящие к завышению налоговой базы (уменьшению убытков) либо излишней уплате суммы налога, прошло более трех лет, перерасчет налоговой базы (убытков) и суммы налога не производится.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, за исключением передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.
Законопроектом предусматривается восстановление правопреемником (правопреемниками) сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации организации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в связи с переходом на специальные налоговые режимы.
Кроме того, в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации в форме присоединения или слияния законопроектом предлагается установить положение о возможности переноса в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций правопреемника только тех убытков, которые были получены реорганизуемыми организациями в налоговом периоде, когда такие организации являлись взаимозависимыми.
Реализация данных предложений будет способствовать повышению эффективности налоговой системы Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.