Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)"
(подготовлен Минтрудом России 05.10.2016 г.)
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)" осуществляется в соответствии с пункт 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 9 сентября 2016 г. N ДМ-П12-58пр и результатам проведенной работы по устранению дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда предусмотренной пунктом 37 раздела III плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р (далее - дорожная карта).
Во исполнение пункта 37 дорожной карты Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ законодательных и нормативных правовых актов регулирующих в той или иной степени вопросы безопасных условий труда на предмет выявления обязательных дублирующих требований.
Установлено, что имеется дублирование обязательных государственных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах Минтруда России, направленных на сохранение жизни и здоровье работников в законодательных и нормативных правовых актах других органов (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Стройнадзора, Росздравнадзора).
Дублирование отдельных обязательных требований к безопасности условий труда установлено в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (санитарных правилах и нормах), в статьях 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации (правилах по охране труда), в статьях 52 и 54 Градостроительного кодекса, в подпункте "5)" части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, что влечет за собой дублирование действий должностных лиц органов надзора при проведении оценки соблюдения предпринимателями содержащихся в них обязательных требований и, соответственно, допускают возможность "двойного" наказания работодателей (например, в виде штрафов) за одни и те же нарушения обязательных требований.
Указанные обстоятельства требуют четкого разграничения сферы правового регулирования и структуры указанных нормативных правовых актов, а также согласования действий с Минтрудом России при их подготовке и реализации.
Законопроектом предлагается внести отдельные поправки в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения", которые обеспечат согласование норм и разграничение полномочий между Минтрудом России, Рострудом и Роспотребнадзором в сфере определения и контроля за безопасностью условий труда.
В целях разграничения полномочий в сфере надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда между Рострудом и Ростехнадзором на опасных производственных объектах законопроектом предлагается исключить из Трудового кодекса Российской Федерации статьи 366 и 367 предусматривающие осуществление государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда федеральными органами государственного надзора в области промышленной безопасности и энергетического надзора.
Для разграничения полномочий между Рострудом и Стройнадзором предлагается внести изменения в часть 3 и 6 статьи 52 и часть 2 и 3 статьи 54 Градостроительного кодекса.
Для разграничения полномочий по проведению проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда в учреждениях здравоохранения между Рострудом и Росздравнадзором предлагается внести изменения в подпункт "5)" части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
В проекте федерального закона положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Принятие указанного закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.