Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минобрнауки России 02.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N Пр-570.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", связанные с проведением экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства в целях получения разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание и вида на жительство (далее соответственно - комплексный экзамен, иностранные граждане, получение разрешения), осуществлением контроля и надзора за проведением комплексного экзамена, а также изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности образовательных организаций и их должностных лиц за нарушения, допущенные при проведении комплексного экзамена.
Статьей 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2015 года иностранные граждане при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязаны подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Первые итоги правоприменительной практики Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обозначили ряд вопросов.
Так, действующий ранее механизм подтверждения владения русским языком исключал необходимость такого подтверждения для граждан иностранных государств, в которых русский язык является государственным.
Вместе с тем, с 1 января 2015 года граждане таких государств утратили указанное право, что создает для них дополнительные административные барьеры, в случае обращения последних за получением документов, дающих право на проживание в Российской Федерации.
В этой связи, законопроектом предлагается освободить от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком.
При этом, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих государств.
Также, законопроектом предусматривается расширение действующего перечня документов, подтверждающих владение русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Так, законопроектом предлагается установить следующие способы подтверждения иностранным гражданином владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации:
положительные результаты сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, знание истории России и основам законодательства Российской Федерации;
документы государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданные образовательными учреждениями на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
документы об образовании и (или) о квалификации, выданные лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года;
документы об образовании и (или) квалификации, выданные российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, или образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, или осуществляющими образовательную деятельность дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;
сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации или документом о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации о прохождении экзамена, выданными до 1 января 2018 года, если с даты их выдачи прошло не более 5 лет
Также законопроектом предлагается установить в зависимости от цели иностранного гражданина (трудовая деятельность, временное или постоянное проживание) различные требования к уровню владения русским языком как иностранным, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
От подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче документов на выдачу разрешения на временное проживание или вида на жительство законопроектом предлагается освободить иностранных граждан, признанных инвалидами.
Также законопроектом предусматривается положение, в соответствии с которым иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации и обращающиеся за получением разрешения на временное проживание, представляют документы, подтверждающие владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, в течение срока рассмотрения заявления о выдаче указанного разрешения.
Кроме того, в соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями проведение комплексного экзамена признается услугой в сфере образования, оказываемой образовательными организациями в части организации проведения комплексного экзамена на территории Российской Федерации и за её пределами. Вместе с тем, с учетом пункта 4.2. статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право организовать проведение комплексного экзамена для иностранных граждан в целях получения разрешения на работу или патента.
При этом за Минобрнауки России закрепляются полномочия по установлению порядка проведения комплексного экзамена, обеспечивающего единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на всей территории Российской Федерации, утверждению требований к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в соответствии с целями получения разрешения, разработке контрольных измерительных материалов по ним, утверждению критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен, а также порядка определения размера платы за проведение комплексного экзамена.
Законопроектом предлагается установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен на территории субъекта Российской Федерации.
Передаваемые органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных учреждений субъекта Российской Федерации и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта Российской Федерации гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В связи с этим на основании пункта 8 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление передаваемых полномочий будет производиться за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств субъектов Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов региональных бюджетов.
Осуществление контроля и надзора за проведением комплексного экзамена и ведение единой государственной информационной системы учета результатов комплексного экзамена на базе федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
При этом полномочия Российской Федерации по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в настоящее время в силу действующей редакции части 1 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ уже переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а финансовое обеспечение реализации указанных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, ежегодно предоставляемых региональным бюджетам.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.М. Брызгалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.