Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации"
(подготовлен Минтрансом России 14.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации" разработан по исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу повышения уровня безопасности полетов, в части урегулирования вопросов связанных с организацией врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации.
В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.1944) каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) возлагает на государства всю полноту ответственности за обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов.
Согласно требованиям ИКАО Российская Федерация несет ответственность за обеспечение безопасности полетов, включая подготовку и соответствие состояния здоровья авиационного персонала установленным требованиям.
Однако, в настоящее время термины и понятия документов Российской Федерации, регулирующие данные вид деятельности, не соответствуют в полном объеме международным терминам и понятиям ИКАО.
В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отсутствует понятие "врачебно-летная экспертиза" и возлагаемые на нее задачи по медицинскому обеспечению полетов; определения годности к профессиональной деятельности авиационного персонала, обучению в образовательных учреждениях гражданской авиации по подготовке авиационного персонала; выявления ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья авиационного персонала в целях сохранения профессионального здоровья и работоспособности, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и продления профессионального (летного) долголетия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" предусмотрен такой вид экспертизы как врачебно-летная экспертиза.
В целях инкорпорации требований ИКАО в области обеспечения безопасности полетов в законодательные акты Российской Федерации, введения законодательной основы для осуществления врачебно-летной экспертизы предлагается ввести в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дополнительную статью "врачебно-летная экспертиза" определив для нее:
1) цели врачебно-летной экспертизы;
2) организацию и порядок проведения врачебно-летной экспертизы;
3) систему мониторинга, профилактики, лечения и медицинской реабилитации авиационного персонала в период их профессиональной деятельности.
Отсутствует Положение о врачебно-летной экспертизе, предусматривающее организацию и порядок проведения врачебно-летной экспертизы специалистов из числа авиационного персонала, которым законодательством и международными договорами Российской Федерации регламентировано наличие медицинского заключения о годности по состоянию здоровья к профессиональной деятельности, порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования авиационного персонала, а также лиц, поступающих в образовательные учреждения гражданской авиации, мониторинга состояния здоровья, системы профилактики, лечения и медицинской реабилитации авиационного персонала в период их профессиональной деятельности, экспертизу безопасности лекарственных средств, применяемых лицами из числа авиационного персонала.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, в полномочия Росавиации входит только организация деятельности по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала гражданской авиации. Медицинская организация, наделенная функциями подведомственной уполномоченному органу в области гражданской авиации, не определена.
В целях инкорпорации требований ИКАО в области обеспечения безопасности полетов в части медицинского освидетельствования, врачебно-летной экспертизы, лечения и реабилитации авиационного персонала гражданской авиации в период их профессиональной деятельности, предлагается внести в Федеральный закон от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный Кодекс Российской Федерации" соответствующие дополнения.
Изменениями также определяется медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, осуществляющая организацию деятельности по медицинскому освидетельствованию и врачебно-летной экспертизе, мониторинг и ведение единой информационной базы состояния здоровья, профилактику, лечение, медицинскую и профессиональную реабилитацию авиационного персонала гражданской авиации
Эффективность предлагаемых решений.
Проект направлен на повышение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, приведение в соответствие нормативных актов Российской Федерации требованиям ИКАО для "обеспечения максимальной достижимой степени единообразия", наделение полномочиями медицинской организации, подведомственной уполномоченному органу в области гражданской авиации. Проект позволит привести существующую практику медицинского обеспечения полетов в гражданской авиации Российской Федерации в контекст международного права в данной области.
Реализация проекта по внесению изменений в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также изменения объема их полномочий и (или) компетенции. Для реализации настоящего закона не требуется выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта по внесению изменений в Федеральный закон от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный Кодекс Российской Федерации" и в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также изменения объема их полномочий и (или) компетенции.
Для реализации настоящего закона не требуется выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.