Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее соответственно - постановление N 504, проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта предполагается дополнение постановления N 504 приложением N 4, содержащим Правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы (далее - Правила).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=50184.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 29 июня по 12 июля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 13 июля по 9 августа 2016 г.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской деятельности. В ходе проведения публичных консультаций были получены отзывы от ФГУП "Почта России", Российского автотранспортного союза, Союза автотранспортников Воронежской области, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта, а также от ПАО "Ростелеком" и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, замечания которых учтены при подготовке настоящего заключения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 5 Правил установлено, что заявитель обязан предоставить:
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет и в настоящее время размещены по адресу egrul.nalog.ru.
Учитывая изложенное, считаем запрос указанных сведений у заявителя избыточным. Одновременно полагаем целесообразным проработать вопрос взаимодействия оператора с государственными органами, владеющими соответствующей информацией с целью предоставления возможности получения оператором необходимых сведений через электронную систему взаимодействия.
2. Подпунктом "г" пункта 5 Правил установлено, что юридическое лицо, личным законом которого не является право Российской Федерации, обязан предоставить свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Вместе с тем в ряде случаев создание иностранных организаций может не требовать специальной регистрации, то есть такие организации не будут иметь свидетельства о регистрации.
В этой связи считаем целесообразным предусмотреть право предоставления организациями, личным законом которых не является право Российской Федерации, свидетельства о регистрации либо иного документа аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации.
3. В пункте 5.8 Правил устанавливаются основания, которые могут привести к отказу в заключении договора безвозмездного пользования бортовым устройством со стороны оператора.
Таким образом, Правилами устанавливаются неопределенные основания для отказа в заключении соответствующего договора.
С целью исключения широты дискреционных полномочий оператора, считаем необходимым однозначно определить перечень оснований, являющихся причиной отказа в заключении договора.
4. Пунктом 5.9 Правил предусмотрено, что в случае отказа заключить договор безвозмездного пользования бортовым устройством оператор информирует собственника (владельца) транспортного средства о причинах отказа и возвращает полученные от него документы.
Полагаем необходимым уточнить, что информирование осуществляется в письменной форме для предоставления собственнику (владельцу) транспортного средства возможности обжаловать такой отказ.
5. Пунктом 7 Правил устанавливается порядок действия собственника транспортного средства после заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством.
С целью минимизации рисков неправильного заполнения необходимых документов, считаем целесообразным проработать вопрос изменения предусмотренного пунктом 7 Правил порядка действий.
В том числе предусмотреть проверку корректности указания данных, используемых при оформлении соответствующего договора, до заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством. Кроме того, считаем целесообразным предусмотреть, что акт передачи бортового устройства подписывается непосредственно в момент передачи бортового устройства.
6. Подпунктом "в" пункта 7 Правил установлено, что после заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством собственник транспортного средства предоставляет оператору:
подлинник документа, удостоверяющего личность собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя;
оригинал документа, подтверждающего полномочия представителя собственника (владельца) транспортного средства и действительного на дату совершения операции.
При этом Правилами не указано с какой целью предоставляются указанные документы, а также в какой момент времени происходит возврат оригиналов указанных документов заявителю.
В этой связи считаем целесообразным доработать указанный пункт с целью конкретизации порядка предоставления оригиналов документов или исключить его.
7. В пункте 9 Правил имеются положения, предусматривающие право оператора установить дополнительные обеспечительные меры в отношении собственников (владельцев) транспортных средства, зарегистрированных в иностранном государстве.
При этом ни Правилами, ни иными законодательными актами Российской Федерации не уточняется вид обеспечительных мер и особенности их применения. Кроме того, принимая во внимание, что текст договора формируется оператором, дать оценку таким положениям не представляется возможным.
Отмечаем, что действующей редакцией Порядка пользования владельцем транспортного средства, в том числе зарегистрированного в иностранном государстве, предоставленным ему бортовым устройством, порядка и условия его возврата и замены, а также ответственности владельца транспортного средства за нарушение порядка пользования бортовым устройством, изданного оператором системы, утверждена форма договора безвозмездного пользования бортовым устройством, в соответствии с которым обеспечение может производиться в форме обеспечительного платежа или банковской гарантии.
Таким образом, полагаем необходимым конкретизировать в Правилах какие меры обеспечения могут быть установлены оператором для собственников (владельцев) транспортных средств, а также принципы формирования суммы обеспечения.
8. Пунктом 9 Правил предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства обязан явиться за получением бортового устройства в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством.
Из указанной формулировки остается неясным, предоставляется ли владельцу транспортного средства возможность получения бортового устройства одновременно с заключением договора безвозмездного пользования бортовым устройством.
Полагаем целесообразным однозначно предусмотреть возможность получения бортового устройства одновременно с заключением договора и подписанием акта передачи бортового устройства.
9. Согласно пункту 12 Правил с даты получения бортового устройства собственник (владелец) транспортного средства устанавливает и использует данное бортовое устройство в течение всего срока действия договора безвозмездного пользования бортовым устройством в транспортном средстве, указанном в акте передачи бортового устройства.
Таким образом, Правилами устанавливается обязанность владельца транспортного средства использовать бортовое устройство в течение всего срока действия договора.
При этом собственник (владелец) транспортного средства может не осуществлять перевозки в течение какого-то времени, и, следовательно, не будет использовать бортовое устройство. Кроме того бортовое устройство может сломаться и также не будет использоваться владельцем транспортного средства.
Учитывая изложенное, пункт 12 Правил подлежит корректировке.
10. Пунктом 18 Правил установлена последовательность действий владельца транспортного средства при неисправности бортового устройства.
Подпунктом "н" пункта 18 Правил установлено, что в случае обнаружения собственником транспортного средства неисправности бортового устройства или стороннего бортового устройства владельцу транспортного средства необходимо внести плату.
При этом следует отметить, что до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения владелец транспортного средства в соответствии с пунктом 7 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504, обязан внести платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если владелец транспортного средства после обнаружения неисправности бортового устройства не имеет намерения изменить маршрут движения, внесение дополнительной платы оператору не требуется.
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть обязанность по внесению платы оператору только в случае предоставления владельцу транспортного средства отсрочки по внесению платы.
11. Подпунктом "в" пункта 16.1 Правил установлено, что основанием для возврата бортового устройства является намерение собственника транспортного средства осуществить отчуждение транспортного средства и/или снять с учета в Госавтоинспекции транспортное средство.
Полагаем необходимым проработать вопрос предоставления владельцу транспортного средства сохранения закрепленного за транспортным средством бортового устройства при отчуждении транспортного средства с возможностью последующей упрощенной регистрации нового владельца транспортного средства в реестре.
Таким образом, в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.