Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования"
(подготовлен Минздравом России 10.08.2016 г.)
Законопроект предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования и учитывает нормы Федеральных законов от 23.06.2016 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" и от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" утвержденных для реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к неработающим гражданам относятся:
а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
в) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
ж) иные не работающие по трудовому договору, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица не входят в категорию граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, не могут являться застрахованными лицами и не подлежат персонифицированному учету в сфере обязательного медицинского страхования. Учитывая, что полномочия по ведению персонифицированного учета согласно статье 6 Федерального закона N 326-ФЗ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на них также возлагается ответственность по недопущению включения военнослужащих и приравненных к ним лиц в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
В настоящее время у субъектов Российской Федерации отсутствуют реальные механизмы недопущения страхования граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию.
Данный проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Вводятся нормы, прекращающие обязательное медицинское страхование в отношении определенной категории застрахованных лиц и обеспечивающие признание полиса обязательного медицинского страхования недействительным.
Также предлагается усовершенствование механизма контроля за наличием у гражданина права на обязательное медицинское страхование, в том числе в отношении военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц. Новеллы предусматривают:
- введение обязанности гражданина Российской Федерации, входящего в категорию граждан не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, сдавать недействительный полис обязательного медицинского страхования или сообщить о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- введение обязанности федеральных органов исполнительной власти по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, сотрудники которых относятся к категории граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками обязанности сдавать недействительный полис обязательного медицинского страхования или сообщать о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- установление информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, сотрудники которых относятся к категории граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на основе трехсторонних соглашений, заключаемых указанными федеральными органами исполнительной власти с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, в которых будет отражен непосредственно механизм информационного взаимодействия.
Возложение обязанности на гражданина Российской Федерации, входящего в категорию не подлежащих обязательному медицинскому страхованию граждан, сдавать недействительный полис обязательного медицинского страхования или сообщить о его утрате в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд обязательного медицинского страхования, обусловлено необходимостью исключения указанного лица из единого регистра застрахованных лиц.
Кроме того, в подпункте ж) пункта 5) статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ предлагается детализировать категории военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию. В действующем законодательстве такая детализация имеется в Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и вводится в Федеральном законе от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В целях совершенствования учета застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования законопроектом предлагается предусмотреть информационное взаимодействие:
- на федеральном уровне:
- между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, обеспечивающее выявление лиц, изменивших гражданство Российской Федерации на иное;
- между Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов и Федеральным фондом, обеспечивающее выявление лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, но имеющих полис обязательного медицинского страхования;
- на уровне субъекта Российской Федерации: между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страхователем для неработающих застрахованных лиц, в результате которого территориальный фонд обязательного медицинского страхования после завершения информационного взаимодействия с территориальными органами Федерального органа исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части получения информации о работающих застрахованных лицах, будет ежеквартально предоставлять страхователю для неработающих граждан сведения о неработающих застрахованных лицах.
Кроме того, в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений о застрахованных лицах в едином регистре застрахованных лиц вносятся изменения в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", предусматривающие передачу сведений содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния в территориальный фонд обязательного медицинского страхования сведений о государственной регистрации заключения и расторжения брака, установления отцовства и перемены имени и исключение Федерального фонда обязательного медицинского страхования из перечня органов, которым предусмотрена передача сведений содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Предлагаемые изменения позволят исключить страхование граждан, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию, усовершенствовать персонифицированный учет застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования, повысить качество планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.