Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.36, 23.42, 23.43 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минтрансом России 23.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.36, 23.42, 23.43 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект) разработан в связи с принятием Федерального закона от 14.10.2014 N 307-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 307).
Федеральным законом N307 были внесены изменения в 35 законодательных актов Российской Федерации, включая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Так, в связи с внесенными изменениями Федеральная служба по надзору в сфере транспорта определена в статье 23.36 как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор.
При этом установлено, что рассматривать дела в области обеспечения транспортной безопасности от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью
I статьи 19.7.9 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) и пунктом
II части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности является отдельным видом надзора, порядок проведения которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (далее - Положения о контроле (надзоре) в области транспортной безопасности).
В свою очередь, федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта) установлен пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ и осуществляется государственными транспортными инспекторами в соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236.
В связи с изложенным, транспортный надзор и федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, определенны как отдельные виды надзора.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, который осуществляется государственными транспортными инспекторами Управления транспортной безопасности Ространснадзора и отделов надзора за обеспечением транспортной и авиационной безопасности Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам, которые не уполномочены на осуществление федерального государственного транспортного надзора и, как следствие, не имеют полномочий по применению части 1 статьи 11.15.1, части 1 статьи 11.15.2, частей 1 и 10 статьи 19.5, статьи 19.7.5, части 1 статьи 19.7.9 Кодекса, а также не уполномочены составлять протоколы по частям 2 и 3 статьи 11.15.1, частям 2 и 3 статьи 11.15.2 Кодекса, и части 1 статьи 19.4, 19.4.1, 19.5.1, 19.6, 19.7, частям 2 и 3 статьи 19.7.9, статьи 20.25 Кодекса по нарушениям, выявленным в области транспортной безопасности.
Таким образом Ространснадзор и ее должностные лица фактически лишены в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, за нарушение положений установленных в области транспортной безопасности.
Аналогичная ситуация и с применением статьи 11.3.1 и частью 4 статьи 11.3 Кодекса, так как отделы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской авиации и области использования воздушного пространства Управлений государственного авиационного надзора центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора, в соответствии со своими положениями, не уполномочены на контроль (надзор) в области авиационной и транспортной безопасности.
Необходимо отметить, что с момента вступления в законную силу Федерального закона N 307, Управлением транспортной безопасности центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности проведено 7488 проверок субъектов транспортной инфраструктуры, выявлено 28585 нарушений обязательных требований, составлено 7339 протоколов об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2, 3 статьи 11.15.1, частями 1, 2, 3 статьи 11.15.2, частями 1 и 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частями 1, 2, 3 статьи 19.7.9 Кодекса, вынесено 7430 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1, части 1 статьи 11.15.2, частями 1 и 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, части 1 статьи 19.7.9 Кодекса, наложено штрафов на общую сумму 256 миллионов 851 тысяча рублей (256 851 000 руб.), взыскано более 190 миллионов рублей (190 115000).
Принимая во внимание имеющуюся штатную численность государственных транспортных инспекторов профильных Управлений Ространснадзора по видам транспорта в количестве 4060 человек, а также штатную численность государственных инспекторов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в количестве 442 человек, предлагаемые изменения позволят оптимизировать деятельность Ространснадзора при реализации указанными инспекторами контрольно-надзорных функций.
Изменения, предлагаемые к внесению в Кодекс, уточняют полномочия органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, что позволит предотвратить случаи привлечения к административной ответственности по решению неправомочного лица.
Кроме того, принятие Законопроекта позволит устранить противоречия и неопределенность в законодательстве Российской Федерации, повысить качество правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), а также с применением мер административной ответственности, создать дополнительные гарантии соблюдения прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности в связи с осуществлением государственного контроля (надзора).
Принятие и реализация Законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.