Проект Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов"
(подготовлен Роспотребнадзором 13.05.2016 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21; N 1 (ч.1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч.1), ст.4590; N 30 (ч.1), ст.4591; N 30 (ч.1), ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст. 6165, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3366, ст. 3377) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.5.<_> -16 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов" (приложение).
2. Признать утратившими силу постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 110 "О введении в действие "Санитарных правил эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03", зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2003 N 4672 и постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 50 "Об утверждении СП 2.5.2623-10" Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов", зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 08.06.2010 N 17525.
3. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.5.-16 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов" вступают в действие с 1 июля 2017 года.
|
А.Ю. Попова |
Приложение
Утверждены
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от "__" ____ 2016 г. N ____
"Санитарные правила эксплуатации метрополитенов"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.5. <_>-16
1. Область применения
1.1. Настоящие санитарные правила распространяются на стационарные объекты, подвижной состав, пассажирские, производственные и бытовые помещения метрополитена и обязательны к исполнению при их проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и эксплуатации.
1.2 Настоящие санитарные правила устанавливают основные санитарно-гигиенические требования к условиям пребывания и перевозки пассажиров на объектах метрополитенов, а также к условиям труда работников метрополитенов и направлены на создание благоприятных и безопасных условий перевозки пассажиров, сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности персонала в процессе эксплуатации метрополитенов.
1.3. Настоящие требования распространяются на вновь проектируемый и модернизируемый подвижной состав, техническое задание на который утверждено после введения в действие настоящих правил.
1.4 Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
2. Санитарно-гигиенические требования к условиям пребывания пассажиров в помещениях метрополитена
2.1 Параметры микроклимата в пассажирских помещениях подземных станций и переходов между ними должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 1.
2.2 Концентрация пыли в воздухе помещений в зоне дыхания пассажиров не должна превышать 0,5 мг/куб. м.
Концентрация углекислого газа в воздухе помещений в зоне дыхания пассажиров не должна превышать 0,15 об%.
2.3 Содержание иных вредных веществ в воздушной среде пассажирских помещений метрополитена не должно превышать уровней предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
2.4 При использовании на станциях и переходах более 30% рециркуляционного воздуха система вентиляции должна быть оборудована обеззараживателями, которые должны обеспечивать контролируемую эффективность не менее 95,0%.
На станциях и переходах допускается устанавливать обеззараживатели воздуха закрытого типа, разрешенные в установленном порядке для применения в присутствии людей.
В воздушной среде не должны обнаруживаться золотистый стафилококк (S.aureus), стрептококки, бактерии группы кишечной палочки (БГКП), другие патогенные микроорганизмы, в том числе плесневые и дрожжевые грибы.
2.5 Не допускается для облицовки стен и колонн применять материалы с грубошероховатой поверхностью.
2.6 Уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные уровни звука, а также максимальные уровни звука должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 2, пункт 2.
2.7 Общий уровень звукового давления инфразвука в местах пребывания пассажиров в помещениях метрополитена не должен превышать 75 дБ Лин.
Уровни воздействия электромагнитных излучений РД по электрической и магнитной составляющим, по плотности потока энергии, а также напряженность электрического поля должны соответствовать требованиям к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов.
2.8 Мощность эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения внутри помещений должна составлять не более 0,3 мкЗв/час; среднегодовая (АRn.экв.) эквивалентная равновесная объемная активность радона и торона, внутри помещений - не более 100 Бк/м3 (Приложение N 3)
2.9 Уровни освещенности должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 4.
2.10 Общее и аварийное искусственное освещение должно обеспечиваться светильниками с люминесцентными лампами.
Допускается применение светодиодов белого цвета с цветовой коррелированной температурой от 24000К до 68000К и длиной волны не менее 400 нм.
Световые приборы, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол или рассеиватели, исключающие попадание в поле зрения прямого излучения.
2.11 Медицинские пункты станций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
2.12 Устройство и оборудование пунктов общественного питания должно отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания.
2.13 Поверхности движущихся поручней эскалаторов станций должны оборудоваться обеззараживателями, разрешенными в установленном порядке.
2.14 Вода, предназначенная для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения станций и подуличных переходов, должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
2.15 Поверхность пола в пассажирских помещениях должна быть ровной, без выбоин, не допускающей травматизма пассажиров и скопления воды, а их покрытие - обладать противоскользящими свойствами.
3. Гигиенические требования к параметрам микроклимата, уровням физических и химических факторов в подвижном составе метрополитенов
3.1 В целях соблюдения требований к параметрам микроклимата, уровням физических и химических факторов в пассажирских салонах подвижного состава метрополитена, параметры пассажирского салона должны соответствовать эргономическим требованиям, требованиям безопасности в соответствии с Приложениями N 7и N 8 и не должны являться источником вредных физических и химических факторов.
3.2 Пассажирский салон вагона должен быть оборудован автоматическими боковыми двухстворчатыми дверями. Двери салона должны быть безопасными для пассажиров и не допускать самопроизвольного открытия. При закрытии и открытии в крайних положениях двери должны иметь замедление.
Каждая дверь должна быть оборудована индивидуальной системой противозажатия пассажиров и багажа.
Усилие сжатия дверей при закрывании не должно превышать 200 Н.
3.3 Салоны вагонов должны быть оборудованы сидениями полужесткой конструкции.
Сидения, расположенные в местах, предназначенных для размещения инвалидов-колясочников, должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими ручное опускание их пассажирами.
3.4 В головных вагонах поездов должно быть предусмотрены места для размещения инвалидов-колясочников. Планировка салонов, оборудование мест для размещения инвалидов в креслах-колясках осуществляется в соответствии с требованиями, приведенными в Приложении 9.
3.5 Конструкция и расположение пультов управления и оборудования в кабине управления, компоновка средств отображения информации (СОИ) и органов управления (ОУ) на пульте управления должны соответствовать требованиям, изложенным в Приложениях NN8 и 10.
3.6 В кабине должна быть предусмотрена возможность размещения одежды и личных вещей локомотивной бригады.
3.7 Параметры микроклимата в кабине управления и салонах вагонов метрополитена должны поддерживаться в автоматическом режиме в пределах допустимых значений в диапазоне рабочих температур наружного воздуха от -40°С до +40°С и сохранять работоспособность в диапазоне предельных рабочих температур наружного воздуха от -40°С до +45°С.
Температура подаваемого в салон вагона охлажденного воздуха (от систем вентиляции и кондиционирования) должна быть не ниже 16°С.
Оценка микроклимата в кабине управления и пассажирских салонах должна производиться с учетом параметров, изложенных в Приложениях NN 11 и 14.
3.8 Температура подаваемого в салон вагона охлажденного воздуха от систем вентиляции и кондиционирования) должна быть не ниже 16°С.
3.9 Системы кондиционирования воздуха, применяемые в кабинах управления и салонах вагонов метрополитена, должны обладать функциями распределения и очистки подаваемого наружного воздуха, а также очистки и обеззараживания рециркуляционного воздуха и обеспечивать вентиляцию в аварийном режиме.
3.10 При использовании в вагонах метрополитена более 30% рециркуляционного воздуха необходимо устанавливать в системы вентиляции кабины управления и салонов обеззараживатели, разрешенные к применению в установленном порядке, для его деконтаминации от патогенных и потенциально патогенных биологических агентов.
Обеззараживатели при лабораторных испытаниях на тест-микроорганизмах должны обеспечивать контролируемую эффективность не менее 95,0%. Эффективность обеззараживателей должна быть подтверждена документально.
3.11. Системы кондиционирования воздуха в кабинах управления и салонах вагонов метрополитена должны обеспечивать параметры микроклимата в соответствии с Приложениями NN 11-16.
3.12 В пассажирских салонах должна быть предусмотрена возможность естественной вентиляции помещений вагона через форточки, установленные в окнах, на случай отказа системы кондиционирования воздуха.
3.13 Вентиляция кабины управления должна осуществляться независимо от вентиляции пассажирского салона.
3.14 Объем подачи наружного воздуха в кабину управления и салон вагонов метрополитена должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении N17.
Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, может регулироваться в зависимости от загрузки салона пассажирами.
Объем подаваемого воздуха при полном отсутствии пассажиров должен составлять не менее 10% от общего воздухообмена, за исключением режима подготовки в рейс.
3.15 Система вентиляции должна оборудоваться воздушными фильтрами, со степенью очистки не менее 0,9. Фильтры должны быть съёмными и легко заменяемыми. Концентрация пыли в подаваемом в вагон воздухе не должна превышать 0,5 мг/м3.
3.16 В поездах должен быть обеспечен подпор воздуха (избыточное давление):
- в кабине управления - не менее 15 Па;
- в салонах - не менее 20 Па.
3.17 Кабина управления должна быть герметична в целях исключения попадание дыма в нее в случае задымления в тоннеле или в пассажирском салоне.
3.18 Характеристики теплоизоляционных свойств ограждений помещений поездов должны отвечать следующим требованиям:
- средние коэффициенты теплопередачи ограждений должны составлять:
- для кабины управления не более 1,7 Вт/(м2К),
- для салонов поездов - не более 1,65 Вт/(м2К);
- температурные коэффициенты герметичности для кабины и салонов должны составлять не более 55*10-3 1/(ч*°С).
Температура поверхности нагревательных приборов или их ограждений в помещениях поезда должна быть не более 55°С, а температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) не должна превышать 45°С.
Температура нагретого воздуха, подаваемого в кабину управления и пассажирский салон, должна быть не выше 35°С.
Температура подаваемого в салон вагона охлажденного воздуха (на расстоянии 50 мм от выходных каналов СКВО) должна быть не ниже 16°С.
3.19 Система защиты от неблагоприятного воздействия шума и вибрации должна включать меры по оснащению кабины и салонов вибро и шумозащитными покрытиями и устройствами:
- вагоны изнутри должны иметь вибро и шумогасящее покрытие;
- пол салона должен быть покрыт виброгасящим покрытием;
- кресла машиниста должны быть оборудованы вибропоглощающими устройствами.
3.20 Уровни шума, инфразвука, общей вибрации в кабине управления и салонах вагонов должны соответствовать требованиям, указанным в Приложениях N18-22.
3.21 Уровни электромагнитных излучений в кабине управления и пассажирском салоне должны соответствовать требованиям, указанным в Приложениях N 23 и N 24.
3.22 Уровни искусственного освещения кабины управления должны соответствовать требованиям, указанным в Приложение N 25.
Светильники рабочего и аварийного освещения, лампы подсветки приборов и сигнализаторы следует располагать таким образом, чтобы их прямой и отраженный от стекол кабины и приборов световой поток не попадал в глаза машиниста при управлении поездом с рабочих мест в положении "сидя" и "стоя".
3.23 В салонах вагонов должно быть предусмотрено рабочее и аварийное освещение, уровни которого должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 26.
3.24 Общее рабочее освещение салона вагона должно быть выполнено светильниками с люминесцентными лампами, питающимися от источников переменного тока с частотой не менее 400Гц.
Допускается применение светодиодов белого цвета с цветовой коррелированной температурой от 24000К до 50000К и длиной волны не менее 400 нм, установленных в фиксированные световые приборы, имеющие защитный угол не менее 300 исключающих попадание в поле зрения прямого излучения.
3.25 Аварийное освещение салона вагона должно быть выполнено люминесцентными лампами или светодиодами белого цвета с цветовой коррелированной температурой от 24000К до 50000К, и длиной волны не менее 400 нм. и светильниками с защитным углом не менее 300.
3.26 При внезапном отключении рабочего освещения светильники или лампы аварийного освещения должны подключаться к независимому источнику питания или переключаться на него автоматически. Источник аварийного освещения должен обеспечивать плавный переход от максимального (равного уровню рабочего) до нормируемого минимального уровня освещенности.
Время работы аварийного освещения вагона от аккумуляторной батареи должно составлять не менее 1 часа.
3.27 Неравномерность общего искусственного освещения в салонах вагонов не должна превышать 30%.
3.28 Содержание вредных веществ в воздушной среде кабины управления и салона вагона не должно превышать уровней предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны.
3.29 Предельно допустимый уровень внешнего шума, создаваемого поездом при движении на открытом участке пути на расстоянии 25 м от оси пути, должен составлять не более:
- 84 дБА - при движении по бесстыковому пути;
- 87 дБА - при движении по звеньевому пути.
3.30 Применяемые в кабинах управления и пассажирских салонах конструкционные и отделочные материалы должны быть стойкими к механическим воздействиям, а также воздействию моющих и дезинфицирующих средств, влиянию света, удобными для очистки от загрязнения, должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и быть разрешенными к применению в установленном порядке.
3.31 Конструкционные и отделочные материалы не должны накапливать электростатические заряды, приводящие к повышению уровня напряженности электростатического поля.
3.32 Конструкционные и отделочные материалы для пассажирских салонов подвижного состава метрополитена не должны выделять химические вещества в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы максимально-разовых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест.
3.33 Одориметрический показатель конструкционных и отделочных материалов не должен превышать 2 баллов.
4. Гигиенические требования к производственным, служебным и бытовым помещениям, рабочим зонам
4.1 Параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений.
4.2 Содержание вредных веществ в воздушной среде тоннелей и бытовых помещений не должно превышать уровней предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест
4.3 Допустимая концентрация в воздухе производственных и бытовых помещений смешанной пыли должна составлять не более 0,5 мг/м3, содержание двуокиси углерода не должно превышать 0,15 об.%.
4.4 Противокоррозионные работы в тоннеле, работы в производственных помещениях (аккумуляторных, мастерских, релейных, автоведения, кроссовых, радиоузлах) могут выполняться только при действующей включенной принудительной общеобменной вентиляции, обеспечивающей нормативные параметры воздушной среды и микроклимата на рабочих местах.
Указанные работы должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения.
4.5 Паяльные работы, проводимые с использованием припоя, содержащего свинец, должны выполняться на рабочих столах, оборудованных местными отсосами для удаления аэрозолей свинца из зоны дыхания работающего.
4.6 В помещениях, предназначенных для работы с применением агрессивных и вредных веществ (кислот, щелочей, нефтепродуктов), полы и стены должны быть выполнены из материалов, устойчивых к химическому воздействию, не допускающих накопления (сорбции) указанных веществ.
4.7 Для отведения пролитых на пол жидкостей должны предусматриваться стоки в канализацию через очистные сооружения.
Пролитый электролит (кислоты, щелочь) должен быть нейтрализован.
Запрещается спуск в канализацию электролитов от аккумуляторов, а также сточных вод, отводимых от моечных машин для электропоездов, колесных пар и тележек, и от деталемоечных машин без очистки и нейтрализации.
4.8 При работе в аккумуляторных помещениях содержание вредных веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимых концентраций для рабочей зоны.
4.9 Пол смотровых канав в эксплуатационных и ремонтных службах должен быть ровным и очищенным от смазочных масел и нефтепродуктов.
Боковые стенки смотровых канав должны быть изготовлены из материалов, легко поддающихся очистке.
4.10 Выбоины и трещины в ограждающих поверхностях наклонного хода и натяжной станции должны своевременно заделываться материалами, легко подвергающимися уборке, очистке и дезинфекции.
4.11 При проведении противокоррозионных работ (очистка поверхности тюбингов шпателями, обдувка сжатым воздухом поверхности тюбинга после очистки, нанесение грунтовки), закрытии течей из тюбингов с помощью свинцового шнура, нагнетании карбидной смолы и бурении отверстий для нагнетания карбидной смолы в тоннеле должна действовать принудительная общеобменная вентиляция. Указанные работы должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения.
4.12 Работы, связанные с пайкой изделий, содержащих свинец, должны выполняться на рабочих местах, оборудованных местными отсосами для удаления аэрозолей свинца.
4.13 При выполнении ремонтных и регламентных работ, связанных с обслуживанием оборудования и сооружений, работники должны иметь отдельные гардеробные и пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов. Спецодежда должна храниться в специальном отделении шкафчика.
4.14 Материалы, используемые при ремонте, не должны выделять в воздух, почву и грунтовые воды вредные химические вещества в концентрациях, превышающих действующие предельно допустимые концентрации для населенных мест.
4.15 Концентрации пыли на рабочих местах монтеров пути на выбивке шпал из бетона, подбивке пути, бетонирования шпал, а также пыли в зоне дыхания рабочих в тоннеле при работе с перфораторами и при проведении противокоррозионных работ (очистка поверхности тюбингов шпателями, обдувка сжатым воздухом поверхности тюбинга после очистки) не должны превышать 6 мг/м3; при чистке стрелочных переводов пути содержание паров керосина не должно быть более 300 мг/м3.
4.16 Уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные уровни звука, а также максимальные уровни звука должны соответствовать санитарным нормам, регулирующим шум на рабочих местах (Приложение 2).
4.17 Уровни звукового давления и общий уровень звукового давления инфразвука на рабочих местах не должен превышать 100 дБ Лин.
4.18 Уровни вибрации в производственных и бытовых помещениях метрополитена должны соответствовать требованиям, предъявляемым к производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий.
4.19 Нормы искусственной освещенности в зависимости от характера зрительных работ и освещенности производственных и бытовых помещений служб метрополитена должны соответствовать требованиям, представленным в Приложениях N 27-33.
При проведении капитального и текущего ремонта пути, при ремонтных работах в тоннеле на ограниченном участке, а также в местах расположения устройств и механизмов хозяйства сигнализации и связи необходимо применять дополнительное местное освещение. Уровень дополнительной освещенности в тоннелях, должен составлять не менее 50 лк.
4.20 Уровни воздействия электромагнитных излучений РД по электрической и магнитной составляющим, по плотности потока энергии, в том числе в зависимости от продолжительности воздействия, на лиц, работа которых связана с необходимостью пребывания в зонах влияния источников электромагнитных излучений РД (30 кГц - 300 гГц), должны соответствовать гигиеническим требованиям к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов
4.21 Устройство и оснащение помещений, оборудованных видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами, в том числе билетных касс должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
4.22 При использовании более 30% рециркуляционного воздуха в производственных и служебных помещениях необходимо устанавливать в системы вентиляции обеззараживатели для его деконтаминации от патогенных и потенциально патогенных биологических агентов.
Обеззараживатели должны обеспечивать при лабораторных испытаниях на тест-микроорганизмах контролируемую эффективность не менее 95,0. Эффективность обеззараживателей должна быть подтверждена документально.
Допускается устанавливать в производственных и служебных помещениях обеззараживатели воздуха закрытого типа, разрешенные в установленном порядке для применения в присутствии людей.
4.23 При использовании воздуха тоннелей и станций для вентиляции помещений, расположенных рядом с тоннелями и станциями, с постоянным пребыванием персонала система вентиляции должна оборудоваться воздушными фильтрами со степенью очистки не менее 0,9. Фильтры для очистки воздуха должны быть съёмными и легко заменяемыми. Концентрация пыли в подаваемом воздухе не должна превышать 0,5 мг/м3.
4.24 Допустимые уровни ионизирующих излучений и радона должны соответствовать гигиеническим нормативам (Приложение N 3).
4.25 Электросварочные, малярные и работы по зарядке аккумуляторов должны выполняться в соответствии с гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту, санитарными правилами при сварке, наплавке и резке металлов, санитарными правилами при окрасочных работах.
4.26 Вода, используемая для питьевых нужд и санитарной обработки должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
4.27 В производственных помещениях всех служб метрополитена должны выполняться мероприятия по профилактике неблагоприятного влияния шума на организм человека:
- лица, работающие в помещениях с повышенными уровнями шума должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха;
- необходимо сократить время пребывания работающих в помещениях с повышенными уровнями шума;
- запрещено пребывание в зонах с уровнями шума в любой октавной полосе частот выше 100 дБ.
4.28 В производственных службах метрополитена должны выполняться мероприятия по профилактике неблагоприятного влияния вибрации на организм человека:
- все работники должны быть информированы о неблагоприятном воздействии вибрации на организм человека и правилах пользования СИЗ;
- лица, работающие в помещениях с повышенными уровнями вибрации, должны быть обеспечены средствами защиты от вибрации.
4.29 В машинных помещениях эскалаторной службы должны быть предусмотрены умывальники с горячей и холодной водой. Душевые кабины, раздевалки и туалеты для персонала, выполняющего работы по очистке эскалатора от грязевых и масляных отложений, должны располагаться в зонах служебно- технических помещений станции.
5. Медицинское обеспечение персонала
5.1. Работники, поступающие на работу или занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, регламентирующих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.
5.2 Работники метрополитенов, труд которых связан с контактом с токсическими и вредными веществами (бензол, толуол, ксилол, скипидар, красочный аэрозоль, свинец, карбидная смола, щавелевая кислота, керосин, мазут, графитные смазки, шпалопропиточные материалы, цементная пыль и др.), должны своевременно обеспечиваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания, кожных покровов и зрения в соответствии с установленными нормами. Должна быть организована регулярная стирка, чистка и сушка спецодежды.
5.3 Ответственность за применение средств индивидуальной и коллективной защиты работниками несет администрация метрополитена.
5.4 Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами, разрешенными в установленном порядке, в соответствии с типовыми нормами.
5.5 Персонал, чья профессиональная деятельность связана с работами по ревизии и обслуживанию систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также работники пунктов общественного питания и медицинские работники обязаны проходить медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, регламентирующих прохождение медицинских осмотров декретированных контингентов.
5.6 Ответственность за прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работниками, а также прохождение декретированным контингентом медицинского освидетельствования несет администрация метрополитена.
6. Требования к содержанию пассажирских салонов и кабин управления,
пассажирских помещений, производственных и бытовых помещений метрополитена
6.1 Для уборки и дезинфекции пассажирских салонов и кабин управления, а также производственных и бытовых помещений метрополитена применяются моющие и дезинфицирующие средства.
6.2 Средства автоматизации и механизации, а также уборочный инвентарь и расходные материалы, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и быть безопасны для выполнения работ по уборке объектов метрополитена.
6.3 Уборка вагонов должна проводиться между рейсами и при проведении технического обслуживания при максимальном использовании средств автоматизации и механизации с соблюдением периодичности и технологии уборки в соответствии с Приложением N 5.
6.4 Уборка и дезинфекция пассажирских помещений метрополитена должна осуществляться с кратностью, определенной в Приложении N 5.
6.5 Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться по назначению в соответствии с Приложением N 6.
Уборочный инвентарь туалетов, помимо специальной маркировки, должен иметь отличительную окраску.
По окончании уборки инвентарь должен обрабатываться моющими и дезинфицирующими средствами и просушиваться.
6.6 Средства автоматизации и механизации аккумуляторного типа, а также и уборочный инвентарь, применяемые для уборки помещений метрополитена, должны храниться в отдельных сухих проветриваемых помещениях вне пределов движения пассажиров. В случае розлива электролита (кислоты) последний должен быть нейтрализован.
Запрещен спуск электролитов от аккумуляторов технологического оборудования в канализацию без предварительной его нейтрализации.
6.7 Дезинфицирующие и моющие средства и их запасы должны храниться в специально отведенных, хорошо проветриваемых помещениях, температура в которых должна быть не ниже 0 0С и не выше +20 0С.
Не допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в негерметичной таре и поврежденной упаковке. В случае замены оригинальной упаковки компании-производителя на иную тару, обязательно нанесение соответствующей маркировки.
Вся упаковочная тара с опасными средствами должна иметь яркую предупреждающую маркировку об опасности в соответствии с национальными стандартами.
6.8 Запрещается хранить дезинфицирующие средства в пассажирских и производственных помещениях, а также в помещениях для хранения, приготовления и приема пищи.
6.9 Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств должно производиться в специально отведенной производственной зоне с наличием принудительной вентиляции, канализации доступа к воде.
Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств должно производиться на специальном производственном столе.
В производственной зоне, предназначенной для приготовления рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств, должны быть размещены инструкции по приготовлению указанных средств, и быть в наличии средства индивидуальной защиты.
6.10 В помещении, используемом для хранения моющих и дезинфицирующих средств, либо в непосредственной близости от него должны быть установлены посты для мойки рук.
У постов для мойки рук, независимо от их расположения, должна быть размещена предупреждающая надпись над раковиной "Только для мытья рук" и обеспечено постоянное наличие мыла, щеток, салфеток для обтирания рук.
Запрещается применение полотенец общего пользования.
6.11 Средства автоматизации и механизации, а также и уборочный инвентарь, применяемые для уборки пассажирских салонов и кабин управления, а также производственных и бытовых помещений метрополитена, должны храниться в специально отведенных местах.
Запрещается совместное хранение чистого и грязного уборочного инвентаря.
Уборочный инвентарь, используемый для уборки санитарно-гигиенических помещений, должен храниться отдельно от иного уборочного инвентаря.
6.12 Помещения для уборщиков должны быть оборудованы ванной для мытья ветоши и уборочного инвентаря, а также сушильными шкафами или специально оборудованными местами для сушки
К помещениям для уборщиков должна быть подведена горячая и холодная вода.
Уборка помещений должна проводиться в спецодежде
6.13 Стирка, сушка и чистка спецодежды должна производиться регулярно, в специально отведенных помещениях, либо централизованно.
6.14 Сбор твердых бытовых отходов на территории пассажирских помещений необходимо осуществлять в специально отведенных местах на станциях или в вестибюлях с последующим вывозом.
6.15 Урны, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов из отдельно стоящего вестибюля станции, необходимо устанавливать перед входом/выходом.
Урны для сбора использованных магнитных билетов должны быть установлены за пределами контрольных пунктов станции на расстоянии до 5м.
Очистка урн должна проводиться при их наполнении на _ объема, но не реже 2-х раз в сутки.
6.16 Сбор, временное хранение, обеззараживание отходов, образующихся в медицинских и/или аптечных пунктах, необходимо осуществлять в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, регламентирующими требования к обращению с медицинскими отходами.
6.17 Для сбора всех твердых отходов в помещениях производственного назначения должны быть предусмотрены специальные промаркированные емкости с плотными крышками.
6.18 Сбор, хранение и утилизация отработанных ртутьсодержащих ламп должна осуществляться в соответствии с гигиеническими требованиями по обращению с токсическими отходами производства и потребления.
6.19 На метрополитенах должны быть разработаны и реализованы мероприятия по предупреждению появления насекомых и грызунов.
6.20 Дезинсекционные и дератизационные мероприятия проводятся в сроки, определенные графиком.
7. Производственный контроль
Производственный контроль на объектах метрополитена должен осуществляться в соответствии с правилами по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий
Приложение N 1
к СП 2.5. -15
Параметры микроклимата в пассажирских помещениях станций метрополитена
Наименование параметра |
Значение параметра при температуре наружного воздуха,°C |
|
|
+10°C и ниже |
+10°C и выше |
Температура воздуха, °C |
не ниже +10°C |
от 18 до 30 °С |
Перепад температуры воздуха по высоте (0,1 - 1,5 м), °C* |
Не более 3 °C |
Не более 3 °C |
Перепад температуры воздуха по горизонтали (начало и конец платформы), °C |
Не более 4 °C |
Не более 4 °C |
Относительная влажность воздуха, % |
15-75% |
15-75% |
Скорость движения воздуха, м/с |
не более 1,0 м/с |
не более 2,0 м/с |
Скорость движения воздуха на платформе при подходе и отправлении поездов |
не более 2 м/с |
- |
Приложение N 2
к СП 2.5. -15
Предельно допустимые и допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях и на рабочих местах
N п/п |
Виды помещений, трудовой деятельности, рабочие места |
Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) |
Максимальные уровни звука LАмакс,дБА |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Производственные помещения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
Руководящая работа с повышенными требованиями, конструирование проектирование, программирование,рабочие места в помещениях дирекции,расчетчиков и пр. |
86 |
71 |
61 |
54 |
49 |
45 |
42 |
40 |
38 |
50 |
|
б |
Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управленческая деятельность и пр. |
93 |
79 |
70 |
68 |
58 |
55 |
52 |
52 |
49 |
60 |
|
в |
Работа, выполняемая с часто получаемыми указаниями иакустическими сигналами, требующая постоянного слухового контроля, операторская работа по точному графику с инструкцией. Рабочие места в помещениях диспетчерской службы и пр. |
96 |
83 |
74 |
68 |
63 |
60 |
57 |
55 |
54 |
65 |
|
г |
Работа, требующая сосредоточенности, с повышенными требованиями к процессам наблюдения и дистанционного управления, рабочие места в помещениях с шумным оборудованием и пр. |
103 |
91 |
83 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
|
д |
Выполнение всех видов работ (за исключением перечисленных в пп. 1а ... 1г)на постоянных рабочих местах в производс твенных помещениях и на территории предприятий. |
107 |
95 |
87 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
69 |
80 |
|
2 |
Пассажирские помещения |
93 |
79 |
70 |
63 |
59 |
55 |
53 |
51 |
49 |
60 |
75 |
3 |
Помещения здравоохранения |
76 |
59 |
48 |
40 |
34 |
30 |
27 |
25 |
23 |
35 |
50 |
4 |
Комнаты отдыха локомотивных бригад |
76 |
59 |
48 |
40 |
34 |
30 |
27 |
25 |
23 |
35 |
50 |
5 |
Бытовые помещения (кроме указанных в пп. 3 и 4) |
90 |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
44 |
55 |
70 |
Приложение N 3
к СП 2.5. -15
Допустимые уровни ионизирующих излучений и радона
Физическая величина (обозначение) |
Единицы измерения |
Места и объекты измерений |
Допустимые уровни, не более |
Мощность эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения (Н) |
мкЗв/час |
открытые участки на уровне 0,1 м от поверхности земли и не менее чем в 30 м от ближайшего здания; внутри производственных и бытовых помещений |
0,3 превышение не более чем на 0,3 мощности дозы на открытой территории расположения сооружения |
Эквивалентная равновесная объемная активность радона и торона, среднегодовая (АRn.экв.) |
Бк/м3 |
внутри производственных и бытовых помещений |
100 |
Приложение N 4
к СП N 2.5. -15
Параметры искусственного освещения пассажирских помещений станций метрополитена
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. Рабочее освещение |
|
|
|
1.1. Тамбуры станции Освещенность на горизонтальной плоскости на уровне пола, не менее, лк |
100 |
1.2. Эскалаторы на уровне ступеней, не менее, лк |
100 |
1.3.Центральные залы станции на горизонтальной плоскости на уровне пола, не менее, лк |
200 |
1.4. Перроны закрытых станций на горизонтальной плоскости на уровне пола, не менее, лк |
150 |
1.5. Перроны открытых станций на горизонтальной плоскости на уровне пола, не менее, лк |
100 |
1.6. Аварийное(эвакуационное) освещение, не менее, лк |
10 |
Приложение N 5
к СП N 2.5. 15
Периодичность уборки и дезинфекции пассажирских помещений метрополитена
Объекты и места уборки |
Вид уборки (удаление мусора, пыли, влажная уборка) |
Периодичность уборки |
Применение дезинфицирующих средств |
Наружная территория |
Удаление мусора, снега, льда, грунтовых наслоений до твердого покрытия |
По мере загрязнения, но не реже 2 раз в сутки |
По плану мероприятий |
Приямки с решетками |
Удаление мусора и воды из приямков, механическая очистка решеток |
По мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю |
Не реже 1 раза в месяц |
Входные двери вестибюлей |
Влажная уборка |
1 раз в сутки |
2 раза в неделю |
Тамбуры вестибюлей |
Удаление мусора и пыли |
По мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену |
|
Тамбуры вестибюлей |
Влажная уборка |
По мере загрязнения, но не реже 1 раза в сутки |
|
Вестибюли, тамбуры, лестницы и лестничные площадки |
Сдвигание жидкой грязи (в зимний период) |
По мере загрязнения, но не реже 2 раз в сутки |
|
Прилавки кассовые |
Влажная уборка |
2 раза в смену |
2 раза в смену |
Полы, лестницы, плинтуса |
Удаление мусора и пыли
Влажная уборка |
В течение смены по мере накопления мусора
1 раз в сутки в ночное время |
1 раз в сутки |
Витражи |
Удаление пыли
Влажная уборка |
1 раз в месяц
1 раз в квартал |
2 раза в год |
Колонны и пилоны |
Влажная уборка |
1 раз в сутки в ночное время |
|
АКП, разделительные барьеры, ангары, ВЗК, пирамиды, автоматы по продаже билетов |
Влажная уборка |
Не менее 1 раза в сутки |
|
Урны для мусора |
Очистка от мусора
Влажная уборка |
По мере наполнения, но не реже 2 раз в сутки
1 раз в сутки |
1 раз в сутки |
Урны для магнитных билетов |
Очистка от билетов
Влажная уборка |
По мере наполнения
1 раз в неделю |
1 раз в месяц |
Ограждающие поверхности помещений, декоративные и архитектурные детали интерьеров, информационные и рекламные щиты, маршрутные указатели и устройства, технологические ниши |
Удаление пыли
Влажная уборка |
2 раза в месяц
1 раз в квартал |
2 раза в год |
Вентиляционные решетки, решетки громкоговорителей, АКП телефонные аппараты, разменные аппараты, зеркала заднего вида и др. технические устройства |
Удаление мусора и пыли
Влажная уборка |
1 раз в неделю
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
Поверхности балюстрад, эскалаторов |
Удаление мусора и пыли
Влажная уборка |
Не реже 2 раз в смену
Ежедневно в ночное время |
1 раз в месяц |
Ступени эскалаторов |
Удаление мусора, грунта и пыли Влажная уборка |
Постоянно
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Поручни эскалаторов |
Влажная уборка |
2 раза в смену |
2 раза в смену |
Жесткое основание пути, лотки под консолью платформы, открытые дренажи |
Промывка водой |
1 раз в месяц |
|
Электроосветительные приборы |
Удаление пыли
Влажная уборка |
1 раз в месяц (многоламповые люстры - 1 раз в квартал) 2 раза в год |
|
Салоны вагонов |
Уборка мусора и посторонних предметов Влажная уборка |
2 раза в смену
Ежедневно |
Ежедневно |
Наружные поверхности вагонов |
Автоматизированная мойка с применением моющих средств |
По графику, но не реже 1 раза в 6-8 дней |
По плану спецмероприятий |
Приложение N 6
к СП N 2.5. -15
Маркировка уборочного инвентаря
Инвентарь |
Назначение |
Маркировка |
Способ маркировки |
Ведра |
для мытья туалетов |
УБ |
наносится краской на внешнюю поверхность ведра |
Ведра |
для мытья полов пассажирских и служебных помещений |
Для полов |
наносится краской на внешнюю поверхность ведра |
Ведра |
для мытья скамеек, диванов, стен и балюстрад пассажирских помещений |
Для диванов |
наносится краской на внешнюю поверхность ведра |
Щетки |
для подметания полов в туалетах |
УБ |
наносится краской или выжигается на черенке щетки |
Щетки |
для подметания полов пассажирских и служебных помещений |
Для полов |
наносится краской или выжигается на черенке щетки |
Мешковина |
для мытья туалетов |
лоскут красного цвета |
лоскуты нашиваются на угол мешковины |
Мешковина |
для мытья полов пассажирских и служебных помещений |
лоскут зеленого цвета |
лоскуты нашиваются на угол мешковины |
Фланель |
для мытья скамеек, диванов, стен и балюстрад пассажирских помещений |
не маркируется |
|
Приложение N 7
к СП N 2.5. -15
Эргономические параметры планировки пассажирского салона
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 Высота свободного пространства в салоне от пола, мм, не менее |
2000 * |
2 Размеры сечения межвагонного перехода (в свету) |
|
ширина проема, мм, не менее |
1000** |
высота проема, мм, не менее |
1900 |
3 Двери |
|
3.1 Наружные входные двери |
|
по ширине проема (в свету), мм, не менее |
1200 |
по высоте проема (в свету), мм, не менее |
1900 |
3.2 Высота размещения (осевой линии) рукоятки двери или кнопки управления дверями над уровнем пола салона, мм |
800 - 1200 |
3.3 Внутренние проходные двери |
|
по ширине проема (в свету), мм, не менее для двустворчатых дверей для одностворчатых дверей |
1070 800 |
по высоте проема (в свету), мм, не менее |
1900 |
* В местах размещения подвесного оборудования в проходах допускается снижение высоты свободного пространства до 1900 мм **Для вагонов, оборудованных сквозным проходом по составу, на прямых участках пути |
Приложение N 8
к СП N 2.5. -15
Параметры планировки кабины управления и организации рабочих мест
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 Высота свободного пространства от пола на рабочих местах, мм, не менее |
2000 |
2 Глубина свободного пространства на рабочих местах от заднего края пульта, мм, не менее |
1200 |
3 Высота верхней кромки лобового окна от пола, мм, не менее |
1835 |
4 Высота верхнего края пульта от пола, мм |
(1100 -1200) |
5 Высота от пола моторной панели пульта, мм, не более |
900 |
6 Угол наклона информационной панели пульта от вертикальной плоскости, град |
20 - 40 |
7 Угол наклона моторной панели пульта от горизонтальной плоскости, град |
6 - 20 |
8 Дистанция наблюдения средств отображения информации, мм |
350 - 750 |
9 Ниша пульта |
|
высота от пола, мм, не менее |
830 |
глубина, мм, не менее |
600 |
ширина в зоне размещения стоп ног, мм, не менее |
600 |
10 Установка кресла машиниста в кабине: |
|
высота сидения кресла на механизме крепления в крайнем нижнем положении от пола, мм |
(660 - 680) |
расстояние продольного смещения кресла на механизме крепления от крайне переднего до крайне заднего положения, мм, не менее |
400 |
расстояние между проекциями на полу заднего края пульта и линии соединения сидения и спинки кресла в среднем положении сидения, мм |
450_10 |
11 Время беспрепятственного покидания кресла, с, не более |
3 |
|
Приложение N 9
к СП N 2.5. -15
Оснащенность вагонов специальными устройствами для инвалидов
1 Места для размещения инвалидов.
1.1 В поезде в каждом головном вагоне должно быть предусмотрено место для размещения инвалида в креслах-колясках по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603 (1-9 типов). При этом должно быть предусмотрено по одному месту для сопровождающего лица.
1.2 Размещение инвалидов в салоне может осуществляться непосредственно в креслах-колясках или на индивидуальных посадочных местах для сидения по ГОСТ Р 51090. Места для установки кресел с находящимися в них инвалидами должны располагаться по продольной оси вагона и быть оборудованы устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенных колясок в продольном направлении или их опрокидыванию при разгоне и торможении поезда. Индивидуальные посадочные места для сидения инвалидов могут быть выполнены в виде поворотных кресел, места для сопровождающих - в виде откидных кресел. Индивидуальные посадочные места должны быть оборудованы средствами для быстрого и надежного крепления сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств - вспоможения при передвижении.
1.3 Планировка вагонов должна предусматривать возможность проезда инвалидов в креслах-колясках к местам размещения, а также осуществления необходимых маневров с учетом минимального радиуса поворота коляски и минимальной ширины разворота по ГОСТ Р 50605. Минимально допустимая ширина проходов, используемых для проезда колясок, должна быть не менее 800 мм.
1.4 Размещение инвалидов в креслах-колясках в пассажирском салоне не должно препятствовать перемещению по салону других пассажиров, в том числе инвалидов.
1.5 Места для размещения инвалидов в креслах-колясках должны быть оборудованы горизонтальными поручнями на боковых стенах, расположенными на высоте от 800 до 1200 мм от уровня поверхности пола.
1.6 Места в салоне, предназначенные для пользования инвалидами, должны оборудоваться устройством связи с локомотивной бригадой и ситуационным центром. Средства связи, опорные и иные устройства для инвалидов должны размещаться в зоне досягаемости по ГОСТ Р 51090.
2 Двери, предназначенные для доступа инвалидов в креслах-колясках к местам размещения в салоне
2.1 Ширина проема входных дверей для инвалидов в креслах колясках в свету должна быть не менее 900 мм.
2.2 Пороги в дверных проемах для входа и выхода инвалидов должны иметь высоту не более 30 мм.
3 Посадка и высадка инвалидов в креслах-колясках.
3.1 Проход наружных входных дверей должен быть оснащен по обеим сторонам опорными устройствами (за которые инвалид может держаться при посадке в вагон) в соответствии с ГОСТ Р 51090 и ГОСТ Р 51261 (5.5).
3.2 Вблизи наружных входных дверей внутри и снаружи вагона должны быть установлены устройства вызова или связи с поездным персоналом, расположенные в зоне досягаемости инвалида в кресле-коляске (на высоте 800 - 1200 мм от уровня соответственно пола вагона или поверхности платформы).
3.3 Размеры аварийных выходов должны обеспечивать эвакуацию кресла-коляски в сложенном виде с габаритными размерами 350*1100 мм в соответствии с ГОСТ Р 51090 (5.5).
Приложение N 10
к СП N 2.5. -15
Параметры компоновки СОИ и ОУ
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
2 |
Зона размещения маршрутных документов в центре панели по оси симметрии ниши слева от оси симметрии ниши, мм, не менее справа от оси симметрии ниши, мм, не менее |
100 100 |
Зона размещения рычага контроллера машиниста вертикального исполнения слева или справа(для совмещенного с органами управления тормозами) от оси симметрии ниши, мм |
200 - 350 |
Зона размещения органов управления тормозами, с рычагом управления вертикального исполнения справа от оси симметрии ниши, мм горизонтального исполнения (геометрический центр) справа от оси симметрии ниши, мм |
200 - 450
500 - 560 |
Зона размещения на информационной панели СОИ для контроля скорости, сигналов безопасности, аварийной сигнализации по оси симметрии ниши слева от оси симметрии ниши, мм, не более справа от оси симметрии ниши, мм, не более |
200 200 |
Зоны размещения на информационной панели СОИ для контроля тяги, торможения и диагностики справа от оси симметрии ниши, мм |
200 - 750 |
Зона размещения СОИ и ОУ вспомогательными переключениями от оси симметрии ниши, мм |
250 - 750 |
Приложение N 11
к СП N 2.5. -15
Параметры микроклимата в кабине управления, оборудованной системой кондиционирования
Наименование параметра |
Значение параметра при температуре °С |
||
наружного воздуха 3' в холодный период года |
воздуха в тоннеле (ta)2), метрополитена в теплый период года |
||
ниже 10 |
от 10 до 20 |
от 20 до 40 |
|
1 Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С |
20 - 24 |
20 - 24 |
22+0,2(tн-20) _ 2 |
2 Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более |
3 |
|
|
3 Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более 1) |
3 |
|
|
4 Температура пола, °С, не менее |
10 |
- |
- |
5 Температура стенки, °С, не менее |
15 |
- |
- |
6 Относительная влажность воздуха (при наличии системы увлажнения), % |
30 - 70 |
30 - 70 |
не более 70 |
7 Скорость движения воздуха, м/сек, не более |
0,25 |
0,4 |
0,4 |
Примечания 1) 1 значение по показателю 3 установлено для случая, когда температура ограждения меньше температуры воздуха; 2) 1;н - фактическое значение температуры воздуха в тоннеле 3) наружный воздух на улице |
Приложение N 12
к СП N 2.5. -15
Параметры, определяющие эффективность системы подогрева кабины управления
Наименование показателя |
Значение показателя |
Минимальный перепад температуры в помещении относительно минимально допустимой наружной температуры t тУ (в соответствии с технической документацией на поезд), °С, не менее |
ДТ =tc min - tTy |
Допустимые отклонения температуры от заданного значения, оС |
_2 |
Примечание - tc min - минимальная температура в кабине управления при наружной температуре на улице ниже 10 °С |
Приложение N13
к СП N 2.5. -15
Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения кабины управления
Перепад температур воздуха относительно наружной на улице в помещениях поезда, предназначенного для эксплуатации в регионах с температурой воздуха в летний период, °С |
Допустимые отклонения температуры от заданного значения,°С |
|
до 33 |
до 40 |
|
не менее 6 |
не менее 12 |
_2 |
Приложение N 14
к СП 2.5. 15
Параметры, определяющие микроклимат в салоне
Наименование параметра |
Значение параметра при температуре °С |
||
наружного воздуха 2 в холодный период года |
воздуха в тоннеле (tо)3, метрополитена в теплый период года |
||
ниже 10 |
от 10 до 20 |
от 20 до 40 |
|
1 Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С |
14 - 18 |
16 - 24 |
не более 28 |
2 Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более |
3 |
|
|
3 Перепад температуры воздуха (по ширине салона) на высоте 1500 мм от пола , °С , не более |
2 |
- |
- |
4 Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более 1 |
3 |
|
|
5 Перепад температуры воздуха по горизонтали (по длине салона), °С, не более |
3 |
3 |
3 |
6 Температура пола, °С, не менее |
10 |
- |
- |
7 Температура стенки, °С, не менее |
15 |
- |
- |
8 Относительная влажность воздуха (при наличии системы увлажнения), % |
30 - 70 |
30 - 70 |
не более 70 |
9 Скорость движения воздуха, м/с, не более |
0,4 |
0,84 |
0,84 |
Примечания 1 Значение по показателю установлено для случая, когда температура ограждения меньше температуры воздуха. 2 Наружный воздух на улице. 3 to - фактическое значение температуры воздуха в тоннеле. 4 измеряется на уровне 1500 мм от пола на местах размещения пассажиров у боковых стенок |
Приложение N 15
к СП N 2.5. -15
Параметры, определяющие эффективность системы подогрева салона
Наименование показателя |
Значение показателя |
Минимальный перепад температуры в помещении относительно минимально допустимой наружной температуры tTУ (в соответствии с технической документацией на поезд), °С, не менее |
ДТ =tc min - tTy |
Допустимые отклонения температуры от заданного значения, С |
_2 |
Примечание - tc min - минимальная температура в салоне при наружной температуре на улице ниже 10 °С. |
Приложение N 16
к СП N 2.5. -15
Параметры, определяющие эффективность системы охлаждения салона
Перепад температур воздуха относительно наружной на улице в помещениях поезда, предназначенного для эксплуатации в регионах с температурой воздуха в летний период, °С |
Допустимые отклонения температуры от заданного значения, °С |
|
до 33 |
до 40 |
|
не менее 6 |
не менее 12 |
_2 |
Приложение N17
к СП N 2.5. -15
Количество наружного воздуха, подаваемое в помещение на одного человека
Категория помещения |
Количество наружного воздуха, подаваемое в помещение на 1 человека, м3/ч, не менее, в режимах работы вентиляции, соответствующих наружной температуре |
|||
ниже минус 20 °С |
от минус 20 °С до минус 5 °С |
от минус 5°С до плюс 26°С |
выше плюс 26 °С |
|
Кабина управления 1 |
15 |
18 |
30 |
15 |
Салон |
8 |
10 |
20 |
20 |
Примечания :Расчет общего количества наружного воздуха, подаваемого в кабину, производится исходя из возможности нахождения в кабине управления 3 -х человек. Расчет общего количества наружного воздуха, подаваемого в салон, производится исходя из максимально возможной пассажиронаселенности в вагоне |
Приложение N 18
к СП N 2.5. - 15
Уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот в кабине управления и салоне при движении поезда
Уровни звукового давления, в дБ, не более, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровни звука, дБА, не более |
|||||||||
|
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
Кабина управления |
99 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
70 |
Салон |
99 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
70 |
Примечания : 1) Для шума, создаваемого в помещениях установками кондиционирования воздуха, вентиляции и воздушного отопления и другим технологическим оборудованием - уровни звука и звукового давления должны быть на 5 дБ меньше фактических уровней в этих помещениях (измеренных или определенных расчетным методом). 2) Измерение уровня звука и звукового давления в кабине управления и салоне проводится при движении в тоннеле на скорости 45 км/ч. |
Приложение N 19
к СП N 2.5. -15
Уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот в кабине и салоне при движении поезда на открытых участках пути
Уровни звукового давления, в дБ, не более, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровни звука, дБА, не более |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
99 |
91 |
83 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
Примечания; 1)Для шума, создаваемого в помещениях установками кондиционирования воздуха, вентиляции и воздушного отопления и другим технологическим оборудованием - уровни звука и звукового давления должны быть на 5 дБ меньше фактических значений уровней звука и звукового давления в этих помещениях (измеренных или определенных расчетным методом). 2) Измерение уровня звука и звукового давления в кабине управления и салоне проводится при движении на открытом участке пути со скоростью вплоть до конструкционной |
Приложение N 20
к СП N 2.5. -15
Предельно допустимые уровни инфразвука в кабине управления и салоне
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
Уровни звукового давления, дБ, не более |
2,0 |
102 |
4,0 |
102 |
8,0 |
99 |
16,0 |
99 |
Общий уровень звукового давления в кабине управления и салоне не должен превышать 105 дБ (Лин). |
Приложение N21
к СП N 2.5. -15
Предельно допустимые уровни вибрации в салоне поезда на полу и на сиденье
Среднегеометрические |
Средние квадратические значения виброускорений, м/с2 |
|
частоты в 1/3 октавных полос, Гц |
вертикальное |
горизонтальное |
|
направление, Z |
направление, X,Y |
1,0 |
0,56 |
0,20 |
1,2 |
0,50 |
0,20 |
1,6 |
0,45 |
0,20 |
2,0 |
0,40 |
0,20 |
2,5 |
0,36 |
0,25 |
3,15 |
0,32 |
0,30 |
4,0 |
0,28 |
0,40 |
5,0 |
0,28 |
0,50 |
6,3 |
0,28 |
0,63 |
8,0 |
0,28 |
0,80 |
10,0 |
0,36 |
1,00 |
12,5 |
0,45 |
1,26 |
16,0 |
0,58 |
1,60 |
20,0 |
0, 73 |
2,00 |
25,0 |
0,90 |
2,50 |
31,5 |
1,13 |
3,10 |
40,0 |
1,46 |
4,00 |
50,0 |
1, 80 |
5,00 |
63,0 |
2,30 |
6,33 |
80,0 |
2,90 |
8.04 |
Приложение N 22
к СП N 2.5. -15
Предельно допустимые уровни вибрации в кабине управления (на сиденье)
Среднегеометрические частоты в 1/3 октавных полос, Гц |
Средние квадратические значения виброускорений, м/с2 |
|
вертикальное направление, Z |
горизонтальное направление, X,Y |
|
1,0 |
0,30 |
0,11 |
1,2 |
0,27 |
0,11 |
1,6 |
0,24 |
0,11 |
2,0 |
0,21 |
0,11 |
2,5 |
0,19 |
0,13 |
3,15 |
0,17 |
0,17 |
4,0 |
0,15 |
0,21 |
5,0 |
0,15 |
0,27 |
6,3 |
0,15 |
0,34 |
8,0 |
0,15 |
0,43 |
10,0 |
0,15 |
0,53 |
12,5 |
0,19 |
0,55 |
16,0 |
0,21 |
0,60 |
20,0 |
0,24 |
0,67 |
25,0 |
0,34 |
1,06 |
31,5 |
0,42 |
1,19 |
40,0 |
0,53 |
1,69 |
50,0 |
0,75 |
2,12 |
63,0 |
0,85 |
3,10 |
80,0 |
1,06 |
4,24 |
Приложение N 23
к СП N 2.5. -15
Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в кабине управления
Наименование показателя |
Значение показателя |
Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Гц), Н, А/м, или магнитная индукция, В, мкТл, (Н/В), не более |
80/100 |
Напряженность электрического поля промышленной частоты (50 Гц), Е, кВ/м, не более |
5 |
Напряженность постоянного магнитного поля, Н, кА/м, не более |
8 |
Напряженность электрического поля в радиочастотном (РЧ) диапазоне от 0,03 до 3 МГц, В/м, не более |
50 |
" от 3 до 30 МГц, В/м, не более |
30 |
" от 30 до 300 МГц, В/м, не более |
10 |
Напряженность магнитного поля в радиочастотном (РЧ) диапазоне от 0,03 до 3 МГц, Н, А/м, не более |
5,0 |
" от 30 до 50 МГц, Н, А/м, не более |
0,3 |
Напряженность электростатического поля, кВ/м, не более |
20 |
Приложение N 24
к СП N 2.5. -15
Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений в салоне
Наименование показателя |
Значение показателя |
Напряженность электрического поля в диапазоне частот от 30 до 300 кГц, В/м, не более |
25,0 |
" в диапазоне частот от 0,3 до 3 МГц, В/м, не более |
15,0 |
" в диапазоне частот от 3 до 30 МГц, В/м, не более |
10,0 |
" в диапазоне частот от 30 до 300 МГц, В/м, не более |
3,0 |
" промышленной частоты (50 Гц), В/м, не более |
500 |
Магнитная индукция постоянного магнитного поля, мТл, не более |
1,0 |
Напряженность электростатического поля, кВ/м, не более |
15 |
Приложение N 25
к СП N 2.5. -15
Показатели искусственного освещения кабины управления
Вид освещения |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
|
Общее освещение |
Освещенность на пульте управления, лк, при включении: режима яркого света тусклого света |
20 - 60 2 - 9 |
Неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной), не более |
2:1 |
||
Рабочее |
Местное освещение |
Освещенность места для графика движения на пульте управления на рабочем месте машиниста |
Не менее 10 с плавной регулировкой до 1 |
Неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной), не более |
5:1 |
||
Регулировка яркости шкал контрольно-измерительных приборов, кд/м |
Плавная регулировка в диапазоне от 0,6 до (5,0_0,5) |
||
Неравномерность яркости (отношение максимальной яркости к минимальной), не более |
3:1 |
||
Аварийное |
Общее освещение |
Освещенность на пульте управления, лк, не менее |
3 |
Приложение N 26
к СП N 2.5. -15
Показатели искусственного освещения помещений вагона
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 Рабочее освещение | |
1.1 Освещенность в салоне на горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола и расстоянии 0,6 м от спинки сидения (кресла), лк, не менее |
150 |
1.2 Освещенность на электрических аппаратах в шкафах (на вертикальной поверхности), лк, не менее |
30 |
2 Аварийное освещение помещений вагона | |
Освещенность на полу основных проходов, лк, не менее |
1,0 |
Примечание : По пункту 1.2 рекомендуется дополнительно применять переносной светильник с автономным питанием. |
Приложение N 27
к СП N 2.5. -15
Горизонтальная освещенность припортальных участков тоннелей
Расстояние |
Освещенность |
5 м |
не менее 1000 лк |
25 м |
750 лк |
50 м |
500 лк |
75 м |
300 лк |
100 м |
150 лк, |
125 м |
60 лк |
150 м |
20 лк |
Примечание: Припортальные участки тоннелей и участки тоннелей, расположенные перед выходом на поверхность, должны быть окрашены в светлые тона |
|
Приложение N 28
к СП N 2.5. -15
Освещенность участков тоннелей, расположенных перед выходом на поверхность
Расстояние |
Освещенность |
50 - 25 м |
не менее 20 лк |
до 25 м |
не менее 60 лк |
Приложение N 29
к СП N 2.5. -15
Уровни искусственной освещенности в службе движения
Наименование показателя |
Значение показателя |
Освещенность на рабочих столах дежурных по станции, дежурных станционного поста централизации и поездных диспетчеров |
270-300 лк |
Освещенность На панели пульта (табло) управления уровень вертикальной освещенности |
150-200 лк |
Освещенность рабочих местах контролеров у автоматических пропускных пунктов не менее |
150 лк |
Освещенность у операторов разменных автоматов и электронно-счетных машин при общем освещении не менее |
200 лк |
Освещенность у операторов разменных автоматов и электронно-счетных машин при комбинированном освещении не менее |
400 лк |
Приложение N 30
к СП N 2.5. -15
Уровни искусственной освещенности в электродепо, мастерских и других эксплуатационных и ремонтных службах
Наименование показателя |
Значение показателя |
Освещенность в помещениях пунктов смены машинистов на поверхности рабочих столов не менее |
300 лк |
Освещенность на служебной платформе в тупике не менее |
30 лк |
Освещенность в смотровой канаве не менее |
50 лк |
Освещенность на ходовых частях вагонов при комбинированном освещении не менее |
150 лк |
Освещенность в комнатах ночного отдыха локомотивных бригад не менее |
75 лк |
Освещенность в комнатах отдыха не менее |
150 лк |
Примечание: Стены оборотных тупиков и пунктов технического обслуживания должны иметь светлую поверхность |
|
Приложение N 31
к СП N 2.5. -15
Уровни искусственной освещенности в службе пути
Наименование показателя |
Значение показателя |
Дополнительное местное освещение на ограниченном участке в тоннеле при ремонте пути не менее |
50 лк |
Освещенность перегонных тоннелей, камер съезда, тупиков на уровне головки рельсов не менее |
10 лк |
Приложение N 32
к СП N 2.5. -15
Уровни искусственной освещенности в эскалаторной службе
Наименование показателя |
Значение показателя |
Освещенность на рабочих в машинных помещениях не менее |
100 лк |
Освещенность в помещениях натяжной станции и наклонном ходе при проведении работ от общего освещения не менее |
50 лк |
Освещенность в помещениях натяжной станции и наклонном ходе при проведении работ при использовании местного освещения не менее |
150 лк |
Освещенность в комнатах отдыха работников эскалаторного хозяйства при общем освещении не менее |
150 лк |
Освещенность в комнатах отдыха работников эскалаторного хозяйства при комбинированном освещении не менее |
300 лк |
Приложение N 33
к СП N 2.5. -15
Освещенность рабочих мест в зависимости от характера зрительных работ
Выполняемая работа (профессии) |
Уровень искусственной освещенности |
Работы малой точности (слесари-ремонтники, слесари-сантехники, аккумуляторщики, кузнецы) |
от 100 до 200 лк |
Работы средней точности (токари-расточники, токари, фрезеровщики, слесари контрольно-измерительных приборов, радиомеханики) |
от 150 до 300 лк. |
Приложение N 34
к СП N 2.5. -15
Коэффициент естественной освещенности на основных рабочих местах
Освещение |
Коэффициент |
Верхнее и боковое освещение |
от 3 до 4%; |
Боковое освещение |
от 0,8 до 1,2%. |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.