Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 декабря 2008 г. N КА-А40/11078-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 г.
Решением Федеральной таможенной службы от 11 января 2008 г. за N 10000000/110108/05 в порядке ведомственного контроля было отменено решение Владимирской таможни о выдаче разрешения ООО "Ювелирный завод "Адамант" N 10103/22096/61-129 на переработку товаров (слитков золота) вне таможенной территории. При этом ФТС России исходила из того, что при выдаче разрешения на переработку Владимирская таможня не располагала достаточными сведениями, подтверждающими нормы выработки и сроки переработки товара вне таможенной территории; ООО "Ювелирный завод "Адамант" оспорило решение Федеральной таможенной службы в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 июня 2008 г., оставленным без изменения постановлением от 22 августа 2008 г. N 09АП-9664/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу NА40-5413/08-147-34 в удовлетворении требований отказано.
Суды двух инстанций согласились с решением Федеральной таможенной службы о том, что заявителем при оформлении разрешения на переработку товаров вне таможенной территории не были предоставлены все данные, достаточные для определения нормы выхода продуктов переработки.
Не согласившись с таким выводом ООО "Ювелирный завод "Адамант" обжаловал судебные акты в кассационном порядке, ставя вопрос о их отмене. По мнению лица, подавшего жалобу, суды, придя к такому выводу, не учли положения ст. 202 Таможенного кодекса РФ, а также Указ Президента РФ от 21.06.2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", с изменениями от 11.01.07 г. N 2. Как указано в жалобе, судами не дана оценка, что заявителем были представлены во Владимирскую таможню все требуемые законом документы, в том числе описание технологических операций, последовательность и сроки их выполнения, а также письмо Минфина от 15.08.2006 г. N 11-13-04/700, в котором указано, что согласованные нормы выхода продуктов переработки драгоценных металлов в товаре составляют 98%.
В заседании кассационной инстанции представитель ювелирного завода поддержал доводы жалобы.
Представители ФТС России и Владимирской таможни возражали против изложенных доводов. В дело представлен письменный отзыв, в котором таможенный орган просит решение и постановление по делу N А40-5413/08-147-34 оставить без изменения.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, проверив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, находит, что судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения которым заявленные ООО "Ювелирный завод "Адамант" требования подлежат удовлетворению.
При этом суд кассационной инстанции исходит их следующего.
Как усматривается из материалов дела, в порядке ведомственного контроля оспариваемым решением ФТС России было отменено решение Владимирской таможни N 10103/22090/61-29 разрешающее ООО "Ювелирный завод "Адамант" производить переработку товаров вне таможенной территории.
Разрешая возникший спор, суды двух инстанций пришли к выводу, что решение Федеральной таможенной службы отвечает требованиям ст. 412 Таможенного кодекса РФ, поскольку Владимирской таможней при принятии решения о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории было допущено ряд существенных нарушений.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, вышестоящему таможенному органу предоставлено право в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям Российского законодательства решение нижестоящего таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий (бездействий) нижестоящих таможенных органов.
По настоящему делу в порядке ведомственного контроля отменено решение Владимирской таможни о выдаче разрешения заявителю на переработку слитков золота в Турции.
Согласно ст. 204 Таможенного Кодекса РФ для получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории лицо, обращающееся за таким разрешением, подает заявление, которое должно отвечать требованиям, указанным в этой норме закона. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие заявленные сведения.
Федеральной таможенной службой России в оспариваемом решении, а также и судебными инстанциями при проверке законности данного решения, установлено, что ООО "Ювелирный завод "Адамант" для получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории к заявлению приложил все документы, указанные в ст. 204 ТК РФ, в связи с чем Владимирская таможня приняла решение N 10103/22096/61/29 о выдаче разрешения.
В частности, в таможенный орган было представлено описание технологических операций, последовательность и сроки их выполнения, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 11-13-04/700 "О согласовании норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов", где указано, что согласованные нормы выхода продуктов в товарной продукции, составляющей 98% в потерях 2%.
Отменяя решение Владимирской таможни, ФТС России указало, что в силу положений п. 6 ст. 204 Таможенного кодекса Российской Федерации у таможенного органа не имелось оснований для принятия решения, поскольку заявителем не представлено документально обоснованных сведений в подтверждение нормы выработки и срока переработки товара.
Как установлено судами, заявленная обществом норма выхода продуктов переработки драгоценных металлов определена Минфином в соответствии с вышеназванным письмом.
Между тем суды не приняли во внимание данное обстоятельство, что, по мнению кассационной инстанции, является ошибочным.
Согласно постановлению Правительства Российской от 9 декабря 2003 г. N 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей", - Минфин наделен полномочиями по определению норм выхода драгоценных металлов, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
Наличие у Министерства финансов России полномочий по согласованию количества выхода продуктов переработки, закреплено в п. 42 Постановления "О ввозе в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 742 и пунктах 11, 15 Правил помещения драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории", утвержденных приказом ГТК России от 12.05.2003 г. N 494 и п. 1 приложения N 5 к указанным правилам.
Кроме того, статья 204 Таможенного кодекса РФ разрешает лицу, заявляющему товары в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, использовать любые имеющиеся в его распоряжении сведения о норме выхода продукции переработки.
Таким образом, заявленные обществом нормы выхода продуктов переработки определены компетентным государственным органом на основе оценки технологического процесса переработки товара на предприятии-переработчике и обоснованно приняты Владимирской таможней за основу.
Принимая оспариваемое решение, Федеральная таможенная служба не привела никаких данных, свидетельствующих о том, что норма выхода продуктов переработки не соответствует фактически существующей. Решение ФТС в этой части основано на предположениях и неправильном применении правовых норм. В этой связи, у судов не было оснований сомневаться в предъявленных Минфином РФ норм выхода продуктов переработки, поскольку других данных вышестоящим таможенным органом не представлено.
Утверждение ФТС России, а также и судов двух инстанций, что описание технологического процесса не содержит данных о последовательности операций и сроков их выполнения, в связи с чем нельзя определить ни сроков переработки, ни норм выработки продукции, не может быть признано правильным.
Действовавшее в момент принятия решения Владимирской таможни разрешения на переработку товара вне таможенной территории не содержало дополнительных требований к содержанию сведений, подлежащих указанию при описании технологического процесса переработки товаров.
Заключение эксперта не требовалось, поэтому представленная ООО "Ювелирный завод "Адамант" документация не могла служить основанием для отказа в выдаче разрешения на переработку товара.
Как следует из обстоятельств дела установленных судом, в выданном обществу разрешении, определен объем подлежащего переработке товара и срок его переработки не превышающей 24 месяца.
В решении ФТС России не указано, какая норма закона Владимирской таможней нарушена, поскольку ст. 201 Таможенного кодекса предусматривает, что срок переработки товаров определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать 2 года.
Из установленных судами обстоятельств дела видно, что все требования закона заявителем и Владимирской таможней при принятии решения о выдачи ювелирному заводу разрешения на переработку товара вне таможенной территории были соблюдены, в связи с чем у ФТС России отсутствовали основания для отмены решения. Судами правильно установлено, что решением ФТС России нарушены права заявителя.
Поскольку обстоятельства по делу были установлены судами полно и правильно, но неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым признать недействительным оспариваемое решение ФТС России
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 июня 2008 г. и постановление от 22 августа 2008 г. N 09АП-9664/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-5413/08-147-34 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить решение Федеральной таможенной службы России от 11 января 2008 г. "Об отмене по результатам ведомственного контроля решения Владимирской таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10103/22096/61/29, как несоответствующее таможенному законодательству.
Взыскать с Федеральной таможенной службы России в пользу ООО "Ювелирный завод "Адамант" госпошлину в размере 4000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2008 г. N КА-А40/11078-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании