Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части совершенствования положений о порядке осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации государственного единого статистического учета"
(подготовлен Минюстом России 27.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части совершенствования положений о порядке осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации государственного единого статистического учета" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N Пр-600 и направлен на совершенствование государственного статистического учета данных о преступности.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложена функция по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора.
Статистическая информация, собираемая в рамках указанного учета, является первичной и согласно статье 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" отнесена к информации ограниченного доступа. Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен запрет на раскрытие первичной статистической информации о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурорского надзора.
Законопроект направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов в части доступности и открытости данных криминальной статистики.
Законопроектом предлагается размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет статистическую информацию, полученную в ходе осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции по ведению государственного единого статистического учета, в форме открытых данных, доступной неограниченному кругу лиц. Это создаст необходимую нормативную правовую базу для публикации первичных статистических данных. Объем раскрытия информации предлагается устанавливать приказом Генерального прокурора Российской Федерации, что обеспечит баланс между открытием первичных данных и сохранением режима ограниченного доступа для специальной информации.
Принятие федерального закона позволит создать эффективные механизмы общественного контроля с целью обеспечения независимого экспертного мнения в области изучения социальных причин преступности, оценки эффективности деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, своевременного выявления проблемных районов и регионов, создаст основу для развития отечественной криминологической науки.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить средство сбора и анализа первичной статистической информации - государственную автоматизированную систему правовой статистики (далее - ГАС ПС) и установить полномочия Генеральной прокуратуры Российской Федерации по организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также осуществлению мероприятий по созданию, поддержке функционирования и развитию ГАС ПС.
Основными целями системы правовой статистики являются обеспечение государственных органов и граждан достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы и прокурорского надзора, а также организация единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики на основе единых принципов и общих правил информационного взаимодействия государственных органов, технологий ведения и использования банков данных, информационно-телекоммуникационных сетей.
В соответствии с Концепцией создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, одобренной 15 декабря 2011 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработан технический проект ГАС ПС. В рамках выделенного в 2012 и 2015 годах финансирования проведено техническое проектирование, разработано специальное программное обеспечение системы правовой статистики, осуществлены закупки аппаратно-программных комплексов, лицензий и средств криптографической защиты, создан и аккредитован удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проводится опытная эксплуатация системы правовой статистики.
Использование ГАС ПС должно изменить существующие устаревшие способы обработки статистической информации, ввести унифицированные форматы сбора данных, обеспечить интеграцию информационных ресурсов, используемых в сфере борьбы с преступностью, в том числе посредством данных судебной статистики.
Указанные меры призваны способствовать укреплению государственного управления, повышению эффективности деятельности органов прокуратуры и правоохранительных органов Российской Федерации по проведению государственной политики в сфере обеспечения законности и правопорядка, предотвращению сокрытия преступлений от учета.
Во исполнение подпункта "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N Пр-600 Правительству Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и заинтересованными федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти поручено разработать в течение 2016 года федеральную целевую программу создания и развития ГАС ПС, предусматривающую финансирование на 2017 - 2022 годы, в связи с чем принятие федерального закона не повлечет дополнительных расходов на его реализацию.
Предлагаемые законопроектом изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.