Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в соответствии пунктом 36 раздела VII сетевого плана-графика мероприятий реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2016 г. N 5-р, а также в целях развития и обновления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования путем обеспечения благоприятных налоговых условий при реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань".
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 20 февраля 2016 г. по 4 марта 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 21 марта 2016 г. по 24 мая 2016 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/02-16/00046462). По информации разработчика, замечания и предложения на этапах публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта, текста проекта акта и сводного отчета не поступали.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
Согласно подпункту 2 проектируемого пункта 8.2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 16 пункта 1 статьи 164 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в налоговые органы должны представляться в том числе документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по использованию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что в отличие от положений проектируемого пункта 8.1 и подпункта 1 проектируемого пункта 8.2 статьи 165 Кодекса, определяющими конкретные виды документов, необходимых для реализации проектируемых изменений в пункт 1 статьи 164 Кодекса, положениями подпункта 2 проектируемого пункта 8.2 статьи 165 Кодекса налогоплательщику и (или) должностным лицам налогового органа предоставляется право самостоятельно решать какие из документов, имеющихся (отсутствующих) у налогоплательщика должны быть им представлены в качестве подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.
По мнению Минэкономразвития России, данная норма проекта акта не может быть однозначно истолкована ни налогоплательщиком, ни должностными лицами налогового органа, что в условиях весьма высокой вероятности несовпадения у указанных лиц позиции по данному вопросу может привести к возникновению серьезных конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.
В целях исключения указанных рисков правоприменения считаем, что положения подпункта 2 проектируемого пункта 8.2 статьи 165 Кодекса нуждаются в уточнении.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, содержащейся в прилагаемых к проекту акта материалах, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. При этом в случае учета указанного в настоящем заключении замечания Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.