Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
(подготовлен Минюстом России 03.10.2016 г.)
В последние годы наблюдается тенденция роста противоправных действий осужденных на территории учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Так, если в 2012 году в учреждениях УИС произошло 12 случаев групповых противоправных действий, в 2014 году - 14, в 2015 году - 19, а в первом полугодии 2016 года уже 9 случаев. Кроме этого, способы действий осужденных и лиц, заключенных под стражу становятся все более изощренными и агрессивными. Зачастую они вступают в открытое противоборство с администрацией учреждений, стремятся спровоцировать сотрудников учреждений на применение физической силы и специальных средств, с целью дискредитировать деятельность уголовно- исполнительной системы в глазах общественности. Для реализации преступных замыслов используются такие методы воздействия на администрацию учреждений, как массовые нарушения режима содержания, групповые неповиновения на грани их перерастания в массовые беспорядки.
Опыт действий учреждений и органов УИС по ликвидации чрезвычайных обстоятельств (далее - ЧО) на территории объектов уголовно-исполнительной системы показывает, что в случаях не принятия эффективных и своевременных мер по их пресечению, создаются благоприятные условия для возникновения массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием по отношению к положительно настроенным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, персоналу учреждений УИС, совершением погромов и поджогов на территории исправительных учреждений. Как правило противоправные действия вызывают широкий общественный резонанс и ставят под угрозу общественную безопасность граждан как в населенном пункте где дислоцируется исправительное учреждение, так и в субъекте Российской Федерации в целом.
Одним из примеров можно привести массовые противоправные действия осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан в 2015 году в период подготовки к проведению встречи лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и Европейского экономического союза. Массовые неповиновения осужденных практически одновременно возникли сразу в трех учреждениях (ФКУ ИК-2, ЛИУ-19 и 4К-7) общая численность, участвующих в противоправных действиях, составила более 1700 человек, при этом в случае поддержания указанных акций другими осужденными, их численность могла увеличиться до 3800 человек (фактическое наполнение ИК-2 - 1241 человек, ЛИУ-19 - 956 человек и ИК-7 - 1631 человек). Численность группировки, созданная в УФСИН России по Республике Башкортостан для ликвидации чрезвычайных обстоятельств, в количестве 451 человека, в случае осложнения обстановки, не позволила бы эффективно выполнить возложенные на нее задачи и могло бы повлиять на уровень общественной безопасности граждан в регионе.
В целях стабилизации обстановки в исправительных учреждениях и обеспечения общественной безопасности командованием внутренних войск МВД России оказано содействие по доставке дополнительных сил специального назначения в район выполнения задач, что позволило увеличить группировку до 1270 человек, тем самым стабилизировать обстановку в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан.
Вместе с тем преобразование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", объем задач, стоящих перед авиацией данного федерального органа исполнительной власти, увеличился, при этом количественный состав и качественное состояние авиационного парка остался без изменений. В результате этого руководство Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации информировало ФСИН России о невозможности дальнейшего обеспечения перевозок воздушным транспортом сил уголовно-исполнительной системы.
Отсутствие воздушного транспорта в распоряжении Федеральной службы исполнения наказаний не позволяет в кратчайшие сроки осуществить передислокацию дополнительных сил уголовно-исполнительной системы к объектам возникновения массовых беспорядков осужденных, особенно располагающихся в удаленных районах, не имеющих соответствующей транспортной инфраструктуры (Калининградская, Магаданская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и ряд других субъектов Российской Федерации).
В целях повышения уровня обеспечения общественной безопасности в субъектах Российской Федерации назрела необходимость определения порядка выделения авиации федеральных органов исполнительной власти для перевозки сил уголовно-исполнительной системы в случаях возникновения массовых беспорядков в исправительных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.