Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 6 мая по 26 мая 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 16 октября по 14 ноября 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 00/03-14735/05-14/10-21-2).
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил провело публичные консультации по проекту акта, в рамках которых поступили ответы от Министерства образования и науки Калужской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Волгоградский медико-экологический техникум", Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, ГАПОУ НСО "Новосибирский педагогический колледж N1 им. А.С. Макаренко", Комитета образования и науки Волгоградской области, Российского союза промышленников и предпринимателей (справка прилагается).
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Согласно пункту 1.3 проекта акта, его положения являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией профессиональных образовательных организаций, обучением и воспитанием студентов.
Считаем избыточным и необоснованным распространение проектируемых требований на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, "деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией профессиональных образовательных организаций".
1.1. Кроме того, абзацем первым пункта 3.1 проекта акта, пунктами 3.2, 3.5, 3.12, 5.8 проекта акта определены требования к архитектруно-планировочному решению здания, требования об учете норм технологического проектирования соответствующих отраслей промышленности, к вентиляции, к строительным и отделочным материалам, к канализации.
Указанные требования к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ (1 июля 2015 г. вступил в силу актуализированный перечень нормативных документов обязательного применения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521).
На основании изложенного полагаем необходимым исключить указанные нормы.
2. Согласно пункту 1.5 проекта акта для студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обращаем внимание, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.
Понимая важность и необходимость создания доступной (безбарьерной) среды для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, тем не менее, представляется целесообразным определить перечень мероприятий для создания доступной среды для вновь строящихся и ранее построенных организаций профессионального образования, проанализировав при этом возможности уже функционирующих организаций профессионального образования исполнить такие мероприятия.
Следует отметить, что отсутствие определенности в проектируемых требованиях может привести к избыточному административному давлению на субъектов предпринимательской и иной деятельности, необоснованным наложениям административных наказаний и затратам хозяйствующих субъектов.
3. Абзацем 2 пункта 1.4 проекта акта установлено, что "ранее построенные здания профессиональных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены".
Остается неясной формулировка "ранее построенные". Не ясно, какой период времени или какое событие (например ввод в эксплуатацию здания, утверждение проекта и т.д.) следует считать разграничивающим здания профессиональных образовательных организаций на построенные ранее и построенные позже.
Целесообразно в проекте акта определить, что его положения распространяются на вновь проектируемые профессиональные образовательные организации.
4. Согласно пункту 1.7. проекта акта каждый работник профессиональной образовательной организации должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе, сведения о перенесенных прививках, а также сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях.
При установлении требования о содержании в медицинской книжке информации о перенесенных инфекционных заболеваниях у работника возникает обязанность по внесению в медицинскую книжку информации о перенесенных им вирусов гриппа или простуды.
На основании изложенного полагаем указанное требование избыточным и подлежащим исключению.
4. Пунктом 2.4 проекта акта установлено требование об обязательном размещении при вновь строящейся профессиональной организации общежития для проживания студентов на одном участке вместе с учебным корпусом.
Остается неясным, чем обусловлена обязательность такого размещения.
При установлении обязанности по размещению на одном участке общежития и учебного корпуса необходимо учитывать, что площадь такого участка будет иметь значительную величину, соответственно должен быть проведен анализ существующей возможности подобной застройки. В условиях сложившейся застройки выполнение данного требования может быть затруднительным.
Полагаем пункт 2.4 проекта акта избыточным и подлежащим исключению.
5. Пунктом 2.5 проекта акта установлено, что "хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный въезд".
Из предложенной редакции пункта 2.5 проекта акта неясно, что является "самостоятельным въездом".
Представляется целесообразным определить, что на территории профессиональной образовательной организации предусматривается оборудование не менее двух въездов (основной и хозяйственный).
5.1. Согласно абзацу 3 пункта 2.5 проекта акта профессиональная образовательная организация на территории хозяйственной зоны должна разместить: гараж, овощехранилище, складские помещения, котельную.
Следует отметить, что в случае, если профессиональная образовательная организация при организации питания студентов пользуется услугами привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания, то обязанность по оборудованию хозяйственной зоны овощехранилищем будет для нее избыточной и необоснованной.
Аналогичные примеры могут быть приведены и в отношении обязанности по размещению на территории хозяйственной зоны гаража и складских помещений.
Кроме того, представляется, что указанные требования не являются предметом санитарных правил, в связи с чем подлежат исключению.
6. Пунктом 2.7 проекта акта определено, что физкультурно-спортивная зона оборудуется в соответствии с действующими санитарными правилами, предъявляемыми к физкультурно-спортивным сооружениям, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 61 (далее - постановление N 61).
Обращаем внимание, что абзацем вторым пункта 2.1 постановления N 61 вновь строящиеся открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов и других, специально выделенных земельных участках.
Таким образом, представляется, что проектируемое требование на практике может стать невыполнимым.
Целесообразно установить в проекте акта конкретные требования к физкультурно-спортивным зонам профессиональных образовательных организаций, определив при этом, что под такими зонами следует понимать.
7. Абзацем шестым пункта 2.7 проекта акта установлено, что "занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят".
Представляется, что проектируемый абзац носит слишком неопределенный и оценочный характер. Полагаем достаточным указать, что покрытие площадок для подвижных игр должно быть хорошо дренирующим и беспыльным.
На основании изложенного предлагаем исключить абзац шестой пункта 2.7 проекта акта.
7.1. Аналогичное замечание касается пункта 3.10 проекта акта.
Полагаем достаточным в пункте 3.10 проекта акта указать, что полы во всех помещениях, кабинетах, лабораториях, мастерских, рекреациях должны быть гладкими и иметь покрытие, позволяющее производить его уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфекционных средств.
8. Согласно пункту 2.2 проекта акта здания профессиональной образовательной организации размещаются на "самостоятельном земельном участке".
Исходя из проектируемого проектом акта пункта размещение профессиональных образовательных организациях на не "самостоятельном земельном участке" запрещено.
Следует отметить, что понятие "самостоятельный земельный участок" законодательством не установлено. При этом пунктом 3.19 проекта акта определена
возможность размещения профессиональной образовательной организации на базе иной организации.
Представляется целесообразным пояснить каким образом требования пункта 2.2 проекта акта будут соотноситься с требованиями пункта 3.19 проекта акта, а также определить, что следует понимать под "самостоятельным земельным участком".
Обращаем внимание, что при отсутствии четкого понимания вводимых проектом актом понятий, критериев их определения, способов и механизмов контроля за проектируемым запретом возможен риск возникновения необоснованного взимания штрафов, закрытие профессиональных образовательных организаций, добросовестно осуществляющих свою деятельность.
9. Согласно пункту 2.6 проекта акта в профессиональных образовательных организациях, профиль которых связан с освоением транспортных средств, предусматривается, в частности, зона для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
Следует отметить, что указанные профессиональные образовательные организации могут осуществлять ремонт, испытание и обслуживание транспортных средств как своими силами и на принадлежащей им территории, так и на основании договора об оказании услуг с организациями, оказывающими подобные услуги и, соответственно, на территории таких организаций.
На основании изложенного представляется целесообразным положениями проекта акта предусмотреть такую возможность.
10. Пунктом 2.11 проекта акта установлено, что расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с профессиональной образовательной организацией не допускается.
Остается неясным, кем и каким образом может быть доказана функциональная связанность каких либо построек и сооружений с профессиональной образовательной организацией.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Полагаем данный пункт проекта акта избыточным и подлежащим исключению.
11. Пунктом 4.1 проекта акта определено, что "рабочее место студента в кабинетах (аудиториях) теоретических дисциплин оборудуют ученическими столами и стульями".
Полагаем градацию кабинетов (аудиторий) на "кабинеты (аудитории) теоретических дисциплин" и на иные неоднозначным и неопределенным.
Представляется достаточным определить, что рабочее место студента в кабинетах (аудиториях) должно быть оборудовано ученическими столами и стульями.
12. Абзацем вторым пункта 4.5 проекта акта определено, что "расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в "передне-заднем направлении".
Не ясно, что подразумевается под "передне-заднем" направлением.
13. В соответствии с абзацем 4 пункта 4.5 проекта акта сверлильные, точильные и другие станки в учебных мастерских должны устанавливаться на фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Представляется целесообразным предусмотреть исключение для настольно-сверлильных и настольно-точильных станков.
14. Согласно пункту 6.6 проекта акта не следует использовать в одном помещении люминисцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
Обоснований чем обусловлено такое ограничение в использовании указанных ламп не представлено. Кроме того, не ясно в связи с чем пунктом 6.5 проекта акта исключена возможность использования для общего освещения ламп накаливания.
15. Согласно пункту 6.9 проекта акта классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Полагаем избыточным детализацию возможных вариантов местного освещения для классных досок.
Представляется достаточным указать, что классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.
16. Проект акта содержит ряд рекомендательных норм (абзац второй пункта 6.10 проекта акта, пункт 8.3 проекта акта, пункты 6, 9, Приложения N 4 к проекту акта, пункт 6 Приложения N 6 к проекту акта).
Между тем, санитарно-эпидемиологические требования не могут носить рекомендательный характер.
По данным экспертов любые положения такого рода контролирующими органами трактуются как обязательные. С целью снижения рисков избыточного административного давления считаем необходимым все рекомендательные положения исключить из проекта акта.
17. По тексту проекта акта разработчиком используются точные величины при определении ряда требований к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях (пункты 4.2, 4.5, 6.8 проекта акта).
Полагаем необходимым определить примерные величины ("не более", "не менее") во избежание установления избыточных и трудновыполнимых требований.
18. Согласно пункту 8.6 проекта акта для лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть организованы занятия адаптивной физической культурой.
Обращаем внимание, что согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Таким образом, может быть сделан вывод, что проектом акта для лиц с ограниченными возможностями здоровья предлагается организовывать отдельные занятия адаптивной физической культурой, вместо использования средств адаптивной физической культуры на общих занятиях физической культуры предлагается, что, соответственно, предполагает наличие отдельного преподавателя.
Остается неясным, каким образом должно быть выполнено установленное указанным пунктом требование, в случае, если в группе 1 - 2 студента с ограниченными возможностями здоровья.
На основании изложенного представляется целесообразным положения пункта 8.6 проекта акта привести в соответствие с пунктом 5 статьи 31 Закона N 329-ФЗ.
19. Пунктом 8.1 проекта акта в таблице 4 определена максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах.
Так, учебная нагрузка на первом курсе при 6-дневной учебной неделе предусмотрена в объеме 35 часов, что не соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам по специальностям среднего профессионального образования, где подобная нагрузка составляет 36 часов.
20. Полагаем избыточными таблицу 3 и абзац четвертый пункта 4.1 проекта акта, устанавливающие порядок нанесения цветовой маркировки на ученическую мебель, абзац второй пункт 10.5 проекта акта, определяющий необходимость использования стерильных медицинских изделий одноразового применения.
Указанные положения не относятся к предмету проекта акта и, соответственно, подлежат исключению.
21. Представляется необходимым установление переходного периода для возможности адаптации профессиональных образовательных организаций, а также контролирующих органов, к устанавливаемым проектом акта требованиям.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.