Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011) (далее соответственно - проект акта и ТР ТС), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтранс России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 23 мая по 18 июля 2016 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/05-16/00049119).
В соответствии с пунктом 44 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта с 23 августа 2016 года по 31 августа 2016 года. В рамках публичных консультаций были представлены замечания и предложения Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), Юридическим институтом Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС МИИТ).
Замечания и предложения субъектов предпринимательской и иной деятельности частично учтены в настоящем заключении. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении N 1. Считаем необходимым разработчику ознакомиться с указанными замечаниями и предложениями при доработке проекта акта.
По проекту акта с учетом публичных консультаций имеются следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 13 статьи 6 ТР ТС сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора, заключаемого с заявителем. При этом заявителем является зарегистрированное в соответствии с законодательством государств-членов ТС на ее территории юридическое лицо либо физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключаемого с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР ТС и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям.
При этом, регулирование проекта акта не охватывает категорию лиц, которые проводят монтаж продукции, требующей сертификации.
В этой связи, считаем целесообразным в пункт 13 статьи 6 ТР ТС включить в число заявителей категорию указанных лиц для случаев монтажа продукции у потребителя следующим образом: "Сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора, заключаемого с заявителем. При сертификации заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государств-членов ТС на ее территории юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем, разработчиком (в случае монтажа продукции у потребителя) или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключаемого с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента ТС и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям".
2. Пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанном в г. Астана 29 мая 2014 г., закрепляется, что государства-члены ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в технических регламентах требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Однако пунктом 46 проекта акта разработчиком предусмотрена возможность использования требований национального законодательства в целях подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС. В указанном случае, в целях ограничения полигона курсирования подвижного состава одной страной, в сертификате соответствия делается соответствующая запись.
Полагаем, что положения пункта 46 проекта акта не соответствуют нормам Договора о Евразийском экономическом союзе. В этой связи считаем необходимым исключить пункт 46 проекта акта.
3. Пунктом 61 проекта акта допускается возможность органа по сертификации дополнительно запросить у заявителя иные документы, не предусмотренные исчерпывающим перечнем, но необходимые по мнению органа по сертификации для проведения работ по сертификации. Обращаем внимание, что такое расширение исчерпывающего перечня необходимых документов сопряжено с возникновением широты дискреционных полномочий органа по сертификации и расширением запрашиваемой информации, в том числе ограничению характера использования
В этой связи считаем необходимым исключить пункт 61 проекта акта.
4. В соответствии с пунктом 10 проекта акта разработчиком предлагается внесение дополнения в определение термина "паспорт" ТР ТС, в частности, дополнить определение словами "назначенный срок службы" после слов "значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции".
В то же время статьей 2 и пунктом 7 статьи 4 ТР ТС регламентирован термин "назначенный ресурс". Кроме того, подпункт "в" пункта 3 статьи 4 ТР ТС регламентирует необходимость установления назначенных сроков продукции и (или) ресурсов продукции для обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с действующей и проектируемой редакцией ТР ТС паспорт должен содержать в себе сведения, удостоверяющие гарантии производителя, считаем целесообразным дополнить определение термина "паспорт" в статье 2 ТР ТС словами "назначенный срок службы (назначенный ресурс)".
5. Отдельно отмечаем, что ТР ТС предполагает возможность продления назначенного срока службы и назначенного ресурса. В этой связи необходима дополнительная регламентация связанных с этой процедурой терминов и определений, установленных в ГОСТ 32192-2013*(1) "Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения".
Считаем целесообразным дополнить статью 2 ТР ТС терминами и определениями установленными в ГОСТ 32192-2013, а именно "рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники)", "продленный срок службы (железнодорожной техники)", "рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники)", "продленный ресурс (железнодорожной техники)".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) ГОСТ 32192-2013 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС, утвержденного решением комиссии таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.