Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем"
(подготовлен Минобрнауки России 17.08.2016 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 12.01.09 МАСТЕР ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И СБОРКЕ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ОПТИЧЕСКИХ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИБОРОВ И СИСТЕМ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно.
Образовательная программа СПО по профессии (далее - образовательная программа), имеющая государственную аккредитацию, разрабатывается в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.4. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования*(1).
1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.7. Реализация образовательной программы возможна с использованием сетевой формы.
1.8. Образовательная деятельность по образовательной программе осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
1.9. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.10. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.11. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:
оптик-механик - контролер оптических деталей и приборов - оптик;
оптик-механик - оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали.
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
2.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее - УК):
УК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость своей будущей профессиональной деятельности.
УК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.
УК 3. Выбирать методы и способы решения профессиональных задач деятельности исходя из конкретного контекста.
УК 4. Оценивать качество результатов собственной деятельности с целью ее совершенствования.
УК 5. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из ограниченного набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности.
УК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии, связанные с профессиональной деятельностью.
УК 7.Осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами, руководством и др. заинтересованными сторонами.
УК 8. Понимать содержание инструкций и чертежей и оборудования на одном иностранном языке.
2.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным характеристикам профессиональной деятельности согласно сочетанию профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с пунктом 1.11 настоящего ФГОС СПО:
2.3.1. Выполнение подготовительных работ для изготовления оптических деталей на основе полученного технического задания в соответствии с требованиями охраны труда:
ПК 1.1. Планировать выполнение задания по изготовлению оптических деталей различной степени сложности.
ПК 1.2. Подготавливать рабочее место и оборудование в соответствии с полученным заданием и требованиями охраны труда.
ПК 1.3. Выбирать необходимое оборудование и оснастку для изготовления оптических деталей в соответствии с полученным заданием.
ПК 1.4. Изготавливать заготовки для оптических деталей в соответствии с полученным заданием, требованиями охраны труда.
2.3.2. Изготовление оптических деталей различной степени сложности и осуществление (при необходимости) их доводки:
ПК 2.1. Изготавливать простые оптические детали в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.2. Изготавливать оптические детали повышенной сложности в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.3. Наносить оптические покрытия различной степени сложности с помощью вакуумных установок в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Доводить (при необходимости) отступления деталей до заданных конструкторской документацией величин.
2.3.3. Осуществление сборки оптических узлов и приборов с подгонкой оптических и металлических деталей.
ПК 3.1. Собирать оптические узлы с заданной точностью в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 3.2. Собирать оптические приборы и производить их юстировку в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
2.3.4. Осуществление приемки изготовленных оптических деталей и приборов.
ПК 4.1. Оценивать качество произведенных оптических деталей на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.
ПК 4.2. Проводить испытания оптических приборов на герметичность, прочность, водонепроницаемость, нагрев, охлаждение.
ПК 4.3. Оценивать качество собранных оптических узлов и приборов на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.
2.4. Совокупность всех УК и ПК выпускника, установленных настоящим ФГОС СПО, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность по следующим видам профессиональной деятельности:
обработка оптических деталей и сборка оптических узлов и изделий на различных типах технологического оборудования в соответствии с требованиями основных технологических процессов.
2.5. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех УК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.
III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает возможность расширения видов деятельности, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
3.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которой завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего и служащего, указанной в перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955).
Таблица
Структура образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в часах |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл, включая: |
не менее 972 |
профессиональный модуль "Выполнение подготовительных работ для изготовления оптических деталей на основе полученного технического задания в соответствии с требованиями охраны труда" |
|
профессиональный модуль "Изготовление оптических деталей различной степени сложности и осуществление (при необходимости) их доводки" |
|
профессиональный модуль "Сборка оптических узлов и приборов с подгонкой оптических и металлических деталей" |
|
профессиональный модуль "Приемка изготовленных оптических деталей и приборов" |
|
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Объем образовательной программы: |
|
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая изучение общеобразовательных предметов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4248 |
3.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) и практик образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом рекомендаций ПООП по соответствующей профессии.
Образовательной организацией при определении структуры образовательной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 часам.
3.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и самостоятельной работы обучающихся.
Количество часов, выделенных на проведение учебных занятий при освоении общепрофессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должно составлять не менее 80 процентов, при очно-заочной форме обучения - не менее 40 процентов.
Количество часов, выделенных на проведение учебных занятий при освоении профессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должно составлять не менее 70 процентов, при очно-заочной форме обучения - не менее 20 процентов.
3.5. Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должна предусматривать изучение дисциплин по физической культуре в объеме не менее 40 часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 36 часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Дисциплины по физической культуре реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин по физической культуре с учетом состояния их здоровья.
Образовательной программой может быть предусмотрено использование 70 процентов общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" на изучение основ военной службы и (или) на освоение основ медицинских знаний для подгрупп девушек.
3.6. В профессиональный цикл образовательной программы входят два вида практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточению, чередуясь с освоением учебных предметов, дисциплин (модулей).
Количество часов, выделенных на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
3.7. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального и профессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных по отдельным учебным предметам, дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
Промежуточная аттестация, проводимая по результатам освоения профессиональных модулей, включает демонстрационный экзамен, состоящий в исполнении практического задания.
3.8. В целях приближения промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, образовательная организация разрабатывает порядок и создает условия для привлечения к экспертизе оценочных средств внешних экспертов - работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.
3.9. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен и письменную квалификационную работу.
Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения форм государственной итоговой аттестации на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30306), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2014 г. N 74 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2014 г., регистрационный N 31524). Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к государственному экзамену (при наличии) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
Обязательным требованием к выпускной квалификационной работе является соответствие ее тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, требования к кадровым и финансовым условиям.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных в установленном порядке на базе иных организаций кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех типов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенными оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать УК и ПК.
4.3.3. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, состав которого определяется в рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
4.3.4. Библиотечный фонд организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждой дисциплине (курсу, модулю) профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (курсу, модулю) на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Для педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональных компетенций, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Указанные педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в образовательных организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций и требований международных стандартов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.