Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минприроды России (далее - разработчик) проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части установления возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах связанных между собой лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством" (далее - проект акта, законопроект соответственно) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-16/00047325).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 28 марта по 8 апреля 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 15 апреля по 17 мая 2016 г.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 5.1 сводного отчета целью предлагаемого регулирования является:
- совершенствование правового регулирования в сфере проведения торгов на право пользования недрами;
- установление возможности выдачи лицензии на пользования недрами единственному участнику аукциона;
- установление запрета на участие в аукционах на право пользования недрами лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством, при участии в процедурах торгов на пользование недрами.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 9 по 16 августа 2016 г. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее - ТПП РФ), Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате проведения публичных консультаций поступили позиции ТПП РФ, ОАО "Сургутнефтегаз", АО НК "РуссНефть", ОАО "Зарубежнефть", ПАО "Татнефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "ГМК "Норильский никель", АО ХК "СДС-Уголь", а также ПАО "Южный Кузбасс", в соответствии с которыми в проектируемых проектом акта изменениях содержатся риски, способные привести к негативным последствиям.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений в отношении проекта акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Заявленной целью законопроекта является предоставление возможности получения лицензии на пользование недрами единственному участнику конкурса или аукциона на право пользования недрами.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта данное правило не применяется, если к претенденту на участие в конкурсе или аукционе предъявлялись дополнительные требования, помимо требований к пользователю недр, предусмотренных статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), за исключением случаев установления дополнительных ограничений допуска к участию в аукционе на право пользования участком недр федерального значения, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, единственный участник конкурса или аукциона, несмотря на соответствие, в том числе дополнительным требованиям, не сможет получить право пользования участком недр по итогам данного конкурса или аукциона.
Вводимый запрет представляется избыточным, поскольку установление дополнительных требований объективно приводит к сокращению числа претендентов, и в то же время создает препятствия в получении лицензии добросовестным единственному участнику аукциона или конкурса, полностью соответствующему всем требованиям.
Кроме того, действующей редакцией Закона о недрах не предусмотрены дополнительные требования к участникам конкурса или аукциона, за исключением дополнительных ограничений допуска к участию в аукционах юридических лиц с участием иностранных инвесторов, установленных Правительством Российской Федерации.
В этой связи предлагаем абзац 2 подпункта "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта из представленной редакции исключить.
2. Пунктом 2 статьи 1 законопроект разработчик предлагает ввести запрет на участие в аукционе или конкурсе на право пользования недрами связанных между собой лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.
При этом усматривается определенное противоречие в концепции законопроекта. В пояснительной записке, представленной разработчиком в дополнительных материалах к законопроекту, отмечается, что практика, когда единственный участник "вынужден обеспечивать в аукционе более одного участника", возникла в связи с рисками признания аукциона несостоявшимся по причине поступления одной заявки. Законопроект решает эту проблему и наделяет единственного участника торгов правом на получение лицензии на пользование недрами, но при этом вводит запрет на участие в аукционе или конкурсе связанных между собой лиц.
Таким образом, из текста законопроекта и дополнительных материалов к нему остается неясным, какой правовой смысл содержит данный запрет, что требует соответствующего уточнения либо исключения из текста проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.