Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 31.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях внесения изменений, направленных на регулирование особенностей подготовки летного состава, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, авиационно-технического персонала, плавательных составов морских судов и судов внутреннего водного плавания, а также подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что Минздравом России был разработан законопроект "О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 41 и 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым исключается необходимость проведения обязательного медицинского осмотра поступающих при приеме на обучение.
Вместе с тем, в образовательных организациях, подведомственных Росморречфлоту, Росавиации и Росжелдору, осуществляется обучение по программам в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (далее - программы, непосредственно связанные с движением транспортных средств).
В соответствии с международными и национальными требованиями, все обучающиеся по программам, непосредственно связанным с движением транспортных средств, проходят производственную практику непосредственно на транспортных средствах. Производственная практика в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязательным разделом основных профессиональных образовательных программ. Во время прохождения производственной практики непосредственно на транспортных средствах на обучающихся распространяются все требования, предъявляемые к специалистам авиационного персонала гражданской авиации, членам экипажей судов, а также работникам железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, в том числе требования к состоянию здоровья. Обучающиеся, не прошедшие производственную практику, в том числе по состоянию здоровья, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации и, следовательно, не могут претендовать на получение документов об образовании и документов об образовании и о квалификации государственного образца.
Также исключение норм, касающихся прохождения обязательного медицинского осмотра при поступлении в образовательные организации, приведет к увеличению числа студентов, имеющих медицинские противопоказания к работам, связанным с движением поездов и маневровой работой и, следовательно, не имеющих возможности в будущем работать в соответствии с полученным образованием.
Необходимо отметить, что прохождение медицинского осмотра является одним из условий получения направления на целевое обучение от ОАО "РЖД". Таким образом, отсутствие обязательного медицинского осмотра значительно затруднит укомплектование структурных подразделений компании специалистами, отвечающими требованиям ОАО "РЖД".
Также снижение требований к состоянию здоровья студентов приведет к ухудшению уровня безопасности на железнодорожном транспорте и снизит эффективность расходов федерального бюджета и компании на подготовку специалистов.
Все федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям, перечисленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности", предусматривают профессиональный модуль "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих" и соответствующую производственную практику. При распределении на практику студенты проходят предварительный медицинский осмотр по направлению предприятий, по результатам которого практиканта оформляют приказом на должность, соответствующую его состоянию здоровья. В результате граждане с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды не имеют возможности освоить программу практики по специальностям, перечисленным в указанном постановлении.
Также в процессе обучения по специальностям железнодорожного транспорта обучаемые осваивают одну или несколько профессий рабочего, большинство из которых входят в Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 г. N 1020.
Необходимо отметить, что Российская Федерация является стороной Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков". Согласно указанной Конвенции, ни одно лицо не принимается на работу на судно, если оно не представит удостоверения, подтверждающего его пригодность к работе в море, на которую он нанимается, подписанного врачом.
Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ) определено, что состояние здоровья плавсостава подтверждается медицинским свидетельством, при этом максимальный срок действия медицинского свидетельства для лиц не моложе 18 лет составляет два года, для лиц моложе 18 лет - один год. Требования к состоянию здоровья в соответствии с положениями Конвенции ПДНВ устанавливаются государствами - участниками Конвенции.
В соответствии со статьей 55 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, в требования к состоянию здоровья лиц, допускаемых к работе на судне, включена обязанность указанных лиц ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Обучающиеся по специальностям 25.02.04 "Летная эксплуатация летательных аппаратов" и 25.02.05 "Управление движением воздушного транспорта" в конце обучения кроме документа об образовании получают свидетельство пилота или свидетельство диспетчера управления воздушным движением.
К кандидатам на получение указанных свидетельств установлены требования к состоянию здоровья.
Так Международная организация гражданской авиации установила требования к состоянию здоровья в международных стандартах и рекомендуемой практике Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации. Указанные требования реализованы в воздушном законодательстве Российской Федерации.
Необходимо принимать во внимание, что подготовка специалистов, непосредственно связанных с движением транспортных средств, требует серьезных финансовых затрат (например, стоимость подготовки судоводителя в соответствии с международными требованиями составляет в среднем 800 тысяч рублей, подготовка пилота гражданской авиации - 1,5-2 миллиона рублей). Таким образом, зачисление на специальности и направления подготовки специалистов, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, заведомо не способных пройти полный курс обучения по медицинским показаниям, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств на обучение студентов и курсантов, которые не смогут работать по специальности.
В связи с этим, в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации Минтрансу России дано указание разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий прохождение гражданами медицинского освидетельствования при приеме на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, связанным с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
Настоящим законопроектом предполагается наделение Министерства транспорта Российской Федерации полномочиями по разработке процедур осуществления медицинского осмотра поступающих в образовательные организации на транспортные специальности и направления подготовки, а также утверждения перечня специальностей и направлений подготовки, по которым необходимо прохождение обязательного медицинского осмотра.
В указанный перечень предполагается включить:
1. На морском и внутреннем водном транспорте:
1.1. Уровень высшего образования:
26.05.05 "Судовождение";
26.05.06 "Эксплуатация судовых энергетических установок";
26.05.07 "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики";
25.05.03 "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования".
1.2. Уровень среднего профессионального образования:
26.02.03 "Судовождение";
26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок";
26.02.06 "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики";
26.02.01 "Эксплуатация внутренних водных путей".
2. На воздушном транспорте:
2.1. Уровень высшего образования:
25.03.03 Аэронавигация
25.04.03 Аэронавигация
25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
2.2. Уровень среднего профессионального образования:
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов
25.02.05 Управление движением воздушного транспорта
3. На железнодорожном транспорте:
3.1. Специальности высшего образования:
23.05.03 "Подвижной состав железных дорог";
23.05.05 "Системы обеспечения движения поездов";
23.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства";
23.05.04 "Эксплуатация железных дорог";
08.05.02 "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей".
3.2. Направления подготовки высшего образования:
13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника";
13.03.02 "Электроэнергетика и электротехника";
23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов".
3.3. Уровень среднего профессионального образования:
43.02.06 "Сервис на транспорте (по видам транспорта)";
13.02.07 "Электроснабжение (по отраслям)";
23.02.06 "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог";
23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (на железнодорожном транспорте)";
23.02.01 "Организация перевозок и управление на транспорте (на железнодорожном транспорте)";
11.02.06 "Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (на железнодорожном транспорте)";
27.02.03 "Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)";
08.02.10 "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.