Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 18.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в части повышения эффективности государственного контроля и надзора за мероприятиями по предупреждению и обеспечению готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера
В соответствии с ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" источниками природных чрезвычайных ситуаций являются опасные природные явления или процессы, возникающие на определенной территории (акватории).
В последнее время на территории Российской Федерации наблюдается рост количества опасных природных явлений и процессов относительно среднемноголетних значений ("Прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2016 год", подготовленный ФКУ Центр "Антистихия" МЧС России).
Из наиболее значимых опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям регионального и федерального уровня, необходимо отметить природные пожары, периоды экстремальной водности (половодье и маловодье), дождевые паводки, приводящие к подтоплениям населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. N 70-СФ "О состоянии защиты населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций" МЧС России рекомендовано обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовность органов управления и сил РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в периоды половодья, паводков и пожароопасный период.
В то же время, в российском законодательстве отсутствуют требования к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, направленные на обеспечение готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями.
В этой связи, указанным законопроектом предлагается дополнить статью 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" пунктом, касающимся наделения Правительства Российской Федерации полномочием по установлению обязательных для выполнения требований к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям по обеспечению готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - Требования).
Предполагается, что утверждение указанных Требований позволит повысить эффективность проведения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также создаст благоприятные условия для обеспечения согласованных и оперативных действий органов государственной власти, местного самоуправления и организаций при устранении угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их ликвидации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.