Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядка расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов"
(подготовлен Минсельхозом России 19.08.2016 г.)
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" введена статья 29.3, согласно части 7 которой требования к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
В этой связи Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов" (далее - проект постановления).
Проект постановления устанавливает:
требования к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, к которым относятся суда рыбопромыслового флота, построенные на российских судостроительных верфях, и (или) предприятия как имущественные комплексы, предназначенные для производства рыбной и иной продукции и построенные на территории Российской Федерации;
порядок расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных верфях, и (или) предприятий как имущественных комплексов, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и построенных на территории Российской Федерации финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых выделена квота добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленная на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
В соответствии с проектом постановления предлагается установить, что объекты инвестиций, строительство которых осуществляется в рамках инвестиционных проектов в сфере рыболовства, должны соответствовать ряду технико-экономических требований, включая в первую очередь требования к наличию на таких объектах оборудования по производству рыбной и иной продукции с повышенной добавленной стоимостью, а также обеспечивающего безотходность производства (производство филе рыбы, фарша рыбного, рыбы, приготовленной иным способом, а также продукции из субпродуктов и отходов производства).
Данный подход обусловлен необходимостью повышения экономической отдачи при освоении и переработке водных биоресурсов, обеспечение национальной продовольственной безопасности за счет роста производства и увеличения поставок качественной и доступной рыбной продукции на внутренний рынок, увеличения экспортируемого ассортимента рыбной продукции и повышения ее стоимости.
Определение требований к типовым проектам объектов инвестиций во взаимосвязи с утверждением перечня водных биоресурсов в определенных районах промысла, предоставляемых для распределения квот на инвестиционные цели, направлено на обеспечение серийности строительства.
Вместе с тем у инвесторов остается возможность принятия самостоятельных решений в их наполнении и дополнении с учетом собственного понимания коммерческих, операционных и технологических аспектов.
Проектом постановления предусмотрено, что указанные критерии (производственные параметры) должны быть подтверждены в процессе отбора инвестиционных проектов для целей распределения квот на инвестиционные цели после ввода объектов инвестиций в эксплуатацию при принятии решения о предоставлении инвестору права добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 2 статьи 33.7 Закона о рыболовстве.
Введение типов инвестиционных объектов и их производственных критериев взаимоувязано с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем видов водных биоресурсов в определенных районах добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также выделена квота на инвестиционные цели. При этом сохраняется возможность внесения изменений в требования к объектам инвестиций и введения дополнительных типов инвестиционных проектов в последующем как в отношении иных видов водных биоресурсов с определением их районов промысла, так и в отношении уже утвержденных, по мере реализации инвестиционных проектов прошедших отбор в соответствии с ранее установленными требованиями.
Необходимо отметить, что полный перечень производственных требований и характеристик к инвестиционным объектам, в результате отбора которых осуществляется выделение квот на инвестиционные цели, не ограничивается законодательством Российской Федерации. Иные виды водных биоресурсов вылавливаемые (добываемые) в иных районах промысла также будут использованы при промысле и переработке, осуществляемых на объектах инвестиций, предусмотренных Законом о рыболовстве. Таким образом, принятие проекта постановления не ограничивает осуществление предпринимательской деятельности в сфере рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
Проектом постановления установлены типы инвестиционных объектов и их производственные критерии, определяемые в соответствии с проектной документацией или на основании технического паспорта (технического формуляра) оборудования, выданного организацией-производителем или по документам Российского морского регистра судоходства. Указанными критериями предусмотрены определенные параметры в отношении производительности оборудования по переработке рыбы и выпуску продукции с повышенной добавленной стоимостью, которые были получены в ходе сбора и анализа информации об осуществлении рыболовства с использованием судов рыбопромыслового флота, переработки рыбной продукции на борту указанных судов и на береговых объектах рыбопереработки, а также о рынках потребления рыбной продукции и соответствующего финансового моделирования.
Определение указанных типов объектов инвестиций и критериев их отбора произведено в целях обеспечения максимальной эффективности при реализации указанных инвестиционных проектов с учетом ограниченного объема государственной поддержки, предоставляемого в виде квот на инвестиционные цели, и обусловлено приоритетными направлениями развития рыбохозяйственного комплекса в части обновления рыбопромыслового флота и развития рыбопереработки.
При подготовке указанного проекта постановления был проведен анализ данных о состоянии российского рыбопромыслового флота.
Так, по информации Росрыболовства, крупнотоннажный траулер (длинной свыше 80 метров) является преобладающим типом рыбопромыслового судна для российского рыбохозяйственного комплекса. В частности, в 2015 году на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне эксплуатировалось более 80 таких судов, специализирующихся в основном на добыче (вылове) минтая и сельди и обеспечивающих около 55% объема добычи (вылова) водных биоресурсов в указанном рыбохозяйственном бассейне. При этом средний возраст данных судов превышает 28 лет.
Среднетоннажные траулеры являются преобладающим типом рыбопромыслового судна на Северном рыбохозяйственном бассейне, который используется при добыче донных видов рыб (треска, пикша), на которые приходится около 50% общего объема добычи водных биологических данного бассейна, и их средний возраст также находится в диапазоне 26-28 лет. Указанные типы судов, в отличие от других, позволяют разместить на их борту кроме промыслового вооружения и силовых установок необходимое технологическое оборудование, включенное в критерии отбора инвестиционных проектов и объектов, при этом будут соблюдены установленные требования по обеспечению безопасности мореплавания.
Также Росрыболовством в 2016 г. были проанализированы результаты сбора заявок рыбопромышленных организаций на строительство рыболовных судов, в рамках которого было заявлено 181 судно с данными параметрами совокупной мощностью вылова более 4 млн. тонн водных биоресурсов в год. Также во внимание принималась информация российских судостроительных верфей о наличии готовых для строительства проектов рыбопромысловых судов и возможностях формирования серий судов-новостроев, что способствовало бы повышению эффективности инвестиционных проектов за счет снижения стоимости строительства объектов инвестиций.
Сведения о заявках рыбопромышленных организаций и возможностях размещения заказов на их строительство включены в утвержденный Минпромторгом России сводный перспективный план потребностей в судах рыбопромылового флота, который поручением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N РД-П11-1121 направлен в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти совместно с АО "Объединенная судостроительная компания" для исполнения.
Реализация указанных типов инвестиционных проектов обеспечит изменение структуры производства по видам продукции из водных биоресурсов с увеличением добавленной стоимости применительно к рассматриваемым рынкам (продукция из минтая, сельди, трески и пикши). Измененная структура производства обеспечит также изменение структуры предложения и потребления продукции из водных биоресурсов, включая осуществление их переработки на территории Российской Федерации и на российских рыбопромысловых судах.
В совокупности на объекты водных биологических ресурсов, использование которых предусмотрено типами инвестиционных проектов и объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации, приходится свыше 60% общего российского вылова и около 80% вылова квотируемых объектов водных биологических ресурсов. Так, по итогам 2015 года вылов минтая составил 1650 тыс. тонн (37% от общего вылова российских рыбопромышленных предприятий), объем экспорта минтая потрошеного замороженного составил 587 тыс. тонн (32% от общего объема экспорта рыбопродукции). При этом китайскими предприятиями из указанного российского сырья произведено 440 тыс. тонн филе, что составило около 45% объема мирового производства филе минтая.
Необходимо отметить, что инвестиционные проекты по строительству крупно- и среднетоннажных рыбопромысловых судов и крупных унифицированных объектов береговой рыбопереработки являются наиболее капиталоемкими и, как показал проведенный инвестиционный анализ, имеющими длительные и непривлекательные для инвесторов сроки окупаемости инвестиций, что требует оказание таким инвестиционным проектам государственной поддержки, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации в виде квот на инвестиционные цели.
Необходимо отметить, что в целях стимулирования строительства иных типов судов рыбопромыслового флота и объектов береговой рыбопереработки, не включенных в предусмотренные проектом постановления типы инвестиционных проектов и объектов инвестиций законодательством Российской Федерации предусмотрено применение иных мер государственной поддержки. В частности, инвесторы, осуществляющие строительство малотоннажных рыбопромысловых судов и их эксплуатацию в режиме прибрежного рыболовства, могут претендовать на увеличение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на 20% в соответствии со статьей 31.1 Закона о рыболовстве (путем применения так называемого "повышающего коэффициента" в размере 1,2).
В отношении определения требований к рыбоперерабатывающим заводам был применен аналогичный подход, включая проблемы развития в составе цепочек, создания стоимости при освоении и переработке водных биологических ресурсов. При этом, с учетом анализа иностранного опыта строительства рыбоперерабатыващих заводов (США, Германия, КНР), определена целесообразность установления нижних границ в части мощности производства и объема инвестиций (не менее 1 млрд. рублей). Последнее соответствует практике оказания государственной поддержки реализации инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа*(1).
Разработанная типология инвестиционных проектов и объектов инвестиций позволяет дифференцированно подойти к вопросу об определении обоснованного размера долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях, поскольку для каждого типа объекта инвестиций, включая рыбоперерабатывающие заводы, может варьироваться значение предоставляемой квоты, с учетом разницы в экономических факторах и условиях в ходе строительства и эксплуатации объектов, включая размер требуемых капитальных затрат.
По оценкам социально-экономический эффект от реализации инвестиционных проектов в сфере рыболовства в рамках указанных типов объектов инвестиций и соответствующих требований, установленным проектом постановления, при полном распределении долей квот на инвестиционные цели составит:
совокупный объем инвестиций - 200 млрд. рублей в течение 2017 - 2022 гг., в том числе в строительство до 25 инвестиционных объектов;
совокупный дополнительный вклад отечественного рыбохозяйственного комплекса в валовый внутренний продукт Российской Федерации (по виду деятельности "рыболовство, рыбоводство") - 30 млрд. рублей в год, начиная с 2022 года (+16% к уровню 2015 года);
рост производства качественной и доступной для российских потребителей пищевой продукции в виде филе рыбного и иной продукции переработки составит свыше 200 тыс. тонн к 2022 году (двукратный рост к уровню 2015 года);
дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
создание новых рабочих мест (количество созданных рабочих мест 1,3 тыс. к 2022 году).
В соответствии с проектом постановления предлагается закреплять за инвесторами инвестиционных проектов в сфере рыболовства доли квот на инвестиционные цели с учетом типов объектов инвестиций, то есть частично наделять объекты инвестиций доступом к необходимому для производства сырью. Это позволит снизить риски инвестора, связанные с доступом к сырьевой базе.
В части, касающейся обеспечения реализации инвестиционных проектов, проектом постановления предусмотрена возможность предоставления лицом, претендующим на заключение договора о закреплении и пользовании квотой на инвестиционные цели, такого обеспечения в виде банковской гарантии или прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Выбор банковской гарантии как формы финансового обеспечения обусловлен удобством использования данного инструмента на практике, в том числе в рамках осуществления государственных закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и относительно низкой его стоимостью для заявителей.
Сумма банковской гарантии (и сумма, подлежащая уплате инвестором в случае досрочного расторжения договора о закреплении и пользовании квотами на инвестиционные цели по основаниям, указанным в части 4 статьи 33.7 Закона о рыболовстве) рассчитана в зависимости от типа объекта инвестиций, исходя из оценки возможных экономических потерь Российской Федерации в случае досрочного расторжения договора о закреплении и пользовании квотами на инвестиционные цели по основаниям, указанным в части 4 статьи 33.7 Закона о рыболовстве - недополученного вклада в валовый внутренний продукт*(2) за один год.
Предусматривается также, что банковская гарантия может быть выдана только так называемым "первоклассным", т.е. имеющим наивысший или близкий к наивысшему кредитный рейтинг инвесторам, что позволяет надлежащим образом защитить интересы Российской Федерации в случае досрочного расторжения договора о закреплении и пользовании квотами на инвестиционные цели по основаниям, указанным в части 4 статьи 33.7 Закона о рыболовстве.
В остальном требования в отношении банковской гарантии являются стандартными и базируются на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Гражданского кодексе Российской Федерации.
В отношении определения объема прав добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставляемых в качестве обеспечения реализации инвестиционных проектов, произведен расчет долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые соответствовали бы 50% уловов водных биологических ресурсов, необходимых для обеспечения объекта инвестиций (часть 6 статьи 29.3 Закона о рыболовстве), учтены следующие факторы:
виды водных биоресурсов и районы их добычи (вылова) соответствуют потенциальной годовой производственной программе объекта инвестиций по обработке уловов водных биоресурсов;
при определении структуры долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов в составе предоставляемого обеспечения реализации инвестиционного проекта учтено соотношение объемов частей общих допустимых уловов водных биоресурсов и отобранных видов водных биоресурсов, районов их добычи (вылова), определяемых для промышленного и прибрежного рыболовства, между собой;
объем долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставляемых в качестве обеспечения реализации инвестиционных проектов (в процентах) рассчитывается путем сопоставления объемов квот утвержденных видов и районов добычи (вылова) с общими допустимыми уловами водных биоресурсов отобранных видов и районов добычи (вылова), определенных для промышленного и прибрежного рыболовства в период 2012-2016 гг.
Принятие постановления и его реализация не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации, не повлекут изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не приведут к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
Данное постановление соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона"
*(2) Валовая прибыль, оплата труда наемных работников и чистые налоги на производство и импорт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.