Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 21 Федерального закона "О рекламе" в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 26 апреля по 13 мая 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 17 мая по 14 июня 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/04-16/00047883). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, согласно которой замечания и предложения в ходе публичного обсуждения не поступали.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 12 по 19 августа 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых поступили предложения от компании DIAGEO. Кроме того, по окончании публичных консультаций в Минэкономразвития России поступило предложение Союза виноделов Крыма (справка прилагается).
Проектом акта предусматриваются следующие изменения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ):
разрешение розничной продажи и потребления винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, в рамках специализированных выставок, ярмарок и фестивалей;
освобождение участников указанных мероприятий, осуществляющих розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, в рамках специализированных выставок, ярмарок и фестивалей, от обязанности по представлению соответствующих сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
определение обязанности для участников специализированных выставок, ярмарок и фестивалей уведомлять лицензирующий орган об участии в таких мероприятиях (с указанием срока, места проведения, количества винодельческой продукции каждого наименования, запланированных к продаже).
Кроме того, проектом акта предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в части установления возможности рекламы алкогольной продукции в рамках специализированных выставок, ярмарок и фестивалей.
В связи с тем, что указанное регулирование касается винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, полагаем целесообразным вводимые проектом акта понятия "специализированная выставка винодельческой продукции", "специализированная ярмарка винодельческой продукции", "специализированный фестиваль винодельческой продукции" представить в следующей редакции: ""специализированная выставка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда", "специализированная ярмарка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда", "специализированный фестиваль винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда". В ином случае, представляется, может возникнуть правовая неопределенность в отношении таких мероприятий для винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из винограда, выращенного не на территории Российской Федерации, а также для импортной винодельческой продукции.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод, что при учете указанного замечания проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 21 Федерального закона "О рекламе" в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 21 Федерального закона "О рекламе" в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях" (далее - проект акта) с 12 по 19 августа 2016 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых компания DIAGEO представила следующие предложения:
"Проект ЗП "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 21 Федерального закона "О рекламе" в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях". ID проекта: 02/04/04-16/00047883.
Комментарий 1 на вопрос: Содержит ли проект акта нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно? Если да, укажите их.
Предложенная разработчиком формулировка в пункт 3 статьи 1 требует иной редакции.
Во-первых, в действующей редакции 171-ФЗ уже есть норма, исключающая применимость 171-ФЗ в отношении образцов алкогольной продукции (любой) в количестве не более 5 единиц в целях сертификации и декларирования. Частный случай - для винодельческой продукции - прописывать в законе не требуется.
Во-вторых, законопроект направлен на продвижение винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда. Поэтому предлагаемый абзац должен содержать уточнение о том, что продукция произведена в РФ из местного винограда.
В-третьих, отмена действия 171-ФЗ на винодельческую продукцию, предназначенную для дегустации и раздачи в качестве образцов с одновременной отменой контроля за перемещением и хранением такой продукции может привести к неучтенному/нелегальному обороту, такая продукция также может оказаться небезопасной для потребителей. Отмена норм 171-ФЗ на демонстрацию образцов и сертификацию является обоснованной. А для дегустационных и подарочных образцов должны выполняться требования закона (соответствие ГОСТам/стандартам, требования к упаковке и ее маркировка информацией для потребителей, наличие федеральных специальных марок, запрет производства и оборота без лицензии, и т.д.).
Предлагаемая редакция:
1) пункт 3 статьи 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"перемещение по территории Российской Федерации и хранение на территории Российской Федерации винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, предназначенной для демонстрации и раздачи в качестве образцов, а также проведения дегустаций на специализированных выставках винодельческой продукции (специализированных разделах межотраслевых выставок пищевой промышленности и сопутствующих товаров), специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированных разделах ярмарок пищевой промышленности и сопутствующих товаров), специализированных фестивалях винодельческой продукции и для проведения сертификации и (или) декларирования соответствия, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого наименования.";
Комментарий 2 на вопрос: Содержит ли проект акта нормы, положения и термины, позволяющие их толковать неоднозначно? Если да, укажите их.
Предложенные разработчиком термины "специализированная выставка винодельческой продукции _", "специализированная ярмарка винодельческой продукции _", "специализированный фестиваль винодельческой продукции _" вводят правовую неопределенность в отношении таких мероприятий для винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации, но не из российского винограда, а также для импортной винодельческой продукции. Либо нужно вводить широкий перечень терминов для различного рода выставок и продукции, либо ограничиться предлагаемой ниже редакцией терминов исключительно для мероприятий винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда (с последующим использованием таких терминов по тексту рассматриваемого законопроекта).
Предлагаемая редакция:
"28) специализированная выставка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, - (специализированный раздел межотраслевой выставки пищевой промышленности и сопутствующих товаров) (далее - специализированная выставка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда,) - заранее назначенное мероприятие с ограниченным временем проведения, проходящее на территории выставочного комплекса (выставочного павильона) с определенной периодичностью путем демонстрации выставочных образцов винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, с использованием информационно-рекламных акций, проведением дегустаций, а также раздачи образцов продукции, ориентированное на профессиональных участников рынка (хозяйствующих субъектов, занятых в сфере оборота винодельческой продукции, в том числе розничной торговли такой продукцией при оказании услуг общественного питания);
29) специализированная ярмарка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, - (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров) (далее - специализированная ярмарка винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда,) - ограниченное во времени мероприятие, организуемое в заранее определенном месте, с установленным сроком проведения и (или) периодичностью проведения, на котором участники ярмарки предлагают покупателям для приобретения ассортимент продовольственных товаров и не менее 50 процентов торговых мест которого отведено под реализацию винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда;
30) специализированный фестиваль винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, - самостоятельное массовое мероприятие или часть культурной программы конгрессного мероприятия, которые предполагают демонстрацию, дегустацию, розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда.";
Кроме того, письмом Союза виноградарей Крыма от 29 августа 2016 г. N 73 в Минэкономразвития России поступили следующие предложения:
"1) внести в пункт 3 статьи 1 понятие "специализированный конкурс винодельческой продукции".
В новой трактовке пункт 3 статьи 1 будет дополнен абзацем следующего содержания:
"перемещение по территории Российской Федерации и хранение на территории Российской Федерации винодельческой продукции, предназначенной для демонстрации и раздачи в качестве образцов, а также проведения дегустаций на специализированных выставках винодельческой продукции (специализированных разделах межотраслевых выставок пищевой промышленности и сопутствующих товаров), специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированных разделах ярмарок пищевой промышленности и сопутствующих товаров), специализированных фестивалях винодельческой продукции, специализированных конкурсах винодельческой продукции и для проведения сертификации и (или) декларирования соответствия, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого наименования.";
2) статью 2 дополнить пунктом 31 следующего содержания:
специализированный конкурс винодельческой продукции - заранее назначенное мероприятие, ограниченное во времени, организуемое в заранее определенном месте, с установленным сроком проведения и (или) периодичностью проведения, на которое участники специализированного конкурса винодельческой продукции представляют произведенную продукцию в ассортименте для ее оценивания назначенным экспертным жюри, способным профессионально и объективно оценить качественные характеристики винодельческой продукции по определенным правилами конкурса критериям.
3) пункт 2.1 статьи 8 дополнить подпунктом 12 следующего содержания:
"12) розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, осуществляемой в рамках проведения специализированных выставок винодельческой продукции, специализированных ярмарок винодельческой продукции, специализированных фестивалей винодельческой продукции и специализированных конкурсов винодельческой продукции.";
4) пункт 1 статьи 10.2 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) уведомление об участии в специализированной выставке винодельческой продукции, специализированной ярмарке винодельческой продукции, специализированном фестивале винодельческой продукции, специализированном конкурсе винодельческой продукции в соответствии с формой и правилами, установленными Правительством Российской Федерации.";
5) в статье 16:
а) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
"Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзаце седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, осуществляемую в рамках проведения специализированных выставок винодельческой продукции, специализированных ярмарок винодельческой продукции, специализированных фестивалей винодельческой продукции и специализированных конкурсов винодельческой продукции.
Об участии в специализированных выставках винодельческой продукции, специализированных ярмарках винодельческой продукции, специализированных фестивалях винодельческой продукции и специализированных конкурсах винодельческой продукции лицензиат - участник указанных мероприятий обязан не позднее месяца до его начала уведомить лицензирующий орган.";
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Запрет, установленный абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на дегустацию образцов винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в рамках проведения специализированных выставок винодельческой продукции, специализированных ярмарок винодельческой продукции, специализированных фестивалей винодельческой продукции и специализированных конкурсов винодельческой продукции.";
в) пункт 6 дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
"Требования, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющих розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в рамках проведения специализированных выставок винодельческой продукции, специализированных ярмарок винодельческой продукции, специализированных фестивалей винодельческой продукции и специализированных конкурсов винодельческой продукции.";
абзацы четвертый - шестой считать соответственно абзацами пятым - седьмым.
Статья 2.
Внести в статью 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; 2011, N 30, ст. 4566; 2012, N 30, ст. 4170; 2014, N 30, ст. 4265; 2015, N 1, ст. 43) изменение, заменив в части 2.1 слова "и выставках организаций общественного питания" словами ", выставках организаций общественного питания и на специализированных выставках, ярмарках, фестивалях, конкурсах винодельческой продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.