Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности владельцев радиоэлектронных средств за несоответствие фактического места размещения радиоэлектронного средства месту его установки)"
(подготовлен Минкомсвязью России 24.09.2015 г.)
На основании практики реализации норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) выявлены недостатки, связанные с несоответствием понятийного аппарата, указанного в КоАП РФ, действующему законодательству Российской Федерации.
Закрепленный в главе 13 КоАП РФ понятийный аппарат не в полной мере соответствует Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - закон "О связи") и принятым в целях его реализации нормативным правовым актам. Ответственность, предусмотренная в КоАП РФ, во многих случаях недостаточна для должного воздействия на операторов связи, совершивших правонарушения.
Кроме того, в соответствии с планом реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 734-р, необходимо внести изменения в КоАП РФ в части установления ответственности владельцев радиоэлектронных средств за несоответствие фактического места размещения радиоэлектронного средства месту его установки, указанному в представленном в уполномоченный орган уведомлении, либо за то, что фактическая установка радиоэлектронного средства не осуществлена.
Административное правонарушение в части несоответствия фактического места размещения РЭС и ВЧУ месту его установки, указанному в представленном в уполномоченный орган заявлении (уведомлении), целесообразно квалифицировать в качестве нарушения условий использования радиочастотного спектра, установленных соответствующим разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов, поскольку сведения, прилагаемые к заявлению о регистрации данных РЭС и ВЧУ, подаются в соответствии с условиями, установленными в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Таким образом, предлагается дополнить статью 13.4 КоАП РФ составом правонарушения, предполагающим ответственность за неосуществление фактической установки радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства по месту установки, указанному в свидетельстве о регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
В этой связи разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект). Законопроектом предполагается внесение изменений в КоАП РФ в части исключения действующих и введения в КоАП РФ новых составов административных правонарушений.
В связи с отсутствием утвержденных правил проектирования, строительства, установки и эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и соответствующей правоприменительной практики необходимо исключить данные составы из перечня административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 5 статьи 22 закона "О связи" не допускается использование без регистрации РЭС и ВЧУ, предусмотренных Перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 56 Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденного решением Государственной комиссии по радиочастотам от 20.12.2011 N 11-13-02, началом использования РЭС является дата оформления пользователем радиочастотным спектром свидетельства о регистрации РЭС и ВЧУ в территориальном органе Роскомнадзора. Данный срок указывается в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Вместе с тем в настоящее время распространена практика регистрации "бумажных компаний", которые не имеют собственных РЭС для оказания услуг связи и не планируют их оказывать, а создаются исключительно для резервирования радиочастотного спектра и целей его дальнейшей перепродажи. Также возможны случаи "блокировки" радиочастотного ресурса реальными операторами связи в целях ограничения конкуренции. Указанные негативные процессы не всегда возможно предотвратить на этапе принятия решений Государственной комиссии по радиочастотам, поэтому представляется целесообразным усилить ответственность за невыполнение условий использования радиочастотного спектра и нарушение правил регистрации РЭС.
Регистрация РЭС такими компаниями производится исключительно с целью формального соблюдения условия, установленного в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в части регистрации РЭС или ВЧУ в установленный при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов срок.
Ввиду ограниченности радиочастотного ресурса и необходимости его рационального использования данные компании своим бездействием препятствуют развитию перспективных технологий, ограничивают возможности других операторов связи на получение разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Кроме того, перепродажа (переоформление) зарезервированного ресурса в конечном итоге ведет к увеличению издержек "реальных" операторов связи и, как следствие, к увеличению стоимости услуг связи для потребителей.
Примером указанных проблем является ситуация с формальным получением разрешительных документов группой компаний, которым решениями Государственной комиссии по радиочастотам была выделена полоса радиочастот. После чего были получены заключения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, лицензии на оказание услуг связи, разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и осуществлена регистрация радиоэлектронных средств. Вместе с тем по состоянию на осень 2014 года (6 лет с момента выделения полосы радиочастот) сети связи не введены в эксплуатацию и услуги не предоставляются.
В этой связи одной из возможных мер решения проблемы является установление ответственности за неосуществление фактической установки РЭС и ВЧУ, что позволит применять дополнительные меры профилактического характера к недобросовестным пользователям радиочастотным спектром и существенно усложнит деятельность "бумажных компаний", которым помимо получения свидетельства о регистрации потребуется фактическая установка радиоэлектронного средства.
Санкция за совершение административного правонарушения, предусмотренного новой редакцией части 1 статьи 13.4 КоАП РФ, предполагает наложение на правонарушителей административного наказания в виде административного штрафа, а также конфискации РЭС и ВЧУ.
Примером необходимости принятия меры пресекательного характера в виде конфискации радиоэлектронных средств являются случаи работы радиоэлектронных средств в полосе радиочастот, распределенных для радиоэлектронных средств других радиослужб. Отсутствие данной меры воздействия может повлечь угрозу безопасности государства, жизни и здоровью граждан, в том числе окружающей среде.
Новая редакция части 2 статьи 13.4 КоАП РФ расширяет круг специальных объектов административного правонарушения (нарушение условий использования полос радиочастот, установленных соответствующим решением о выделении полос радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов), предусмотренный ранее статьей 13.4 и 13.3 КоАП РФ в отношении самовольной эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая) лицензия обязательно (обязательна).
Размеры штрафов, предусмотренных законопроектом, были повышены исходя из статистических данных Росстата о суммарном инфляционном итоге за последние 8 лет, прошедших с момента принятия действующей редакции статьи. Вновь вводимые составы административных правонарушений вносятся с целью унификации и привидения ответственности к единому минимальному и максимальному размеру штрафов. Наказание в виде конфискации РЭС и ВЧУ является эффективной мерой борьбы с нарушениями условий использования радиочастотного спектра, особенно в период проведения различных культурно-массовых и спортивных мероприятий (выборы, церемонии и другие).
Законопроект предполагает переход от разрешительного к уведомительному порядку регистрации РЭС. Для информирования органов, осуществляющих присвоение радиочастот или радиочастотных каналов, о реализации присвоения, а также о фактических параметрах вводимого в эксплуатацию РЭС пользователь данного РЭС перед началом его использования обязан подать уведомление о вводе РЭС в эксплуатацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.