Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств"
(подготовлен Минсельхозом России 29.10.2015 г.)
В целях реализации части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
Д.Медведев |
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________ 2016 г. N ________
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации" (далее - Порядок, Правила, контроль (надзор) в местах производства).
2. Контроль (надзор) в местах производства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - надзорный орган).
3. Контроль (надзор) в местах производства представляет собой систему мероприятий, направленных на установление карантинного фитосанитарного состояния мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (далее - места производства).
4. Целью проведения контроля (надзора) в местах производства является обеспечение соответствия подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации.
5. Контроль (надзор) в местах производства осуществляется по всем карантинным объектам, характерным для данного вида подкарантинной продукции в местах ее производства (в том числе переработки).
6. При осуществлении Контроля (надзора) в местах производства применяются следующие Международные стандарты по фитосанитарным мерам, установленные Международной конвенцией по карантину и защите растений (МККЗР) и Европейской средиземноморской организацией по защите растений (ЕОКЗР):
6.1. "Требования по установлению свободных зон". МСФМ N 4. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
6.2. "Руководство по надзору". МСФМ N 6. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
6.3. "Система сертификации на экспорт". МСФМ N 7. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
6.4. "Определение статуса вредного организма в зоне". МСФМ N 8. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
6.5 "Требования по установлению свободных мест и участков производства". МСФМ N 10. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
6.6. "Руководство по фитосанитарным сертификатам". МСФМ N12. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия).
Стандарты ЕОКЗР.
Иные международные стандарты по фитосанитарным мерам, региональные стандарты, руководства и (или) рекомендации в области карантина растений, принятые МККЗР и ЕОКЗР после вступления в силу настоящего Порядка.
II. Порядок проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора)
7. Контроль (надзор) в местах производства осуществляется в следующих случаях.
7.1. Начало поставок подкарантинной продукции с участков, мест производства, расположенных в иностранных государствах или группе иностранных государств, информация о карантинном фитосанитарном состоянии которых у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений отсутствует;
7.2. Начало поставок новых партий подкарантинной продукции с неустановленной или с неизвестной степенью фитосанитарного риска.
7.3. Выявление систематических нарушений карантинных фитосанитарных требований Российской Федерации.
7.4. Поступление в надзорный орган обращений национальных организаций по карантину и защите растений (далее - НОКЗР) иностранных государств.
8. Основные этапы проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора):
подготовительный - анализ имеющейся информации;
собственно карантинный фитосанитарный контроль (надзор).
9. На подготовительном этапе надзорный орган изучает имеющуюся информацию:
о системе карантинного фитосанитарного контроля (надзора) данного государства;
об организации деятельности и структуре НОКЗР данного государства;
о функциональных возможностях НОКЗР данного государства;
об обеспеченности НОКЗР данного государства квалифицированным персоналом;
об обеспеченности НОКЗР данного государства материально-техническими ресурсами, включая средства диагностики;
о нормативной правовой и методической документации данного государства в сфере карантина и защиты растений;
о практике применения предусмотренных указанной документацией процедур контроля и систем мониторинга;
о карантинном фитосанитарном состоянии территории данного государства;
о регулировании процедур уведомления соответствующих международных организаций о наличии очагов карантинных объектов, карантинных фитосанитарных зон;
о наличии двухсторонних и (или) многосторонних международных соглашений данного государства о карантине растений с с другими государствами и (или) с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);
о нотификациях Российской Федерации в отношении данного государства и об экстренных карантинных фитосанитарных мерах, применяемых Российской Федерацией и (или) другими государствами.
Надзорный орган вправе запросить иную информацию у компетентного органа экспортирующей договаривающейся стороны (далее - ЭДС), необходимую проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
10. После завершения подготовительного этапа, основываясь на результатах анализа информации, надзорный орган принимает решение о проведении Контроля (надзора) в местах производства.
11. Надзорный орган вправе привлекать экспертов, являющихся сотрудниками государственных и межгосударственных органов и учреждений (за исключением переводчиков) для содействия по следующим вопросам:
анализ законодательства данного государства в сфере обеспечения карантина растений, анализ обеспечения и эффективности его применения;
организационная структура и полномочия НОКЗР данного государства, ее независимость от иных органов государственной власти, руководство НОКЗР;
обучение и повышение квалификации персонала НОКЗР данного государства, занятого в применении фитосанитарных мер;
анализ имеющихся материально-технических ресурсов, в том числе средств диагностики;
применение предусмотренных в документах процедур карантинного фитосанитарного контроля и систем мониторинга;
фитосанитарное состояние территории предприятий, мест/участков производства;
технологии возделывания сельскохозяйственных, декоративных и лесных культур, системы защиты растений;
12. Контроль (надзор) в местах производства предусматривает подтверждение проведения в местах производства подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию следующих фитосанитарных процедур, таких как:
документальное оформление и систематическая актуализация информации о карантинных фитосанитарных требованиях Российской Федерации, необходимой для фитосанитарной сертификации;
издание служебных инструкций по обеспечению соблюдения карантинных фитосанитарных требований Российской Федерации;
выполнение процедур досмотра, отбора образцов и лабораторных исследований подкарантинной продукции, подкарантинных материалов для целей, связанных с фитосанитарной сертификацией;
заполнение и выдача фитосанитарных сертификатов;
хранение копий выданных фитосанитарных сертификатов и других относящихся к делу документов;
наличие системы предотвращения возможных конфликтов интересов, выдачи и использование сертификатов в целях введения в заблуждение должностных лиц надзорного органа или НОКЗР данного государства;
изучение нотификаций Российской Федерации в отношении данного государства и применение (в случае необходимости) корректирующих мер;
обеспечение фитосанитарной безопасности грузов с момента фитосанитарной сертификации до момента вывоза;
анализ эффективности системы фитосанитарной сертификации;
выполнение процедур досмотра, отбора образцов и анализа растений, подкарантинной продукции, подкарантинных материалов, предназначенных к ввозу в Российскую Федерацию, установленных законодательством данного государства и Российской Федерации в сфере обеспечения карантина растений;
проведение обследований, мониторинга и контроля территории данного государства для установления фитосанитарного статуса мест производства, заявленного в фитосанитарных сертификатах;
проведение необходимых и (или) предписанных, обязательных фитосанитарных мероприятий, надзор за ними или аудит;
обучение персонала и регулярность повышения его квалификации;
проверка компетентности уполномоченного персонала;
процедуры аккредитации лабораторий и персонала, установленные законодательством данного государства в сфере обеспечения карантина растений.
13. При проведении контроля (надзора) в местах производства подкарантинной продукции, в местах отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, их карантинное фитосанитарное состояние устанавливается путем проведения обследования, отбора проб и их лабораторных исследований.
14. При проведении контроля (надзора) в местах производства надзорный орган сопоставляет имеющуюся информацию о системе карантинного фитосанитарного контроля ЭДС с наблюдениями в части применения этой системы, с целью подтверждения соблюдения требований к обследованиям, мониторингу и фитосанитарной сертификации, установленных законодательством данного государства в сфере обеспечения карантина растений.
15. После завершения предварительного этапа и этапа проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) надзорный орган составляет предварительный отчет о карантинном фитосанитарном контроле (надзоре), в котором содержится предварительное заключение о карантинном фитосанитарном состоянии мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию.
Надзорный орган направляет предварительный отчет о карантинном фитосанитарном контроле (надзоре) и его в компетентный орган ЭДС.
16. Компетентный орган ЭДС наряду с другими заинтересованными лицами данного государства вправе направить в надзорный орган, дополнительные данные и разъяснения относительно выводов предварительного отчета в течение 2 месяцев с момента его получения.
17. Надзорный рассматривает информацию, предусмотренную пунктом 16 настоящего порядка, и готовит окончательный отчет в течение 2 месяцев с момента ее получения.
18. Окончательный отчет должен содержать заключение о карантинном фитосанитарном состоянии мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, а также о соответствии системы карантинного фитосанитарного контроля (надзора) ЭДС уровню, достаточному для обеспечения соответствия подкарантинной продукции, подкарантинных материалов, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию, карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации.
19. На основании окончательного отчета надзорный орган принимает решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, подкарантинных материалов из данного места производства (в том числе переработки), места отгрузки. О принятом решении федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, информирует НОКЗР ЭДС.
20. Надзорный орган вправе принять решение о проведении повторного карантинного фитосанитарного контроля (надзору) мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, не чаще чем один раз в год, за исключением случая, указанного в пункте 22 настоящего Порядка.
Повторный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) должен быть запланирован и проведен с учетом его целесообразности, а также необходимости уменьшить по возможности количество информации, которая должна предоставляться компетентным органом ЭДС.
21. На основании окончательного отчета, содержащего заключение о неудовлетворительном карантинном фитосанитарном состоянии мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной на экспорт в Российскую Федерацию, а также о несоответствии системы карантинного фитосанитарного контроля (надзора) ЭДС достаточному уровню фитосанитарной защиты, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, может рассмотреть вопрос о возможности ввоза подкарантинной продукции, производимой конкретным предприятием (предприятиями) ЭДС, исключительно в результате положительных результатов карантинного фитосанитарного контроля (надзора) мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной на экспорт в Российскую Федерацию. Это решение должно быть принято с учетом имеющихся нотификаций о несоответствии, знаний о структуре и полномочиях компетентного органа данной третьей страны и другой соответствующей информации. В случае неудовлетворительных результатов карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на некоторых из проверяемых предприятий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, может принять решение о приостановлении экспорта с этих предприятий.
22. В случаях получения неудовлетворительных результатов в ходе проверки более 60 % предприятий из числа подвергавшихся проверке, что свидетельствует о значительных недостатках официальной системы фитосанитарного контроля, надзорный орган вправе принять решение о запрещении экспорта подкарантинной продукции из государства.
В случаях принятия решения о запрещении экспорта подкарантинной продукции из государства надзорный орган незамедлительно информирует уполномоченные органы государств - членов ЕАЭС о принятом решении с приложением отчета об обследовании, явившемся основанием для его принятия.
23. В случае, если карантинное фитосанитарное состояние мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, подкарантинной продукции, предназначенной на экспорт в Российскую Федерацию, признано неудовлетворительным, и (или) система карантинного фитосанитарного контроля (надзора) ЭДС не может обеспечить достаточный уровень фитосанитарной защиты, компетентный орган данного государства вправе повторно обратиться в надзорный орган для проведения контроля (надзора) в местах производства после устранения выявленных недостатков.
Надзорный орган должен принять такое обращение и в целях снижения объема необходимых работ до минимума провести процедуру признания соответствия с использованием информации, полученной во время проведения предыдущего контроля (надзора) в местах производства.
В случае незначительных недочетов, выявленных в ходе первого обследования, для этого может быть достаточно только анализа мероприятий по исправлению выявленных недостатков.
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления карантинного фитосанитарного контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, ввозимой в целях ее использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации" разработан в целях реализации части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - проект постановления, Порядок, Закон, контроль (надзор) в местах производства).
Контроль (надзор) в местах производства представляет собой систему мероприятий, направленных на установление карантинного фитосанитарного состояния мест производства (в том числе переработки) подкарантинной продукции, мест отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (далее - места производства).
Целью проведения контроля (надзора) в местах производства является обеспечение соответствия подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации.
Контроль (надзор) в местах производства осуществляется по всем карантинным объектам, характерным для данного вида подкарантинной продукции в местах ее производства (в том числе переработки).
При осуществлении Контроля (надзора) в местах производства применяются следующие Международные стандарты по фитосанитарным мерам, установленные Международной конвенцией по карантину и защите растений (МККЗР) и Европейской средиземноморской организацией по защите растений (ЕОКЗР): "Требования по установлению свободных зон". МСФМ N 4. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), "Руководство по надзору". МСФМ N 6. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), "Система сертификации на экспорт". МСФМ N 7. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), "Определение статуса вредного организма в зоне". МСФМ N 8. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), "Требования по установлению свободных мест и участков производства". МСФМ N 10. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), "Руководство по фитосанитарным сертификатам". МСФМ N 12. Секретариат МККЗР, ФАО, Рим (Италия), Стандарты ЕОКЗР и иные международные стандарты по фитосанитарным мерам, региональные стандарты, руководства и (или) рекомендации в области карантина растений, принятые МККЗР и ЕОКЗР после вступления в силу настоящего Порядка.
Контроль (надзор) в местах производства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - надзорный орган).
Основные этапы проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора): подготовительный - анализ имеющейся информации и собственно карантинный фитосанитарный контроль (надзор).
На подготовительном этапе надзорный орган изучает имеющуюся информацию: о системе карантинного фитосанитарного контроля (надзора) данного государства, об организации деятельности и структуре НОКЗР данного государства, об обеспеченности НОКЗР данного государства материально-техническими ресурсами, включая средства диагностики, о нормативной правовой и методической документации данного государства в сфере карантина и защиты растений, о практике применения предусмотренных указанной документацией процедур контроля и систем мониторинга, о карантинном фитосанитарном состоянии территории данного государства, о регулировании процедур уведомления соответствующих международных организаций о наличии очагов карантинных объектов, карантинных фитосанитарных зон, о наличии двухсторонних и (или) многосторонних международных соглашений данного государства о карантине растений с другими государствами и (или) с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), о нотификациях Российской Федерации в отношении данного государства и об экстренных карантинных фитосанитарных мерах, применяемых Российской Федерацией и (или) другими государствами.
Надзорный орган вправе запросить иную информацию у компетентного органа экспортирующей договаривающейся стороны (далее - ЭДС), необходимую проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора). После завершения подготовительного этапа, основываясь на результатах анализа информации, надзорный орган принимает решение о проведении Контроля (надзора) в местах производства.
Контроль (надзор) в местах производства предусматривает подтверждение проведения в местах производства подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию следующих фитосанитарных процедур, таких как: документальное оформление и систематическая актуализация информации о карантинных фитосанитарных требованиях Российской Федерации, необходимой для фитосанитарной сертификации, выполнение процедур досмотра, отбора образцов и лабораторных исследований подкарантинной продукции, подкарантинных материалов для целей, связанных с фитосанитарной сертификацией, заполнение и выдача фитосанитарных сертификатов, наличие системы предотвращения возможных конфликтов интересов, выдачи и использование сертификатов в целях введения в заблуждение должностных лиц надзорного органа или НОКЗР данного государства, изучение нотификаций Российской Федерации в отношении данного государства и применение (в случае необходимости) корректирующих мер, обеспечение фитосанитарной безопасности грузов с момента фитосанитарной сертификации до момента вывоза, анализ эффективности системы фитосанитарной сертификации, выполнение процедур досмотра, отбора образцов и анализа растений, подкарантинной продукции, подкарантинных материалов, предназначенных к ввозу в Российскую Федерацию, установленных законодательством данного государства и Российской Федерации в сфере обеспечения карантина растений, проведение обследований, мониторинга и контроля территории данного государства для установления фитосанитарного статуса мест производства, заявленного в фитосанитарных сертификатах, проведение необходимых и (или) предписанных, обязательных фитосанитарных мероприятий, надзор за ними или аудит, обучение персонала и регулярность повышения его квалификации; процедуры аккредитации лабораторий и персонала, установленные законодательством данного государства в сфере обеспечения карантина растений.
Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.