Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в целях приведения положений Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) в соответствие нормам параграфа 6 "Независимая гарантия" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 22 декабря 2015 г. по 13 января 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 15 февраля 2016 г. по 18 марта 2016 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-15/00044803). По информации разработчика, в ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения не поступали. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания были получены от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в котором была указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 13 июля 2016 г. по 20 июля 2016 г. были проведены публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества. Извещения о проведении публичных консультаций были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциацию российских банков, а также заинтересованным представителям предпринимательского сообщества. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от АО "Россельхозбанк", ПАО "Сбербанк России", Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Представленные указанными участниками публичных консультаций замечания и предложения приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
Согласно представленным разработчиком дополнительным материалам к проекту акта введение в действие предлагаемого проектом акта регулирования потребует внесения соответствующих изменений в Федеральные законы от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Однако, по мнению Минэкономразвития России и участников публичных консультаций, внесение соответствующих изменений потребуется также в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками операции (кроме инкассации), в том числе по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Проектом акта предлагается внести в статью 5 Федерального закона N 395-1 изменения, предусматривающие исключение из перечня лицензируемых банковских операций процедуру выдачи банковских гарантий и включение ее в перечень сделок, которые банки вправе осуществлять наряду с лицензируемыми банковскими операциями.
Системное применение указанных норм Кодекса и предлагаемых проектом акта изменений не позволяет сделать однозначный вывод о том, что с момента введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования (изменение статуса процедуры) у банков, при совершении ими сделок по выдаче банковских гарантий не возникнут риски привлечения их к уплате налога на добавленную стоимость и, как следствие, риски возложения дополнительного финансового бремени на лиц, приобретающих банковские гарантии.
В целях обеспечения однозначности толкования норм статьи 149 Кодекса, в связи с введением в действие предлагаемого проектом акта регулирования, и исключения тем самым возможности возникновения указанных рисков считаем целесообразным внести соответствующие уточнения в часть 3 указанной статьи Кодекса, а также обеспечить разъяснительную работу по вопросам правоприменения вводимого регулирования.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.