Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, порядка отбора инвестиционных проектов и порядка распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели"
(подготовлен Минсельхозом России 22.08.2016 г.)
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" введена статья 29.3, согласно части 9 которой порядок подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения такой квоты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В этой связи Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, порядок отбора инвестиционных проектов и порядок распределения такой квоты" (далее - проект постановления).
Проект постановления устанавливает:
порядок подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели
порядок отбора инвестиционных проектов;
порядок распределения квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, на инвестиционные цели.
Порядок подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели определяет процедуру подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее соответственно - заявления, доли) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В процедуре определена форма подачи заявлений, сведения содержащиеся в заявлении и требования к предоставляемым документам.
Порядок отбора инвестиционных проектов включает в себя процедуры создания Межведомственной комиссии и рабочей группы для проведения отбора, устанавливает представительство в указанных органах и определяет вопросы обеспечения их деятельности и принятия решений. Также определены процедуры проверки сведений и получения информации в отношении заявок, случае их отклонения и внесения корректировок, принятия итогового решения по результатам рассмотрения и отбора заявок.
В рамках порядка распределения квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - квота на инвестиционные цели), ключевое значение имеет расчет объема прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях. Согласно проекту постановления такие права определены как доли квот добычи (вылова) определенных видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), включенных в перечень видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели, в соответствии с проектируемым постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядка расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов".
В соответствии с частью 6 статьи 29.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" объем прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена квота на инвестиционные цели, в расчете на один объект инвестиций не может превышать пятьдесят процентов общего объема прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, необходимого для полного обеспечения такого объекта инвестиций уловами промышленного и (или) прибрежного рыболовства.
Требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в сфере рыболовства установлены проектируемым постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядка расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов". Данным актом, в частности, предусмотрена следующая типология объектов инвестиций в зависимости от их физических и производственных характеристик:
для судов рыбопромыслового флота:
Траулер-процессор длиной свыше 95 метров для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа А);
Траулер-процессор длиной от 80 до 95 метров Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа Б);
Траулер-процессор длиной свыше 55 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа В);
Ярусолов-процессор длиной свыше 55 метров для Северного рыбохозяйственного бассейна (объект инвестиций типа Г).
для строительства рыбоперерабатывающих заводов:
Завод по переработке минтая и иных видов рыб производственной мощностью*(1) свыше 75 000 тонн в год (объект инвестиций типа Д);
Завод по переработке минтая и иных видов рыб производственной мощностью от 50 000 до 75 000 тонн в год (объект инвестиций типа Е);
Завод по переработке минтая и иных видов рыб производственной мощностью от 25 000 до 50 000 тонн в год (объект инвестиций типа Ж);
Завод по переработке трески, пикши и иных видов рыб производственной мощностью от 15 000 до 30 000 тонн в год (объект инвестиций типа З);
Завод по переработке трески, пикши и иных видов рыб производственной мощностью свыше 30 000 тонн в год (объект инвестиций типа И);
Осуществлена оценка финансовой эффективности потенциальных инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов в соответствии с разработанной типологией с целью определения размера долей квот на инвестиционные цели, обеспечивающего, с одной стороны, привлекательность (эффективность) инвестиционных проектов на приемлемом для инвесторов уровне, с другой стороны, масштабное обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса.
Представляется, что иные варианты (например, наделение инвесторов каким-либо усредненным объемом прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов) могут нести риски неравномерного и нерационального распределения квот на инвестиционные цели (оказание государственной поддержки меньшему числу инвестиционных проектов в случае чрезмерно высокого ее объема или потеря интереса инвесторов в случае чрезмерно низкого ее объема) и, как следствие, риски снижения прогнозного социально-экономического эффекта от реализации рассматриваемой программы.
Оценка построена на допущениях, основанных на консультациях с рыбопромышленными организациями, аналитических отчетах, данных об эксплуатации объектов-аналогов или близких к ним и экспертных мнениях, включая определение прогнозной производственной программы (мощности) объекта инвестиций в зависимости от его типа. Результатом явилась оценка инвестиционных проектов по двум ключевым показателям привлекательности - внутренняя норма доходности (IRR) и простой срок окупаемости инвестиций - в зависимости от размера долей квот на инвестиционные цели.
Проект имеет инвестиционную привлекательность если, соблюдаются оба ключевых показателя (внутренняя норма доходности (IRR) и простой срок окупаемости инвестиций) с учетом того или иного объема прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях (но не более 50% общего объема прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, необходимого для полного обеспечения объекта инвестиций уловами рыболовства), на уровне, который может считаться приемлемым для инвесторов, а именно:
внутренняя норма доходности (IRR) должна составлять от 10 до 12%, то есть находиться на уровне ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации*(2);
простой срок окупаемости инвестиций должен составлять не более 10 лет.
По итогам проведенного финансового моделирования определены общие объемы прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях в зависимости от типа объекта инвестиций, обеспечивающие приемлемую для инвесторов привлекательность инвестиционных проектов, а именно:
50 % от годовой производственной программы (или 20 000 тонн минтая и сельди) для объекта инвестиций типа А;
45 % от годовой производственной программы (или 13 500 тонн минтая и сельди) для объекта инвестиций типа Б;
25 % от годовой производственной программы (или 3 750 тонн трески и пикши) для объекта инвестиций типа В;
35 % от годовой производственной программы (или 5 250 тонн трески и пикши) для объекта инвестиций типа Г;
35 % от годовой производственной программы (или 26 250 тонн минтая и сельди) для объекта инвестиций типа Д;
35 % от годовой производственной программы (или 17 500 тонн минтая и сельди) для объекта инвестиций типа Е;
40 % от годовой производственной программы (или 10 000 тонн минтая и сельди) для объекта инвестиций типа Ж;
25 % от годовой производственной программы (или 3 750 тонн трески и пикши) для объекта инвестиций типа З;
25 % от годовой производственной программы (или 7 500 тонн трески и пикши) для объекта инвестиций типа И;
При определении структуры прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов учитывалось соотношение объемов частей общих допустимых уловов водных биологических ресурсов отобранных видов и районов добычи (вылова), определяемых для промышленного и прибрежного рыболовства, между собой: таким образом, например, для объекта инвестиций типа А на тихоокеанскую сельдь будет приходиться 2 836 тонн или 14% уловов водных биологических ресурсов, необходимых для обеспечения объекта инвестиций, а на минтай (в совокупности по всем районам добычи (вылова) - 17 164 тонны или 86% таких уловов.
Альтернативные сценарии (увеличение или снижения объемов производственной программы, обеспеченных квотами на инвестиционные цели) рассмотрены в рамках анализа чувствительности применительно к каждому инвестиционному проекту.
С учетом результатов проведенного финансового моделирования рассчитаны значения долей квот на инвестиционные цели применительно к каждому типу объектов инвестиций путем деления объемов прав добычи (вылова) отобранных видов и районов добычи (вылова) на части общих допустимых уловов водных биологических ресурсов отобранных видов и районов добычи (вылова), определенных для промышленного и прибрежного рыболовства в период 2012-2016 гг. (усредненное значение), и умножения результатов деления на 100%.
Также определены случаи и проведение процедур закрепления и распределения долей квоты на инвестиционные цели в случаях их не превышения максимально установленных объемов долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели при реализации проектов по строительству судов рыбопромыслового флота и по строительству рыбоперерабатывающих заводов.
В случаях превышения максимально установленных объемов долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели при реализации проектов по строительству судов рыбопромыслового флота и по строительству рыбоперерабатывающих заводов установлена процедура проведения "аукциона на понижение", а также добровольного отказа заявителя от участия в "аукционе на понижение", и соответствующие процедуры закрепления и распределения долей квоты на инвестиционные цели.
Также определены объемы предоставления прав на добычу (вылов) если совокупный объем квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели на календарный год превышает совокупный объем квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, лицу, с которым заключен договор, указанный в статье 33.7 Закона о рыболовстве.
Принятие постановления и его реализация не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, не повлекут изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не приведут к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
Данное постановление соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Мощность по переработке уловов водных биологических ресурсов
*(2) В настоящее время составляет 10,5%
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.