Проект Положения Банка России "О порядке проведения центральным контрагентом операционного аудита"
(подготовлен Банком России 19.08.2016 г.)
Настоящее Положение на основании части 24 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 4001, N 29, ст. 4357; 2016, N 1, ст. 23, ст. 47) устанавливает порядок проведения центральным контрагентом (далее - ЦК) операционного аудита.
Глава 1. Общие положения
1.1. Под операционным аудитом, проводимым ЦК, понимается независимая (с привлечением третьего лица) проверка элементов деятельности ЦК, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, в целях оценки их эффективности и при необходимости совершенствования деятельности ЦК.
1.2. Оценка эффективности элемента деятельности ЦК включает:
оценку степени соответствия элемента деятельности ЦК, включая документы ЦК, устанавливающие порядок реализации указанного элемента деятельности, законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России, а также положениям национальных и (или) международных стандартов;
оценку степени соответствия элемента деятельности ЦК целям деятельности ЦК;
оценку достаточности необходимых для реализации элемента деятельности ЦК ресурсов, в том числе человеческих, финансовых, временных, включая ресурсы ЦК;
оценку процессов создания и эксплуатации автоматизированных систем, входящих в состав средств для реализации элемента деятельности ЦК, включая контроль обеспечения информационной безопасности, на предмет соответствия требованиям документов, разработанных в рамках законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с учетом положений международных стандартов (если для реализации элемента деятельности ЦК предусмотрено использование автоматизированных систем).
1.3. Для каждого элемента деятельности ЦК самостоятельно определяет национальные и (или) международные стандарты, степень соответствия которым будет проверяться в ходе операционного аудита.
1.4. Порядок проведения операционного аудита устанавливается внутренними документами ЦК.
Глава 2. Требования к операционному аудиту
2.1. В рамках операционного аудита осуществляется оценка эффективности следующих элементов деятельности ЦК:
управление рисками ЦК, осуществляемое в соответствии с правилами управления рисками ЦК, включая процедуры выявления, мониторинга, анализа и управления рисками ЦК и иные элементы деятельности ЦК, предусмотренные указанными правилами;
оценка точности модели ЦК, осуществляемая в соответствии с методикой оценки точности модели ЦК, включая процедуры, меры и иные элементы деятельности ЦК, предусмотренные указанной методикой;
стресс-тестирование рисков ЦК, осуществляемое в соответствии с методикой стресс-тестирования рисков ЦК, включая процедуры, сценарии и иные элементы деятельности ЦК, предусмотренные указанной методикой;
определение выделенного капитала ЦК, осуществляемое в соответствии с методикой определения выделенного капитала ЦК, включая порядок расчета, распределения и восполнения выделенного капитала ЦК и иные элементы деятельности ЦК, предусмотренные указанной методикой;
восстановление финансовой устойчивости ЦК, осуществляемое в соответствии с планом восстановления финансовой устойчивости ЦК, включая процедуры, мероприятия, сценарии и иные элементы деятельности ЦК, предусмотренные указанным планом.
2.2. Для проведения операционного аудита привлекается одно или несколько юридических лиц одновременно, оказывающих консультационные услуги в области управления рисками на финансовом рынке и (или) в области информационных технологий (далее - консультант).
ЦК заключает с привлекаемым консультантом договор, устанавливающий порядок и условия взаимодействия ЦК и консультанта при проведении операционного аудита.
2.3. Консультант должен соответствовать следующим требованиям:
наличие опыта оказания консультационных услуг в области управления рисками на финансовом рынке в течение не менее пяти лет;
наличие опыта оказания консультационных услуг в области информационных технологий в течение не менее пяти лет, в случае если консультант осуществляет оценку, предусмотренную абзацем пятым пункта 1.2 настоящего Положения;
отсутствие конфликта интересов ЦК и консультанта, возникающего в результате его привлечения для проведения операционного аудита;
отсутствие у единоличного исполнительного органа или членов коллегиального исполнительного органа и иных должностных лиц, ответственных за проведение операционного аудита, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) консультанта судимости за преступления в сфере экономической деятельности, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
2.4. Информация, используемая в рамках проведения операционного аудита, а также информация, содержащаяся в отчете по результатам операционного аудита, подготовка которого предусмотрена главой 3 настоящего Положения, является конфиденциальной и к ней должен применяться подход, применяемый ЦК к конфиденциальной информации.
Глава 3. Подготовка отчета по результатам операционного аудита
3.1. По результатам операционного аудита консультант подготавливает отчет, который должен содержать:
реквизиты консультанта, привлеченного для проведения операционного аудита (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, юридический адрес, номер телефона и факса);
информацию об элементах деятельности ЦК, проверка которых проводилась в рамках операционного аудита;
информацию об оценке эффективности элементов деятельности ЦК, включая наименования законодательных и нормативных актов, национальных и международных стандартов, оценка степени соответствия которым проводилась в ходе операционного аудита, а также методики, использованные для оценки эффективности указанных элементов деятельности ЦК;
результаты проверок, проведенных в рамках операционного аудита, выявленные недостатки, рекомендации по их устранению.
3.2. Отчет по результатам операционного аудита направляется ЦК на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) ЦК.
3.3. После рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) ЦК предоставляет отчет по результатам операционного аудита и копию протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) ЦК, на котором осуществлялось рассмотрение данного отчета, в Банк России в срок не позднее 5 календарных дней с момента подписания указанного протокола.
3.4. Банк России вправе запросить у ЦК любые документы и информацию, касающиеся проводимого (проведенного) им операционного аудита.
Глава 4. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Председатель Центрального банка |
Э.С. Набиуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.