В соответствии с частью 3.2 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений", (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4207; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359) в целях определения порядка сбора и анализа информации, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации приказываем:
утвердить прилагаемый порядок разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Министр сельского хозяйства |
А.Н. Ткачев |
Министр финансов |
А.Г. Силуанов |
Утвержден
приказом Минсельхоза России
и Минфина России
от " " _________2016 г. N______
Порядок
разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий порядок разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок) разработан с целью установления единых подходов к внедрению, управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) при ввозе подкарантинной продукции и подкарантинных объектов, подлежащих государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) (далее - объекты карантинного фитосанитарного контроля), в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
II. Стратегия применения СУР
2. Стратегия применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на достижение следующих целей:
1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в области карантина растений (далее - Законодательство) на основе реализации процесса управления рисками;
2) обеспечение эффективного выбора объектов карантинного фитосанитарного контроля, объема, форм и мер, применяемых при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе на территорию Российской Федерации, соответствующего категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими Законодательства (далее - риск-категорирование);
3) создание условий для сокращения времени проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и упрощения перемещения через Государственную границу Российской Федерации объектов карантинного фитосанитарного контроля, по которым риски не выявлены;
4) обеспечение карантинных фитосанитарных требований Российской Федерации при ввозе объектов карантинного фитосанитарного контроля на ее территорию;
5) обеспечение оптимального использования материальных и трудовых ресурсов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее - уполномоченный орган в области карантина растений) и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (далее - уполномоченный орган в области таможенного дела), а также их территориальных органов.
III. Тактика применения СУР
3. Достижение целей стратегии применения СУР осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР.
4. Тактика применения СУР предусматривает реализацию процесса управления рисками на всех уровнях системы осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и основывается на:
1) планировании и организации деятельности по управлению рисками при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с учетом целей, предусмотренных пунктом 2 Порядка;
2) постоянном совершенствовании порядка сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков;
3) реализации комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использовании информационных технологий;
4) выявлении объектов карантинного фитосанитарного контроля с признаками рисков и эффективном применении мер по минимизации рисков;
5) оптимальном распределении ресурсов уполномоченного органа в области карантина растений и уполномоченного органа в области таможенного дела для организации воздействия на риски;
6) контроле за единообразным применением мер по минимизации рисков;
7) осуществлении мониторинга и оценке результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки рисков в области карантина растений.
5. Прогнозируемые результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), а также оптимальное использование ресурсов уполномоченного органа в области карантина растений (далее - координатор СУР) и уполномоченного органа в области таможенного дела достигаются за счет осуществления координатором СУР планирования, организации и контроля процесса управления рисками, организации взаимодействия в ходе функционирования СУР, контроля единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков территориальными органами уполномоченного органа в области карантина растений и уполномоченного органа в области таможенного дела (далее - пользователи СУР) при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
6. Координатором СУР осуществляется:
1) методологическое руководство и обеспечение единообразного применения тактики СУР при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
2) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю и оценке эффективности применения СУР;
3) проведение оценки рисков;
4) разработка, применение и актуализация (отмена) профилей рисков;
5) контроль эффективности применения профилей рисков;
6) риск-категорирование объектов карантинного фитосанитарного контроля, а также принятие по результатам указанного риск-категорирования соответствующих мер к участникам внешней экономической деятельности (далее - участники ВЭД);
7) проведение сопоставительного анализа сведений о принимаемых решениях при ввозе объектов карантинного фитосанитарного контроля и результатов проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в результате применения которых достигнуты результаты для подготовки предложений по применению мер по минимизации рисков при проведении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) после выпуска уполномоченными органами в области таможенного дела подкарантинной продукции;
8) управление разработкой и актуализация программного обеспечения, обеспечивающего функционирование СУР, и подготовка предложений по его созданию, модернизации и сопровождению.
7. Пользователями СУР осуществляется:
1) применение СУР при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) подготовка предложений по созданию и внесению изменений в профили риска и их представление координатору СУР;
3) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования объектов карантинного фитосанитарного контроля и их представление координатору СУР;
4) подготовка предложений по внесению изменений в программное обеспечение, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координатору СУР.
IV. Порядок сбора и анализа информации, проведения оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками
8. Порядок сбора и анализа информации определяет действия должностных лиц территориальных органов и подведомственных уполномоченному органу в области карантина растений организаций и должностных лиц территориальных органов уполномоченного органа в области таможенного дела, задействованных в анализе рисков, направленные на получение информации об объектах карантинного фитосанитарного контроля, учет, систематизацию, преобразование, хранение информации в целях обеспечения проведения её анализа.
9. Сбор информации осуществляется должностными лицами, территориальных органов, и подведомственных уполномоченному органу в области карантина растений организаций и должностными лицами территориальных органов уполномоченного органа в области таможенного дела с использованием:
сведений, содержащихся в документах, имеющихся в их распоряжении;
информации, содержащейся в автоматизированных информационных системах уполномоченного органа в области карантина растений (далее - АИС) и в единых автоматизированных системах таможенных органов (далее - ЕАИС ТО);
информации, полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров;
информации, полученной от международных организаций и федеральных органов исполнительной власти.
Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица, территориальные органы и подведомственные уполномоченному органу в области карантина растений организации осуществляют регистрацию и обобщение поступившей информации.
Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС и ЕАИС ТО.
При систематизации информации осуществляется ее группирование и объединение по определенным параметрам и критериям.
Способ хранения информации определяется уполномоченным органом в области карантина растений и уполномоченным органом в области таможенного дела исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее представления и формализации.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляется в соответствии с требованиями Законодательства.
Доступ к информации, содержащейся в информационно-программных средствах АИС и ЕАИС ТО предоставляется исключительно координатору и пользователям СУР.
10. В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений Законодательства в случае его возникновения на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводится анализ и оценка риска.
Анализ риска включает в себя оценку рисков, управление рисками и выработку мер по предупреждению и минимизации негативных последствий рисков и коммуникацию рисков (информирование о наличии рисков и результатах реализации мер по их минимизации).
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства АИС и ЕАИС ТО, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа и оценки информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ рисков осуществляется с использованием методов оценки рисков, индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.
При оценке и управлении рисками, а также осуществления риск-категорирования используются информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения.
11. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками предусматривает:
1) определение мер по минимизации рисков, а также правил их применения;
2) разработку и утверждение профилей рисков. Профиль риска разрабатывается в целях выявления уровня риска объекта карантинного фитосанитарного контроля на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.
3) мониторинг результатов риск-категорирования объектов карантинного фитосанитарного контроля;
4) актуализацию (отмену) профилей рисков.
Риск-категорирование объектов карантинного фитосанитарного контроля осуществляется координатором СУР как самостоятельно, исходя из утвержденных индикаторов риска, так и с использованием информационно-программных средств АИС.
В целях дифференцированного воздействия на риски применяется риск-категорирование объектов карантинного фитосанитарного контроля.
По результатам риск-категорирования объекты карантинного фитосанитарного контроля группируются по следующим категориям уровня риска:
- низкий уровень риска;
- средний уровень риска;
- высокий уровень риска.
Риск-категорирование объектов карантинного фитосанитарного контроля и актуализация категорий их уровней риска осуществляется на основе регулярного и всестороннего анализа сведений, содержащихся в АИС.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков разрабатываются на основании результатов анализа фитосанитарного риска, информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, биологических особенностей карантинных объектов, природно-климатических факторов, данные о которых содержатся в АИС, и учитывают:
уровень фитосанитарного риска объекта карантинного фитосанитарного контроля (высокий или низкий) в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318;
карантинные фитосанитарные требования, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;
информацию о распространении карантинных объектов для Российской Федерации в основных странах-экспортерах России;
информацию о вредных организмах, в том числе отсутствующих или ограниченно-распространенных на территории Российской Федерации;
информацию о нотификациях по вопросам обнаружения карантинных объектов в партиях ввозимых объектов карантинного фитосанитарного контроля;
информацию о введенных экстренных фитосанитарных мерах;
информацию о нарушении карантинных фитосанитарных требований участником ВЭД;
информацию о нарушении карантинных фитосанитарных требований производителями подкарантинной продукции;
информацию, полученную уполномоченным органом в области карантина растений в соответствии с Законодательством.
Факты и результаты применения профилей рисков учитываются в АИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.