Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"
(подготовлен МЧС России 11.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N РД-П4-2872.
В целях обеспечения правовых оснований для принятия Правительством Российской Федерации решений, обеспечивающих создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения данным законопроектом вводится понятие "единая сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения" (далее - ЕСНЛК), а также предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями в области гражданской обороны по определению порядка функционирования ЕСНЛК.
Основным критерием для разработки понятия ЕСНЛК, являлся анализ присутствующих в законодательстве Российской Федерации терминов и определений, раскрывающих данное понятие.
Так, понятие ЕСНЛК используется в подпункте ш) пункта 11 Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 01 ноября 2013 г. N ПР-2773.
При этом понятие "сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны" (далее - СНЛК ГО) используется во втором абзаце пункта 15 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963; 2014, N 43, ст. 5892), в пункте 27 Правил оповещения органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возращения такого аппарата на Землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1039 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, 1997, N34, ст.3983; 2009 N46 ст.5942; 2012 N37, ст. 5002), а также в Положении о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации от 30 октября 1993 г., разработанного МЧС России во исполнении пункта 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 437 и согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее - Положение о СНЛК ГО).
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 создание и обеспечение готовности СНЛК ГО осуществляется в целях решения задачи гражданской обороны, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
Введение понятия ЕСНЛК на законодательном уровне обеспечит привлечение сил и средств существующей СНЛК ГО для защиты населения от угроз радиоактивного, химического и биологического характера в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Положением о СНЛК ГО наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
При этом, наблюдение и лабораторный контроль осуществляется учреждениями и организациями различной ведомственной принадлежности (пунктами наблюдения и лабораторного контроля), выполняющими функции наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации.
Таким образом, наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации представляет собой комплекс мероприятий, проводимых пунктами наблюдения и лабораторного контроля по организации и проведению радиационной, химической и биологической разведки в целях своевременного обнаружения радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, в том числе опасных инфекционных болезней, инфекционных заболеваний растений.
Представленная в законопроекте формулировка ЕСНЛК формализует общую характеристику данного понятия и позволяет корректно ее использовать в различных отраслях регулирования.
На основании изложенного и целях законодательного закрепления понятия ЕСНЛК предлагается дополнить статью 1 "Основные понятия" Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" абзацем следующего содержания:
"единая сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - это совокупность пунктов наблюдения и лабораторного контроля, выполняющих функции наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации".
Создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляется в целях реализации Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 01 ноября 2013 г. N ПР-2773.
Однако создание ЕСНЛК невозможно без принятия Правительством Российской Федерации постановления "О порядке функционирования единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в котором будет определены ее основные задачи, порядок организации и функционирования.
При этом, правовые основы для принятия такого рода решений у Правительства Российской Федерации в настоящее время отсутствуют.
В связи с изложенным, предлагается внести в статью 6 "Полномочия Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" абзац следующего содержания:
"определяет порядок функционирования единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения".
Принятие данного законопроекта позволит ввести в действие нормативный правовой акт федерального законодательства, определяющий понятие ЕСНЛК, а также обеспечивающий правовые основы для принятия Правительством Российской Федерации решений, обеспечивающих ее создание, задачи, порядок организации и функционирования.
Реализация представленного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.