Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 февраля по 5 марта 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 6 мая по 3 июня 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/02-16/00046404). Разработчиком представлены сводки предложений по итогам размещения уведомления о подготовке нормативного правового акта и по итогам размещения текста проекта акта, в которых представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 19 по 26 августа 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых поступили предложения от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Правительства Санкт-Петербурга, Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, Комитета экономики Волгоградской области, Департамента экономического развития Костромской области, Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области, Департамента экономического развития Белгородской области, Министерства промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Министерства экономического развития и торговли Рязанской области, РСПП, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Ассоциации рестораторов и отельеров "Федерация Рестораторов и Отельеров", НП "Комитет производителей алкогольной продукции", Евразийской ассоциации беспошлинной торговли, АО "Московский винно-коньячный завод "КиН", ОАО "Московский комбинат шампанских вин", компании DIAGEO, ОАО "Росспиртпром" (справка прилагается).
Проектом акта предусматривается дополнение пункта 17 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) положением о длительности и процедуре рассмотрения заявления субъектов предпринимательской деятельности о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Согласно действующему законодательству в отношении всех видов деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции действует единый срок рассмотрения заявлений о продлении срока лицензии - в течение 30 дней. Разработчиком предлагается для розничной продажи алкогольной продукции предусмотреть 10-дневный срок рассмотрения заявлений.
Согласно данным сводного отчета положения проект акта направлены на снижение административных барьеров при продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость снижения административных барьеров в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Вместе с тем обращаем внимание, что одним проектируемым изменением пункта 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в части срока рассмотрения заявления о продлении лицензии для организаций, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, цель регулирования достигнута не будет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в отношении лицензиата, представившего заявление о продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 Закона N 171-ФЗ, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Согласно пунктам 4-5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, предметом внеплановой выездной проверки лицензиата является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Установление соответствия лицензиата ряду лицензионных требований, определенных в том числе статьей 16 Закона N 171-ФЗ, возможно только при проведении внеплановых выездных проверок.
Пунктом 12 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ срок проведения проверки в отношении лицензиатов определен не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней.
Обращаем также внимание, что порядок проведения документарной проверки определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 11 указанного нормативного правового акта в случае наличия обоснованных сомнений в достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо такие сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в адрес субъекта предпринимательской деятельности направляется запрос с требованием представить необходимые документы. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ адресат обязан в течение 10 рабочих дней направить запрашиваемые документы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Кроме того, согласно требованиям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" срок направления информации в ответ на запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия не может составлять более 5 рабочих дней.
По данным участников публичных консультаций, учитывая сложившуюся практику работы системы межведомственного информационного взаимодействия, на получение ответа приходится до 8 календарных дней. Одновременно существуют административные процедуры по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции: регистрация заявления (1 день), подписание акта проверки, согласование, подготовка и подписание решения о продлении срока действия лицензии и бланка лицензии (3 дня). Кроме того, не позднее 1 рабочего дня с даты изменения сведений о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции специалист лицензирующего органа обязан внести сведения в Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий. Указанные процедуры занимают до 12 календарных дней в случае бесперебойной работы системы межведомственного взаимодействия и информационного ресурса Росалкогольрегулирования (без проведения выездной внеплановой проверки).
Таким образом, учитывая действующие требования статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ в части проведения документарных и (или) внеплановых проверок, а также Закона N 294-ФЗ, 10-дневный срок принятия решения о продлении соответствующей лицензии, предусмотренный проектом акта, не может быть реализован. Принятие проекта акта в представленной редакции может привести к проблемам правоприменительной практики.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 22 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект акта) с 19 по 26 августа 2016 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых поступили следующие предложения и замечания.
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:
"Процедура продления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не является причиной, по которой происходит сокращение торговых точек по продаже алкогольной продукции.
Розничный рынок по продаже алкогольной продукции сужается по причине установления в 2011 году федеральным законодательством особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, таких как: запрет продажи алкоголя в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях; в нестационарных торговых объектах и т.д., а также введения единого порядка лицензирования на всей территории Российской Федерации и введения декларирования объемов оборота алкогольной продукции (в том числе пива). Кроме того, внедрение с 2016 года в розничном звене ЕГАИС частично влечет за собой сокращение организаций и торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в связи с невозможностью соблюдения ими данных требований законодательства. Но это является процессом приведения инфраструктуры по розничной продаже алкогольной продукции в соответствие с требованиями законодательства.
Оценивая процедуру продления действия лицензии как подтверждение специального разрешения на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при обязательном соблюдении лицензионных требований, следует учитывать, что в период действия лицензии (в срок до 5 лет) могут возникнуть условия, препятствующие ведению организацией лицензируемой деятельности. В связи с этим полагаем, что лицензирующий орган, совершая такое юридически значимое действие, связанное с лицензированием как продление действия лицензии, должен подтвердить соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, которые используются организацией при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции".
Департамент экономического развития Белгородской области:
"1. О сокращении срока рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции с 30 до 10 дней.
По заявлению организации о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующим органом проводится документарная проверка, в рамках которой в том числе осуществляется запрос по каналам межведомственного взаимодействия о представлении сведений об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов. Учитывая сложившуюся практику работы системы межведомственного информационного взаимодействия, на получение ответа приходится от 1 до 8 календарных дней, при этом законодательством установлен срок 7 рабочих дней (направление запроса - 1 рабочий день; направление ответа на запрос - 5 рабочих дней; приобщение ответа к лицензионному делу - 1 рабочий день).
Вместе с тем, Административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Белгородской области" предусмотрены административные процедуры, связанные с регистрацией принятого заявления, в том числе в электронном виде (1 день), осуществлением межведомственного взаимодействия (7 дней), подписанием акта проверки, согласованием, подготовкой и подписанием решения о продлении срока действия лицензии и бланка лицензии (3 дня).
Кроме того, не позднее 1 рабочего дня с даты изменений сведений о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции специалист лицензирующего органа обязан внести сведения в Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Отметим, что вышеперечисленные административные процедуры занимают указанные временные затраты до 12 календарных дней в случае бесперебойной работы системы межведомственного взаимодействия и информационного ресурса Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и исключив выездные внеплановые проверки. Однако в практической деятельности лицензирующий орган сталкивается с техническими проблемами, являющимися субъективными факторами, которые приводят к увеличению сроков рассмотрения заявлений о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Считаем, что установленный срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии, равный 30 дням, оптимален.
В случае значительного сокращения срока рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии и сохранения обязанности по проведении внеплановой выездной проверки потребуются дополнительные расходы бюджета на расширение штата сотрудников для вынесения решений в десятидневный срок.
2. О продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции без проведения лицензирующим органом выездной внеплановой проверки.
По состоянию на 01.08.2016 года в Белгородской области розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 375 юридических лиц.
Согласно анализу государственного сводного реестра выданных лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции на территории Белгородской области в 2017 году заканчивается срок действия лицензий в 192 организациях.
В среднем, ежегодно в лицензирующий орган обращается только от 28 до 42 соискателей лицензии с заявлениями о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Таким образом, на рынке алкогольной продукции преимущественно осуществляют деятельность организации, лицензии которых продлеваются в рамках действующего законодательства. Таких хозяйствующих субъектов на территории Белгородской области порядка 78 % от общего количества организаций, имеющих лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции.
Исключив на федеральном уровне выездные внеплановые проверки по заявлениям о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензирующему органу не представится возможным проверить лицензиатов на соответствие следующим лицензионным требованиям, которые потеряют актуальность:
- наличие контрольно-кассовой техники;
- фактическое соответствие заявленной складской и торговой площади указанной в договоре аренды (субаренды);
- наличие журнала учета реализации объемов алкогольной продукции в организациях, оказывающих услуги общественного питания;
- легальность оборота алкогольной продукции;
- отдаленность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, от медицинских, образовательных, спортивных, детских учреждений.
Считаем, что упразднение контрольно-надзорной функции приведет к росту нелегального оборота алкогольной продукции.
На основании вышеизложенного отметим, что действующие основания для проведения выездной внеплановой проверки не являются' административными барьерами для хозяйствующих субъектов, а сокращение лицензиатов в 2016 году в Белгородской области на 13 % обусловлено иными причинами: увеличением размера государственной пошлины за предоставление (переоформление) лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, необходимостью приобретения оборудования для подключения к Единой государственной автоматизированной информационной системе".
Комитет промышленности и торговли Волгоградской области:
"_Нормы действующего законодательства позволяют подать заявление на продление срока действия лицензии не ранее чем за 90 дней до ее окончания.
Таким образом, действующая норма закона, позволяющая рассматривать заявление о продлении срока действия лицензии в течении 30 дней, не создает дополнительные административные барьеры, а является единообразной по отношению к иным процедурам рассмотрения заявлений лицензиатов и соискателей лицензии (в части сроков рассмотрения заявлений) и обеспечивает лицензиатам и соискателям лицензии равные условия очередности рассмотрения поступивших заявлений.
04.07.2016 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в подпункте 3 пункта 9 статьи 19 (основание для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) слова "на дату" заменены словами "на первое число месяца и не погашенной на дату".
Таким образом, у лицензиата отпала необходимость привязываться к четкой дате подачи заявления на продление срока действия лицензии. Достаточно, чтобы на первое число месяца, в котором подается заявление, у заявителя отсутствовала задолженность по уплате налогов и сборов.
Предлагаемый проект закона не учитывает сроки проведения проверок на соответствие лицензионным требованиям, сроки направления запросов и получения ответов по системе межведомственного электронного взаимодействия, ставит лицензиатов, обратившихся с заявлением о продлении срока действия лицензии в неравные условия по отношению к другим лицензиатам и соискателям лицензии, не учитывает трудозатраты лицензирующего органа в зависимости от количества объектов торговли.
Считаем принятие проекта закона нецелесообразным.
Дополнительно сообщаем о состоянии алкогольного рынка Волгоградской области.
За последние четыре года сохраняется тенденция значительного сокращения числа организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на основании действующих лицензий. Освобождающиеся сегменты алкогольного рынка заполняются контрафактной продукцией.
Так, розничную продажу алкогольной продукции на основании действующих лицензий на территории региона осуществляли:
на 01.01.2013 - 1559 юридических лиц;
на 01.01.2014 - 1481 юридических лиц;
на 01.01.2015 - 1316 юридических лиц;
на 01.01.2016- 1029 юридических лиц.
В настоящее время на территории Волгоградской области розничную продажу алкогольной продукции осуществляют 890 юридических лиц.
Данный процесс связан с целым рядом факторов, негативно влияющих на алкогольный рынок региона:
- рост суммы государственной пошлины за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Так, размер государственной пошлины в 2014 году составлял 40 000 рублей за каждый год пользования лицензии, в 2015 году - 65 000 рублей.
значительный объем алкогольной продукции производства Республики Казахстан, реализуемой на территории Волгоградской области. Так, объем ввоза данной продукции на территорию региона в 2014 году вырос втрое по отношению к показателям 2013 года, и сохранился в 2015 году.
Данный факт обусловлен разницей в цене и возможностью свободного ввоза алкогольной продукции в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Так, бутылка водки объемом 0,5 литра, произведенная в Республике Казахстан в переводе на российский рубль в розничной сети республики стоит 50 рублей, в то время как аналогичная продукция российского производства стоит 195 рублей.
- появление на рынке под видом спиртосодержащей продукции для выпечки крепостью 45% спиртосодержащих жидкостей "Наполеон", "Хлебный", "Кедровый" производства Республики Казахстан. Стоимость бутылки объема 0,5 литра - 100 рублей.
- свободная продажа спиртосодержащей продукции.
- введение системы ЕГАИС в розничном звене. Стоимость подключения объекта розничной торговли к ЕГАИС составляет от 60 000 до 90 000 рублей.
Возможные пути решения:
- дифференциация размера государственной пошлины за получение, переоформление, продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от количества объектов торговли;
ограничение объема ввоза алкогольной продукции из Республики Казахстан;
введение лицензирования розничной продажи спиртосодержащей продукции;
введение налоговых вычетов (льгот) при приобретении оборудования для подключения к ЕГАИС;
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на несоответствии положений пунктов 9 и 17 статьи 19.
Так согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 19 основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Однако в соответствии с пунктом 17 статьи 19 срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Таким образом, в пункте 17 статьи 19 отсутствуют слова "а также пеней и штрафов".
Справка налогового органа в форме электронного документа, полученная с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа называется "Ответ от Сервиса предоставления Сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", представляется в формате "имеет задолженность" или "не имеет задолженность" и не позволяет определить сумму и характер задолженности.
Считаем необходимым привести в соответствие формулировки в пунктах 9 и 17 статьи 19 Федерального закона N171-ФЗ.
Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области:
Предложенный максимальный срок рассмотрения заявления лицензирующим органом о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является слишком коротким и отличается от срока рассмотрения заявления лицензирующим органом о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции). В тоже время проектом предусмотрен в обоих случаях межведомственный запрос лицензирующего органа в налоговый орган о предоставлении сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о продлении срока действия лицензии, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Частью 12, указанной выше статьи Федерального закона, установлено, что срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. В связи вышеизложенным считаем, что срок административной процедуры продления срока лицензии является слишком коротким и не согласуется со статьей 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Департамент экономического развития Костромской области:
"Представленные в пояснительной записке исходные данные для разработки проекта не соответствуют действительности. На действительно имеющее место быть снижение количества объектов, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, повлияло большое число факторов. Ограничения по продаже алкогольной продукции в определенных организациях и объектах, а также на прилегающих к ним территориях, можно назвать наименее значимым из них. Составление перечня таких объектов и организаций и определение размеров прилегающих территорий отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые при принятии соответствующих НПА в большинстве населенных пунктов учитывали сложившуюся инфраструктуру торговли. Так в Костромской области количество объектов, которым было отказано в предоставлении лицензии по причине попадания в прилегающие территории не превышает 25 объектов, при общем количестве (по состоянию на 01.07.2016) - 1407, то есть 0,2%.
Лицензирующие органы часто являются для лицензиатов основными источниками информации об изменениях в правовом регулировании деятельности. Проводится большая работа по информированию о законодательных нормах, необходимости внесения изменений, консультации по ведению бизнеса.
Основным барьером для получения лицензии является высокий размер государственной пошлины, уплачиваемый для ее получения. Полагаем для увеличения количества точек необходимо рассмотреть вопрос о дифференциации размеров пошлины. Не понятны доводы разработчиков о том, что именно в такой сфере деятельности как розничная продажа алкогольной продукции необходимо сокращать срок рассмотрения заявлений о продлении лицензии, а также об отмене проверок соблюдения лицензионных требований при рассмотрении таких заявлений. Предметов проверки в данном случае несколько (не только нахождение заявленных объектов вне прилегающих территорий).
Почему в таком случае сохраняются прежние условия предоставления и продления срока действия лицензии для иных предприятий, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции, если тенденции сокращения количества предприятий и организаций, а также расширение нелегального сектора, актуальны и для них?
Кроме того, принятие в июле 2016 года изменений в статью 16 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ устраняет многие из указанных в пояснительной записке к проекту противоречия, в том числе и по возможности продления срока действия лицензии на объекты, в окружении которых появились новые объекты, на которых запрещена реализация алкоголя.
Необходимо сохранить норму о предельном сроке действия лицензии".
продажу алкогольной продукции.
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области: "считает нецелесообразным поддержание данного проекта по следующим основаниям.
По информации Минпромторга России, указанной в пояснительной записке, основанием для разработки проекта послужило наличие большого количества оснований для проведения проверок в отношении лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией (через 1 год после выдачи лицензии и по истечении трех лет со дня окончания последней проверки).
Однако, при обосновании своей позиции о необходимости сокращения количества проверок, разработчиком не учтен тот факт, что в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 1 января 2016 до 31 декабря 2018 года в отношении субъектов среднего и малого предпринимательства не проводятся плановые проверки. А проведение внеплановых проверок допускается действующим законодательством только в случаях поступления информации о серьезных нарушениях".
Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя:
"Считаем целесообразным пункт 17 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оставить в прежней редакции.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения документарной или внеплановой выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом рассмотрение заявления согласно законопроекту 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 163 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2012 года N 99н, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, представляется налогоплательщику (заявителю) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в инспекции ФНС России письменного запроса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения документарной или внеплановой выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом, рассмотрение заявления согласно законопроекту, составляет 10 рабочих дней.
Таким образом, существует риск невыполнения на практике лицензирующим органом государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в течении 10 рабочих дней, как предусмотрено законопроектом".
Таким образом, деятельность предпринимателей по продаже алкогольной продукции на сегодняшний день подвергается проверке только при выдаче и продлении лицензии.
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации динамично реагирует на изменение условий реализации правовых норм. Это выражается в систематическом изменении различных требований и ограничений, в том числе в сфере проведении проверок.
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" требования, предъявляемые к розничной продаже алкоголя, могут устанавливаться как федеральным, так и региональным законодательством. В частности органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Институт лицензирования заключается именно в осуществлении специального контроля за особо важными сферами деятельности. Отмена такого контроля превращает лицензирование в дополнительное взимание платы за осуществление определенного вида деятельности и подлежит отмене как чрезмерная финансовая нагрузка на представителей предпринимательского сообщества.
Установить факт соблюдения либо несоблюдения ограничений в сфере розничной торговли алкогольной продукции можно только путем проведения проверок.
Кроме того, проверка, осуществляемая при выдаче лицензии, не может в полной мере охватить будущую деятельность по продаже алкогольной продукции, например, наличие или отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции на объектах указанных в лицензии. Таким образом, удостовериться о легальности оборота алкогольной продукции возможно только при проведении проверки при продлении лицензии на розничную.
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области:
"С выводами разработчика относительно описания новых преимуществ в п. 10.2 Сводного отчета не согласны. В настоящий момент продление лицензии также осуществляется на основании заявления о продлении при условии уплаты государственной пошлины при отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
Считаем, что более эффективным способом решения проблемы будет установление предельного срока, до которого заявление о продлении может подаваться в лицензирующий орган. Предлагаем изложить последний абзац п. 17 ст. 19 Закона в следующей редакции: "Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до истечения срока ее действия".
Изменения вносятся только в п. 17 ст. 19 Закона и касаются сокращения срока рассмотрения заявления о продлении лицензии с 30 дней до 10 рабочих дней. При этом не исключается предусмотренная п. 2 ст. 23.2 Закона необходимость проведения документарных и внеплановых выездных проверок при представлении лицензиатом заявления о продлении лицензии. Срок проверки в соответствии с п. 12 ст. 23.2 Закона может составлять 20 рабочих дней и может быть продлен до 40 рабочих дней. Таким образом, при наличии необходимости осуществлять проверку лицензиата при представлении им заявления о продлении лицензии, срок рассмотрения заявления не может составлять менее 20 рабочих дней.
Проект акта содержит нормы, невыполнимые на практике:
1) Невозможность проведения проверки лицензиата, срок которой составляет 20 рабочих дней, в 10-дневный срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии.
2) В соответствии с абз. 2 п. 17 ст. 19 Закона сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов представляются налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа. В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона в налоговом органе запрашиваются сведения о наличии у заявителя задолженности на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления. Программа межведомственного взаимодействия не позволяет сформировать единую справку на 2 даты, поэтому необходимо запрашивать сведения и на дату наличия у заявителя задолженности на первое число месяца, и на дату подачи заявления. Срок представления каждой из справок составляет в соответствии с регламентом налогового органа 5 дней. Таким образом, рассмотреть заявление лицензиата в срок 10 рабочих дней не представляется возможным".
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области: "Принятие вышеуказанного законопроекта полагаем нецелесообразным по следующим основаниям. По мнению разработчика проекта федерального закона, продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции должно осуществляться беспрепятственно, без проведения полной проверки лицензиата, в то время, как пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. установлена обязанность лицензирующего органа по проведению внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой является поступление в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Кроме того, установление соответствия лицензиата ряду лицензионных требований, определенных к примеру в ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, возможно только при проведении внеплановых выездных проверок.
В этой связи, проблема избыточности административных барьеров при продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, на решение которой, по мнению разработчика, направлен предлагаемый проект федерального закона, не устраняется. Облегчение процедуры продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции путем сокращения срока рассмотрения заявления о продлении срока действия такой лицензии до 10 рабочих дней не может быть достигнуто без внесения соответствующих изменений в статью 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г.
Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края:
1. "Возникает противоречие между статьями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ статьей 19 и статьей 23.2 (пункт 2, пункт 3). Извлечение из п.2: В отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Извлечение из п. 3: В соответствии с пунктом 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии.
Таким образом, необходимо устранить противоречия между статьями самого Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, внести изменения (дополнения) в статью 23.2. указанного закона.
Требования федерального закона должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми.
2. В случае проведения документарных проверок в отношении лицензиатов, представивших заявление о продлении срока действия лицензии, не представляется возможным выдержать сроки проверки, когда необходимым становится проверка достоверности сведений, представленных лицензиатом, либо когда представленные сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований. (В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ в отношении лицензиата, представившего заявление о продлении срока действия лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки).
Требования к проведению документарных проверок регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности, статьей 11.
В соответствии с пунктами 3,4,5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ:
"пункт 3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы".
Не соблюдение статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении документарных проверок ущемляет права предпринимателей.
Десятидневный срок рассмотрения заявления о продлении лицензии не может быть соблюден, так как проведение документарной проверки в сроки менее 10 рабочих дней противоречит требованиям указанной статьи Федерального закона от 26.12.2008 э N 294-ФЗ".
РСПП:
"Проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, актуальна. Продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции осложняется жесткими лицензионными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также многочисленными проверками со стороны лицензирующих органов. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" облегчит процедуру продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" окажет положительное воздействие на введение предпринимательской деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Риски и негативные последствия для бизнеса отсутствуют. Продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в упрощенном порядке будет способствовать дальнейшему развитию легального алкогольного бизнеса.
Проект акта не содержит нормы, противоречащие законодательству.
Проект акта не содержит нормы, невыполнимые на практике. Законопроект направлен на снижение административных барьеров и увеличение лицензированных розничных точек продаж алкоголя.
Проект акта не содержит нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно. Законопроектом четко определены условия продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":
"Проблема избыточности административных барьеров при продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является актуальной, с ней сталкивается почти каждый лицензиат. Принятие данного закона позволит лишь частично решить обозначенную проблему.
В ходе оценки регулирующего воздействия, выявлен следующий положительный эффект -
сокращение сроков рассмотрения заявления о продлении лицензии на розничную продажу. Вместо 30 дней, срок сокращается до 10 дней".
Менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы: "К примеру, при первичном рассмотрении вопроса о продлении лицензии, предоставить лицензиату возможность исправления выявленных несоответствий, вместо полного отказа. Можно установить определённый срок для их устранения. В случае если при повторном рассмотрении документов, с учётом исправлений, будет обнаружено их несоответствие обязательным требованиям лицензирующего органа, то уже тогда отказывать в предусмотренном законом порядке. Такой подход позволит избежать дополнительных трат со стороны лицензиата (например, вторичная уплата госпошлины).
Исключить возможность проведения лицензирующим органом плановых и внеплановых проверок в случаях продления лицензии. Считаем, что, как правило, они осложняют процесс выдачи лицензии".
Ассоциация рестораторов и отельеров "Федерация Рестораторов и Отельеров":
"Проблема актуальна, законопроект ограничивает перечень документов, предоставляемых лицензиатом при продлении лицензии, сокращает временные рамки для оказания государственной услуги по предоставлению лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
С выводами разработчика согласны, однако положение проекта о "на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет" - формулировка не соответствует последним изменениям закона N 171-ФЗ, внесенным Федеральным законом N 261-ФЗ от 03.07.2016 г.
ФРиО предлагает в абзаце 2 п. 17, после слов "сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов" дополнить словами "на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении лицензии". В п.п. 3 п. 9.ст. 19 "Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является" законом N 261-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования, информация о наличии задолженности по уплате налогов и сборов теперь предоставляется "на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии".
Формулировка абз.2 п. 17 - возможно различное толкование: информация о наличии задолженности может запрашиваться как на первое число месяца, так и на дату обращения лицензирующего органа
Изменения, введенные законом N 261-ФЗ о том, на какой момент предоставляются данные о наличии задолженности, исключили распространенную ситуацию, когда несвоевременное обновление информации ФНС (опоздание составляет от нескольких дней до 2-х недель) приводило к тому, что соискатель лицензии, погасивший задолженность до подачи заявления на лицензию, получал отказ в предоставлении лицензии, при этом оплаченный лицензионный сбор (65 000 руб. на 5 лет - 325 000 руб.), даже при наличии официального письма ФНС о несвоевременном обновлении информации и о фактическом отсутствии задолженности на дату обращения лицензирующего органа, не возвращался".
НП "Комитет производителей алкогольной продукции":
"Законопроект, подготовленный разработчиком в целях смягчения лицензионных требований, а также уменьшения административной нагрузки на субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующем рынке, предусматривает упрощение процедуры выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В качестве аргументов, указывающих на актуальность проблемы, разработчик, в пояснительной записке, указывает на: "жесткие лицензионные требования"; "право лицензирующего органа на осуществление плановых проверок _ по истечении одного года со дня выдачи лицензии", "внеплановые выездные проверки в отношении лицензиатов", "колоссальную административную нагрузку на предпринимателей" и т.п. Следует отметить, что указанные аргументы актуальны не только для лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, но и для всех видов лицензий на производство и оборот алкогольной продукции.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем исключить абзац 4 законопроекта, а абзац 5 законопроекта изложить в следующей редакции:
"В течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии при соблюдении лицензиатом условий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или об отказе в продлении этого срока и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а случае приятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа".
Упрощение процедуры продления всех видов лицензий на производство и оборот способствует существенному снижению административной нагрузки на лицензиатов".
Евразийская Ассоциация Беспошлинной Торговли:
"Проблема, описанная разработчиком, актуальна. Принятие данного проекта не позволит решить проблему полностью.
Принятие данного проекта позволит
1. Закрепить условия, которые необходимо соблюсти лицензиату для продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции,
2. Сократить сроки, в течение которых лицензирующий орган должен рассмотреть заявление о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, принять решение о продлении срока или об отказе в продлении срока, а также сообщить о своем решении лицензиату. В случае принятия данного проекта в предлагаемой редакции существует риск, что административные барьеры не будут смягчены, и лицензиаты будут вынуждены представлять в лицензирующий орган дополнительные документы и подвергаться полным проверкам.
Для достижения цели, заявленной разработчиком проекта акта, и приведения предлагаемых изменений в соответствие с пунктом 9 статьи 19 полагаем необходимо внести в текст проекта следующее изменение:
Абзац второй пункта 17 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"Срок действия такой лицензии продлевается на срок, указанный лицензиатом, но не более, чем на 5 лет, по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии непогашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии задолженности об уплате налогов и сборов на первое число месяца, в котором поступает в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии. При продлении срока действия лицензии лицензирующий орган не вправе запрашивать у заявителя дополнительные документы, не указанные в настоящем абзаце".
АО "Московский винно-коньячный завод "КиН":
"Сам проект Федерального закона не содержит положения, позволяющие их толковать неоднозначно. Однако текст представленного проекта не отражает обозначенного в Пояснительной записке механизма по упрощению процедуры переоформления лицензии или продления ее срока действия, т.к. необходимые процедуры проведения полной проверки на соответствие лицензионным требованиям регламентированы в соответствующем административном регламенте, изменения в который не предусмотрены. Так, например, Административный регламент предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (утв. Постановлением правительства Москвы от 21.02.2012 г. N 59-ПП) в пунктах 2.10.1, 3.1.2., 3.3.5. упоминает проведение лицензирующим органом выездной проверки в отношении заявителя.
Таким образом, в существующей редакции представленный проект Федерального закона сокращается срок предоставления лицензирующим органом государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" с 30 дней до 10 рабочих дней".
Diageo (ЗАО Д Дистрибьюшен):
"Упрощение процедуры продления всех видов лицензий на производство и оборот снизит административную нагрузку на лицензиатов. По практике нашей компании (которая имеет лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции) срок проведения лицензионных проверок составляет 30-60 дней, участвует в таких проверках до 10 сотрудников компании, которые на этот период времени практически не имею возможности выполнять свои основные обязанности.
Разработчик предлагает упростить процедуру продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Проблема актуальна для ВСЕХ видов лицензий на деятельность, связанную с алкоголем, а НЕ ТОЛЬКО НА РОЗНИЧНУЮ. Приведенные в пояснительной записке аргументы - "осложняется жесткими лицензионными требованиями", "многочисленными проверками", "лицензирующий орган вправе осуществлять плановые проверки _ по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии", "внеплановые выездные проверки в отношении лицензиатов", "предприниматели _ претерпевают колоссальную административную нагрузку", "необходимость смягчения соответствующих административных барьеров" и др. - актуальны для ВСЕХ видов лицензий/лицензиатов. По этой причине считаем обоснованным смягчить требования по продлению лицензий в отношении ВСЕХ лицензий на производство и оборот алкогольной продукции".
В текст законопроекта, подготовленного разработчиком, предлагаем внести следующие изменения:
"В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции) лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
В течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии при соблюдении лицензиатом условий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или об отказе в продлении этого срока и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а случае приятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа".
Открытое акционерное общество "Московский комбинат шампанских вин".
"Принятие предлагаемого законопроекта проблему не решит. Необходимы более действенные меры, например утверждение более конкретного понятия "лицензионные требования" и введение ограниченного списка вопросов проверяемых лицензирующим органом при проверке лицензиата на соответствие лицензионным требованиям, не допустив их избыточности, нарушения компетенции.
Вывод разработчика о необходимости смягчения административных барьеров не может не радовать. Однако какой либо реальной поддержки предпринимательству принятие данного законопроекта не окажет.
П.17 абз.2 читается не однозначно. По смыслу проекта акта слова "на срок" относятся к сведениям об отсутствии задолженности.
П.17 абз.3, абз4 необходимо добавить, что сообщение о принятом решении также направляется лицензиату по электронной почте на адрес указанный в заявлении.
П.17 абз.4, в абз.2 нет условий для соблюдения лицензиатом, есть одно условие - оплата госпошлины, остальное - основания.
Необходимо добавить, что при подаче заявления лицензиатом и до принятия по нему решения лицензирующим органом, действие ранее выданной лицензии сохраняется, поскольку предложенный текст не запрещает подачу заявления о продлении лицензии в последний день срока ее действия.
Учитывая, что размеры госпошлин за рассмотрение заявления о выдаче лицензии не маленькие и не возвращаются соискателю лицензии в случае отказа, целесообразно предусмотреть возможность приостановки лицензирующим органом рассмотрения заявления о выдаче лицензии, для дачи возможности соискателю устранить недостатки (по аналогии с порядком регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними)".
ОАО "Росспиртпром":
"С выводами разработчика проекта, изложенными в сводном отчете, не согласны. По нашему мнению, смягчение условий продления лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией ослабит государственный контроль в сфере розничной торговли алкогольной продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.